0
758
Газета Армии Интернет-версия

23.11.2007 00:00:00

Дедовщину в армии искоренят отцы и матери солдат

Тэги: дедовщина, призыв


Министерство обороны РФ самоустраняется от решения многолетней проблемы искоренения дедовщины в войсках. С 1 декабря эта насущная забота перекладывается на созданные год назад при воинских частях родительские комитеты. Во всяком случае, именно так можно расценить содержание специальной памятки, изданной недавно Главным управлением воспитательной работы (ГУВР). В середине ноября многие СМИ со ссылкой на одного из составителей документа процитировали ее «главный постулат»: «Бесконфликтность в частях полностью будет зависеть от активного участия родительских комитетов». В настоящее время памятка рассылается в войска.

ПАМЯТКА ПОД ГРИФОМ «ДСП»?

Некоторые издания грешили на министра обороны Анатолия Сердюкова: мол, это он своим распоряжением ввел в действие данную памятку. Это, впрочем, логичная «догадка», так как создание родительских комитетов, наряду с образованием Общественного совета (ОС) при МО, было финальным детищем предшественника Сердюкова на посту главы военного ведомства Сергея Иванова. То есть новый министр должен бы и развить «благое дело» ушедшего (на повышение). Однако, как удалось выяснить «НВО», введение памятки в действие санкционировал своей подписью статс-секретарь – замминистра обороны генерал армии Николай Панков. Отдельные пункты документа даже у обывателя, знающего о положении дел в армии понаслышке да из телевизора, не могут не вызвать ничего, кроме саркастической усмешки.

С вариантом этой памятки автору этих строк довелось ознакомиться в одном из ведомственных изданий Минобороны. Опубликован он был в конце октября и подавался как «Рекомендации» ГУВРа по совершенствованию деятельности родительских комитетов в ВС РФ. Эти ЦУ тоже вызывают немало вопросов. Однако, видимо, последний, утвержденный в качестве руководства к действию вариант претерпел радикальное переосмысление, раз в него забили тезис о том, кто теперь должен решить проблему упомянутой «бесконфликтности» – родительские комитеты.

Кстати, на официальном сайте МО этой «переворотной» в деле борьбы за «бесконфликтность» в войсках памятки обнаружить не удалось. Видимо, она получила гриф «ДСП». Более того, ее «в глаза не видела» председатель Комитета Союза солдатских матерей (КССМ) России и член ОС Валентина Мельникова (уж ей-то сам бог велел с ней ознакомиться!). О чем она сообщила «НВО» по телефону. Но рассказала при этом, что документ цитировался при ее участии в одной из недавних передач на радио «Эхо Москвы». «Специально же поисками этой памятки мы в своем комитете не занимались, – заметила также Мельникова. – Потому что это очевидная бредятина Минобороны на пути преодоления тех позорных негативных явлений, которые существуют в армии и на флоте».

По поводу же «эпохального предложения» ГУВРа – отдать дело борьбы с дедовщиной на откуп родкомам – Валентина Мельникова резонно (и не без юмора) заметила: «А давайте тогда назначим вместо офицеров, должных отвечать за состояние дисциплины во вверенных им частях, представителей родительских комитетов или активисток нашего Союза солдатских матерей – может, тогда действительно сдвинем проблему дедовщины?»

«УМЕРЛИ, НЕ РОДИВШИСЬ»

Из процитированного в СМИ также видно, что изобретение ГУВРа определяет регламент работы родительских комитетов. Согласно памятке, формируются они следующим образом. По прибытии призывника в часть командование составляет письма к каждому из его родителей и предлагает им сотрудничество. Если отец и мать откликаются положительно, они смогут «баллотироваться» в состав родкома. Членов же последнего будут выбирать в основном из числа тех, кто живет поблизости от части. А солдат, чьи семьи обитают в глухоманях за тридевять земель от места их службы, смогут опекать «местные» родители, сыновья которых, в свою очередь, поехали служить к черту на кулички.

