0
4366
Газета Армии Интернет-версия

18.01.2008 00:00:00

Год – за два

Тэги: дедовщина, армия, призыв


дедовщина, армия, призыв Что год, что два – все равно служить не хочется...
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

С 1 января срок службы в армии по призыву сократился до одного года. Комитеты солдатских матерей и правозащитники отметили это событие как свою большую победу, но остались все равно недовольны. Секретарь Союза КСМ Валентина Мельникова считает, что это событие омрачено отменой ряда отсрочек и лишением солдат-одногодичников отпуска.

В противовес «солдатским матерям» бывший член комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов сказал в радиоэфире, что короткий срок службы приведет к резкому падению квалификации Российской армии. Особенно трудно придется там, где личный состав обслуживает образцы вооружения, требующие хорошей технической и специальной подготовки, – в войсках ВВС и ПВО, РВСН, в Космических войсках и т.п. Но раз такое решение принято, переходить на 12-месячную службу по призыву все равно придется.

Совершенно очевидно, что переход на одногодичный срок службы продиктован не реформой Вооруженных сил, новыми концепциями обороны или применением современных средств автоматизации. Это чисто политическое решение, принятое в угоду общественному мнению и прямо связанное с парламентскими и президентскими выборами. И к ним же приуроченное. Кроме того, сокращение срока службы в два раза – с двух лет до года – позволило отказаться от борьбы с дедовщиной на том основании, что при 12-месячной службе «дедовать» будет не над кем. Первые шесть месяцев солдат станет проводить в учебном центре, а вторые – служить в кругу однопризывников. Небольшой переходный период, когда происходит смена отслуживших воинов на выпускников учебных центров, в расчет не принимается.

Именно борьбой с пресловутой дедовщиной и объясняют переход на сокращенный срок службы. Примечательно, что министр обороны РФ Анатолий Сердюков отлично понимает, что неуставные отношения таким образом не изжить. В мае прошлого года он заявил в интервью СМИ: «Причины возникновения неуставных взаимоотношений носят более глубокий характер и не обусловлены исключительно продолжительностью сроков службы. При этом я уверен, что переход на одногодичный срок службы позволит заметно снизить остроту этой проблемы».

Правда, весеннему призыву 2008 года придется дослуживать с теми, кого призвали в 2007-м на полтора года. Тут, понятно, будут определенные издержки в виде случаев все той же дедовщины, но это придется пережить. Однако может возникнуть иная форма неуставных отношений, основанная не на сроках службы, а на земляческих отношениях. Это когда солдаты одной национальности (Россия, как известно, многонациональное государство) или призванные из одного региона подавляют всех остальных и выстраивают свою неформальную пирамиду власти. Примеров этому сколько угодно, но пока отцы-командиры не рискуют говорить об этом громко. Хотя время от времени называют регион, поставляющий в армию большинство подобных «землячеств» – Дагестан. «Джигиты» отказываются мыть полы и дежурить на кухне, дескать, это «женская работа», требуют отдельного питания «по-мусульмански» и т.п. Зачастую командиры предпочитают идти у них на поводу – это проще, чем бороться с падением дисциплины, а то и откровенным неповиновением.

В солдатском фольклоре традиционно говорилось, что первые полгода солдат привыкает, вторые полгода – обучается, третьи – служит, четвертые – готовится к дембелю. Теперь все будет проще: первые полгода привыкает, вторые – готовится к дембелю. Любой, кто отслужил срочную, подтвердит, что последние полгода служба на ум не идет, зато ожидание увольнения в запас становится нестерпимым. Отсюда проистекают и нарушения дисциплины, и ночные выходки «дедов». Кстати, солдаты с высшим образованием, которым раньше полагалось отслужить всего полтора года, испытывали то же самое. Так что вряд ли можно ожидать от призыва-2008 безукоризненной дисциплины и исполнительности. Командирам не стоит терять бдительность.

Сокращение срока службы до одного года рассматривается обществом лишь как избавление «мальчиков» от «лишней солдатчины». А для Вооруженных сил это принципиальная перестройка всей системы обучения и воспитания молодых воинов, требующая к тому же перестройки психологии офицеров. Если раньше пополнение вливалось в сколоченное подразделение и «молодых» можно было использовать на хозработах («старички» тем временем службу несут), то сейчас ничего этого не будет. Предстоят полгода напряженной боевой учебы. А потом все повторится снова, расслабляться уже не придется никогда.

Раньше за два года службы из новобранца получался полноценный солдат. За 12 месяцев теперь будут готовить обученный резерв. Разница огромная. К весеннему призыву можно успеть понастроить учебных центров, но готовы ли новые программы подготовки? Освоение воинской специальности должно стать интенсивным, с опорой на новые методики и технические средства обучения. А о них кто-нибудь подумал заблаговременно? При этом один призыв будет нести службу летом, а второй – зимой. Таким образом, может получиться зимний обученный резерв и летний...

Печально, но полностью обрывается преемственность в воинском коллективе. Не будет больше передачи опыта, всех тех маленьких солдатских хитростей, которые позволяют запускать двигатели на морозе, быстро сушить одежду, легко чистить оружие и т.п. Не будет времени, чтобы выделить лидеров, дать им возможность покомандовать на сержантских должностях, вырастить из них командиров. Предполагается, что все сержантские должности займут контрактники. Естественно, доставшиеся в наследство от двухгодичной призывной армии. А что будет через пять, десять лет?

Можно указать еще десятки проблем, которые порождает сокращение срока службы по призыву. Но лучше сразу понять, что это не просто сокращение, а переход к армии другого типа. Срочник-одногодичник – это резервист, сырье для контрактной армии. И одна из основных задач отцов-командиров – побудить его продолжить службу в Вооруженных силах. Вот это и станет самой большой проблемой в ближайшие годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
701
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
683
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1196
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
568

Другие новости