0
1614
Газета Армии Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Пентагон становится "мягче", но не слабее

Тэги: пентагон, сша, стратегия


пентагон, сша, стратегия Новая военная доктрина отнюдь не предусматривает ослабление роли испытанных средств "проекции силы" – таких, как авианосцы.
Фото из книги «Современные военные флоты»

«В обозримом будущем США будут оставаться ведущей экономической и военной державой», – записано в новой Национальной военной стратегии США, которая стала достоянием парламентариев и американской общественности 8 февраля этого года. Вместе с тем в документе отмечено, что сегодня наблюдается изменение фундаментальных основ противостояния государств и негосударственных образований, поскольку в мире происходит изменение расстановки сил и характера межгосударственных взаимоотношений. Международное сообщество не очень быстро, но с неизбежностью движется к многополярному миру. На базе растущей дипломатической, экономической и военной мощи различные страны образуют коалиции для защиты своих национальных интересов, но при этом жесткое военное противостояние государств и взаимыне угрозы уходят в прошлое.

В складывающейся ситуации вклад военных в поддержание лидирующей роли Америки в мире будет определяться не столько превосходящей военной мощью ее ВС, сколько формами и методами их применения при разрешении различных конфликтов. Стратегические умы Пентагона считают, что процветание государств и расширение контактов между ними требуют обеспечения стабильности международной обстановки и безопасности населения планеты, отсутствия территориальной агрессии и конфликтов между странами, а также существования стабильного и надежного доступа к природным ресурсам и в мировое кибернетическое пространство, что обеспечит стабильность мировых рынков. В связи с этим эксперты МО полагают, что его воинские контингенты должны присутствовать в различных регионах земного шара.

Как говорится в этом документе, новая военная «стратегия апробирована в ходе боевых действий и сосредоточена на формировании модульных, адаптивных сил общего назначения, которые могут быть эффективно и полностью использоваться в любых военных операциях».

В основе новой военной стратегии Пентагона, подготовленной высшим военным руководством США, объем которой составляет два десятка страниц, лежат положения стратегических документов, опубликованных Белым домом и гражданскими специалистами МО. В ней рассматривается роль и место армии, ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты в обеспечении безопасности страны.

ТРИ КРАЕУГОЛЬНЫХ КАМНЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПЕНТАГОНА

В соответствии с федеральным законодательством Национальная военная стратегия США должна пересматриваться каждые два года и передаваться на рассмотрение в комитеты по ВС обеих палат американского парламента. Однако на практике все изменения вносятся лишь тогда, когда в этом возникает необходимость.

В новой военной стратегии основные положения аналогичного документа, разработанного еще в 2004 году при президенте Джордже Буше и с тех пор практически не менявшегося, подвергнуты кардинальной ревизии. В ней рассматриваются как угрозы безопасности страны, так и методы противодействия им. При этом основной акцент делается на оптимальном сочетании мощи национальных ВС с так называемой мягкой силой. Этот подход предполагает решение Белым домом стоящих перед ним задач и достижение национальных целей не силовыми методами, а путем оказания влияния на своих противников и контрагентов в рамках демократического, экономического и культурного воздействия. Авторы стратегии полагают, что такие подходы могут существенно повысить акции США на международной арене, сделают их привлекательным союзником для других стран и примером для подражания.

В предисловии к опубликованной стратегии председатель КНШ адмирал Майкл Маллен заявил, что целью этого документа является формулирование подходов к обеспечению защиты ближнесрочных и долгосрочных национальных интересов США, сформулированных в «Стратегии национальной безопасности», утвержденной президентом США Бараком Обамой в мае прошлого года, и к решению задач по защите Америки от внешних угроз и развитию ВС, которые прозвучали в «Четырехгодичном обзоре национальной обороны», разработанном в 2010 году, а также в ряде других стратегических документов Белого дома.

По словам председателя КНШ, в настоящей стратегии осуществлен пересмотр лидирующей роли США в мире и ее «адаптация к вызовам новой эпохи». В данном документе указаны тенденции изменения стратегической обстановки в мире и показано, каким образом военные стратеги намерены решать проблемы, которые могут возникать в ближайшем и отдаленном будущем.

В новом документе, регламентирующем деятельность войск в различных ситуациях, который адмирал представил обитателям Капитолийского холма, рассматриваются три главные темы.

Прежде всего в нем сделан упор на то, что в обеспечении всесторонней национальной безопасности страны лидирующая роль руководства Объединенных сил очень часто не менее важна, чем их боевые возможности.