В своем «кратком труде» ГУВР также указывает, что родительским комитетам следует собираться не менее трех раз за период призыва. Они должны сотрудничать с командирами воинских частей, например составлять коллективный план полугодовой работы, участвовать в подготовке к празднованию всевозможных дат, в том числе и дня части. Судя по одному из пунктов (одному из самых расширенных), родкомы должны погрязнуть в ведении протоколов своих заседаний (так было во времена партийных и комсомольских собраний) и вести журнал учета обращающихся к ним военнослужащих-срочников. Родители смогут участвовать в решении социально-бытовых вопросов солдат. Отцы и матери получают право жаловаться напрямую вышестоящим начальникам (вплоть до министра обороны, подчеркивается в документе) на действия командиров частей, а также обращаться к депутатскому корпусу. И командиры, и родители должны сообща следить, чтобы в родкомы «не проникли» лица с корыстными намерениями...

И так далее, и тому подобное...

«Конечно, все это нельзя назвать полным бредом, – сказал «НВО» по случаю обнародования положений пресловутой памятки один из член ОС при МО, пожелавший остаться неизвестным, – но большинство пунктов по меньшей мере не могут не вызывать недоумения. Например, пункт о ведении протоколов явно нацелен на то, чтобы в случае чего офицеры, да и сам ГУВР могли, я извиняюсь, с одной стороны, прикрыть свой зад, а с другой – отчитаться перед начальством: мол, родительские комитеты действуют, работа кипит...»

Но дело даже не в этом, считает эксперт. Он убежден, что «родительские комитеты – это вообще изначально была пустая затея, придуманная окружением Сергея Иванова для создания видимости общественного контроля над армией». По словам собеседника, родкомы «не способны оказать какое-либо влияние на уровень воинской дисциплины в войсках»: «У командования тысячи возможностей скрыть от отцов и матерей – членов родительского комитета реальное состояние дел в подразделении или части. В то время как у родителей-активистов, если исходить даже из положений памятки ГУВРа, минимум возможностей узнать что-то».

Поэтому, считает эксперт, «родительские комитеты умерли, не родившись». Сам факт того, что ГУВР направляет в войска соответствующую памятку почти через год после того, как сам же – по приказу бывшего министра обороны – отчитался о создании родкомов во всех воинских частях (это произошло еще к 15 февраля), говорит сам за себя.

С экспертом солидарна и руководитель КССМ Мельникова: «Ребята призываются в воинскую часть из разных концов России. На какие, простите, шиши будут ездить их родители писать протоколы на заседаниях своих ячеек? Мы уже прошли этот путь в 1980-х, когда родители брали отпуска и ездили в конкретные части, чтобы присмотреть, как там сын. И к 1989 году они уже поняли, что эффективность такого контроля близка к нулю».

«Глупость в создании родительских комитетов и в написании различного рода памяток для них», по ее мнению, заключается и в том, что «уже много лет существуют общественные объединения, которые работают вместе с военными ведомствами для того, чтобы армия была нормальной и достойной для офицеров и солдат – зачем еще что-то изобретать, тем более, что это «нечто» в полной мере зависит от того, как к нему будут относиться конкретные офицеры на местах». При этом Мельникова имеет в виду не только региональные комитеты солдатских матерей, но и «многочисленные ветеранские и другие патриотические организации».

Профанацию идеи родительских комитетов Мельникова видит также в том, что «контроль над армией может быть только со стороны гражданского общества, а не со стороны солдатских мам и пап, сестер и братьев, бабушек и дедушек, как это прописано в пресловутой памятке».

Кстати, разочарована Валентина Мельникова и работой Общественного совета при Минобороны, в котором она состоит. По ее мнению, за год своего существования ОС не обозначил собой того органа, который мог бы определенным образом повлиять на обстановку дел с дисциплиной в Вооруженных силах. «Нет общего интереса, – пояснила Мельникова, – человека или группы минобороновских общественников, которые бы могли продвигать инициируемые нами же идеи по оздоровлению обстановки в армии».

С такой оценкой работы ОС согласны и некоторые другие его члены. Напомним, первое – и пока единственное – заседание ОС в полном составе и с участием министра обороны (тогда еще Иванова) состоялось в январе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
715
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1400
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1229
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2329

Другие новости