Вторым важным положением новой стратегии является убежденность американских генералов в том, что ВС США должны всячески углублять связи с союзниками в решении вопросов обеспечения безопасности и создавать возможности для партнерства с новыми и самыми различными группами игроков на мировой арене.

Кроме того, ВС США должны быть полностью готовы к постоянно растущим темпам изменения международной обстановки и к росту неопределенности ситуации в будущем, что потребует от вооруженных сил Америки обладания самым широким спектром боевых возможностей для предотвращения войн и одержания в них решительных побед.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

В стратегии утверждается, что у Пентагона нет более важных задач, чем обеспечение безопасности американцев, защита территории Америки и демократического образа жизни ее граждан. Именно по этим причинам США ведут войну в южной части Центральной Азии, являющейся эпицентром жестокого экстремизма. Боевики «Аль-Каиды» и других террористических группировок, дислоцирующиеся в этом регионе, не прекращают наращивать свои усилия по подготовке террористических акций на территории США и в других развитых европейских странах.

Основной стратегической целью Вашингтона является уничтожение баз вооруженных боевиков «Аль-Каиды» и ее сторонников в Афганистане и Пакистане, а также предотвращение возможности повторного развертывания своих лагерей в этих странах после их уничтожения. Пентагон намерен продолжить свои усилия по ослаблению и окончательной ликвидации влияния талибов в этих странах. ВС США должны сделать все возможное, чтобы бывшие инсургенты не могли снова объединяться и восстанавливать свои боевые формирования. Кроме того, американские военные должны обеспечить требуемый уровень профессионализма бойцов сил безопасности Афганистана и содействовать властям Пакистана в их действиях по ликвидации «Аль-Каиды» и ее союзников.

Однако исламские экстремисты концентрируются не только в этих странах. Многочисленные ячейки боевиков сосредоточены на Аравийском полуострове, в исламском Магрибе, Сомали, Йемене и в других регионах планеты. Современные технические средства позволяют моджахедам поддерживать надежную связь, дистанционно планировать и координировать свои акции. Незаконные торговые связи позволяют боевикам поддерживать на необходимом уровне свое материально-техническое обеспечение. Все это в значительной мере затрудняет выявление террористических сетей экстремистов и борьбу с ними. Однако в соответствии с новой стратегией Пентагон вместе со своими союзниками и партнерами будет предпринимать все усилия, чтобы обезвреживать боевиков во всех регионах земного шара.

Как полагают стратеги КНШ, Америка должна не только одномоментно громить ячейки боевиков, но и формировать общие долгосрочные подходы к организации регионального партнерства государств в данном вопросе и всеми мерами противодействовать поддержке боевиков со стороны различных стран, организаций и населения, а также ликвидировать источники возможной легитимизации бандформирований.

В рамках разработанной стратегии военные должны содействовать экономическому развитию государств, пораженных экстремизмом, усилению роли их правительств и укреплению законодательной базы. При этом должна быть обеспечена безопасность населения этих стран, что неизбежно должно привести к отрицанию ими терроризма и насилия и обеспечению нормального цивилизованного проживания граждан.

НА АЗИАТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Как говорится в новой стратегии, Азия продолжает активно развиваться и усиленно накапливать свои материальные ресурсы. Благосостояние ее населения продолжает расти, а доля азиатских стран в мировом богатстве непрерывно увеличивается. Государства этого региона становятся более состоятельными в экономическом и военном отношении. Поэтому стратеги Пентагона считают, что именно к Азии Вашингтону необходимо относиться с пристальным вниманием.

Сотрудник одного из ведущих подразделений Пентагона, управления стратегии и политики, контр-адмирал Джон Роберти заявил журналистам, что необходимо «демонстрировать силу против ожидаемой опасности там, где, по вашему мнению, эта опасность может возникнуть». Он также отметил, что в новой стратегии очень серьезное внимание уделено Азии, так как этот регион приобретает все большее значение в мировой экономике, поскольку его страны продолжают непрерывно совершенствовать свои ВС и наращивать их боевые возможности, а правительства и политические партии этих государств проводят существенную модернизацию властных структур и законодательной базы.

По мнению контр-адмирала, «для поддержания безопасности следует оценить» военные позиции Америки в этом регионе и взаимоотношения США с расположенными там государствами. «Я бы не уделял особого внимания анализу распределения воинских частей и военной техники. Намного большее значение имеет оценка того, какими возможностями мы располагаем», – заметил Роберти.

Особое внимание в новой стратегии МО США уделяется Китаю. В документе говорится, что в настоящее время Пекин весьма активно проводит мероприятия по наращиванию так называемого потенциала перекрытия доступа. Эти действия направлены на введение определенных ограничений по доступу воинских контингентов ВС США на территории стран Восточной Азии. Они угрожают глобальным торговым маршрутам и ограничивают возможности американских военных выполнять приказы своего руководства. По мнению авторов стратегии, вооруженные силы США должны быть готовы к ответу на эти действия лидеров Поднебесной и свести к минимуму негативные последствия этих запретов пекинского руководства.

Говорится в стратегии и о растущей экономической мощи Китая, которая позволяет ему модернизировать свои вооруженные силы и расширять зону интересов в подконтрольном Пекину регионе и за его пределами.

Еще в 2006 году в «Четырехлетнем обзоре национальной обороны» американские специалисты указывали, что Китай может стать главной военной угрозой США. В документах Белого дома постоянно говорится и о необходимости укрепления отношений с теми азиатскими странами, которые Пекин весьма активно старается сделать своими союзниками.

В новой военной стратегии США указывается, что Белый дом планирует дальнейшее развитие отношений с Китаем. Однако Вашингтон однозначно дает понять, что он не позволит Пекину угрожать безопасности своих союзников и друзей и прежде всего возможным попыткам Китая силовыми методами возвратить себе Тайвань.

РОССИЯ И ДРУГИЕ

России в новой стратегии практически не отводится никакого места. Американские стратеги просто обмолвились о том, что США будут и дальше вести диалог с Кремлем. Они намерены сотрудничать с Москвой в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового поражения, в космосе и по вопросам развертывания системы противоракетной обороны в Европе. Авторы документа также призывают Россию более активно участвовать в обеспечении безопасности и стабильности в Азии, и прежде всего в Афганистане.

«Мы будем укреплять диалог и военное сотрудничество с Россией, основываясь на наших успешных усилиях по сокращению стратегических вооружений. Мы намерены стремиться к сотрудничеству с Россией в сферах контртерроризма, противодействия распространению ядерного оружия и материалов, космоса и создания системы ПРО, и мы будем приветствовать ее более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности», – говорится в новом документе КНШ.

Новые стратегические установки Пентагона предусматривают проведение комплекса мер по предотвращению возможных войн и создания условий, необходимых ВС США для победы в них. В документе говорится о проведении комплексных мероприятий, препятствующих распространению оружия массового уничтожения, о глобализации, о вероятных природных катастрофах и изменениях климата, о киберпреступности и способах противодействия ей, о растущем недостатке ископаемых ресурсов и пищевых ресурсов, о глобальных эпидемиях и о растущих разногласиях государств по вопросам торговли. Все это введено в разряд ключевых факторов, влияющих на международную безопасность.

Как заявил Роберти, перечисленные в стратегии факторы и риски «могут пересечься самым непредсказуемым образом». Поэтому руководству США необходимо тщательно «продумывать стратегию и тактику действий в случае возникновения кризисов» и провести модернизацию системы планирования действий соответствующих федеральных структур в критических ситуациях.

Кроме необходимости развития ВС США и придания им способности адекватно реагировать на будущие вызовы и угрозы в стратегии говорится, что для рассмотрения и решения общих проблем обеспечения безопасности различных стран необходимо при главенстве Вашингтона объединить военных и гражданских специалистов стран – союзниц Америки и ее партнеров, включая экспертов неправительственных организаций.

Для обеспечения безопасности и стабильности в Африке и Южной Америке составители стратегии призывают к работе с региональными организациями в этих частях планеты. В новом документе Пентагона, хотя он был разработан еще до начала волнений в Тунисе, Египте, Алжире и в других странах Большого Ближнего Востока, указывается, что в этом регионе существует большая потенциальная нестабильность, поскольку здесь существуют серьезные проблемы с государственным управлением, а также происходят значительные изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах.

Руководство военного ведомства Америки будет использовать положения новой военной стратегии в качестве исходной базы для разработки долгосрочных и среднесрочных планов военного строительства, включая составление запросов на финансирование новых программ или расширение реализуемых, а также при составлении стратегических и оперативных планов применения ВС. Правда, с учетом намерений нового состава Конгресса США существенно сократить военные расходы с финансированием этих планов у Пентагона могут возникнуть серьезные проблемы в военном строительстве и реализации его оперативных планов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1229
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
859
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
416
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
581

Другие новости