0
2358
Газета Армии Интернет-версия

22.07.2011 00:00:00

Силы самообороны Японии впервые на передовой

Николай Тебин

Об авторе: Александр Васильевич Шлындов - ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук, полковник запаса; Николай Петрович Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, катастрофы, армия


япония, катастрофы, армия Японские солдаты вручную разбирают завалы.
Фото Reuters

«Сиката-га най!» («Ничего не поделаешь!») – говорят японцы, глядя на разрушения от стихийных бедствий. А таких у японцев полный набор – землетрясения и извержения вулканов, цунами и тайфуны, снег в несколько метров на побережье Японского моря и проливные дожди на берегах Тихого океана.

«Сиката-га най!» – сказали они, с поражающим стоицизмом начав наводить порядок и после произошедшего 11 марта мощнейшего землетрясения магнитудой 9,0 у Тихоокеанского побережья острова Хонсю. В Японии оно, как все сильные землетрясения, получило свое название – «Великое землетрясение Тохоку». Во время него погибло и пропало без вести около 27 тысяч человек, в основном от вызванного им цунами с высотой волны до 20 метров.

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКОНУ

Обстановка усугубилась, когда не удалось оперативно восстановить разрушенные цунами системы охлаждения четырех из шести реакторов на АЭС «Фукусима-1» и стало ясно, что предстоят сложные работы по предотвращению утечки радиации.

После каждого природного катаклизма японцы стремятся учесть опыт, пусть и печальный, чтобы сократить в будущем ущерб от ударов стихии, в том числе и улучшением организации и эффективности поисково-спасательных работ. Тщательно анализируется, что недоработано, что нужно предусмотреть в будущем, чтобы избежать ущерба, а главное, человеческих жертв. Землетрясение Тохоку сравнивают по масштабам с произошедшим в январе 1995 года в районе Кобе так называемого «Великого землетрясения Хансин», во время которого сгорело и было разрушено 103 тыс. домов. Под завалами и в огне погибли 6432 человека.

Разбор причин гибели людей показал, что по меньшей мере несколько сот человек погибли из-за того, что им своевременно не была оказана помощь. Где-то не хватило сил и технических средств для тушения пожаров, где-то – для разбора завалов. С укором говорилось, что при этом сотни, тысячи военнослужащих часами ждали приказов командования, хотя и находились в непосредственной близости от мест трагедий.

Среди недостатков в деятельности армейских подразделений отмечалась прежде всего медлительность в развертывании. Командиры ждали приказа от своего командования. Организованная помощь от армейских подразделений началась только через 4 часа после разрушительного подземного толчка.

Землетрясение Хансин произошло в 5.46 утра. К 8.00 в оказании помощи участвовало лишь 250 солдат, к 16.00 численность достигла 1000 человек, лишь к ночи контингент военнослужащих в районе катастрофы увеличился до 2300 человек.

Только на третий день число участвовавших в спасательных работах военнослужащих достигло 13 тыс. человек, что рассматривалось как максимально возможный контингент от общей численности личного состава воинских подразделений в прилегающих префектурах в 26 тыс. человек. Воинские подразделения из других регионов страны начали прибывать лишь к вечеру на 5-й день В конечном итоге в спасательных работах участвовали 16 тыс. военнослужащих.

Армейское руководство объясняло столь медленное развертывание воинских подразделений тем, что солдаты и старшины-контрактники живут дома со своими семьями и много времени уходит на сборы и формирование специальных отрядов. Потребовалось несколько часов, чтобы собрать личный состав, и не меньше времени, чтобы получить информацию, куда и сколько человек необходимо перебросить.

С другой стороны, использование вооруженных сил в Японии находится под строгим правовым и гражданским контролем в связи с сохраняющимися у населения опасениями по поводу возрождения довоенного милитаризма. При этом особо настороженное отношение населения проявлялось к переброскам воинских частей. По мнению военного командования, любые подобные мероприятия вооруженных сил в послевоенные годы привлекают пристальное внимание и вызывают противоречивые чувства у населения.

Это даже учитывалось в законе о силах самообороны. В соответствии с положениями статьи 83 закона воинские подразделения могут привлекаться для помощи пострадавшим при крупных катастрофах только после официального запроса о помощи от администрации префектуры. Командиры подразделений самостоятельно не могут принять решение о выдвижении в тот или иной район. Закон исходит из того, что крупномасштабная переброска войск должна проводиться весьма осторожно.

Однако, с другой стороны, бездействие военных в экстремальных ситуациях вызывало весьма недоброжелательные чувства у населения, которое весьма негативно относилось к тому, что воинские подразделения в обстановке, когда нужно действовать без промедления, остаются на своих местах, ожидая приказа сверху. Поэтому правительство страны после землетрясения Хансин тщательно изучило возможности сокращения времени принятия решений о подключении армейских подразделений к ликвидации последствий катастроф и оказанию помощи пострадавшим.

Недопустимым признано, что планы действий армейских подразделений в случае природных катастроф были только на районы Канто (Токио) и Токай (Нагоя). На другие регионы их не было, в том числе и на Хансин (Кобе-Осака), что на практике вызвало задержки с развертыванием подразделений после землетрясения.

Выяснилось также, что дислоцированные в регионе Кобе-Осака армейские подразделения не приглашались к участию в учениях гражданских сил по действиям в условиях возможных стихийных бедствий. Такие учения проводятся по всей стране 1 сентября в память о более 100 тыс. погибших в эту дату в 1923 году во время «Великого землетрясения Канто». О том, сколь серьезно относятся к таким учениям японцы, говорит то, что ежегодно по всей стране в них принимает участие до миллиона человек.

РЕЗЕРВИСТЫ – ВПЕРЕД!

Землетрясение Хансин 1995 года побудило руководство Японии скорректировать систему кризисного управления в стране. Многие действовавшие законы были пересмотрены, а в соответствии с ними и инструкции. Что касается армии, то были составлены и введены в действие руководящие документы, регламентирующие участие сил самообороны в действиях по ликвидации последствий стихийных бедствий. На практике это участие отрабатывалось в ходе упоминавшихся выше учений 1 сентября, что стало обязательной нормой. На этих учениях фактически отрабатываются действия по эвакуации людей в безопасные районы, проверяется работа органов управления, готовность средств обеспечения жизнедеятельности. В последние годы от сил самообороны на такие учения направляется более 1500 человек личного состава, 300–400 автомашин, до 20 вертолетов, несколько кораблей.

Наиболее важно, что благодаря совместным учениям за прошедшие после землетрясения Хансин более 15 лет, не только повысилась готовность армейских частей и подразделений быстро и эффективно реагировать на крупномасштабные стихийные бедствия и катастрофы, но и заметно улучшился имидж сил самообороны в глазах населения. Обозреватель газет «Иомиури» констатирует, что во время землетрясения Хансин в 1995 году «в ряде мест власти демонстрировали давнюю аллергию к войскам». Но с тех пор «взаимодействие между силами самообороны и местными властями стали крепче как на практике в ходе поисково-спасательных операций, так и в ходе совместных учений». При этом значительно увеличился вклад вооруженных сил в организацию поисково-спасательных работы во время стихийных бедствий.

Это наглядно проявилось во время землетрясения Тохоку. 11 марта 2011 года после мощного подземного толчка, как на учениях, без задержки армейские подразделения были задействованы для проведения поисково-спасательных операций. Слаженные во время учений группы военнослужащих из близлежащих частей пешими марш-бросками вышли в пострадавшие районы.

Военнослужащие обеспечили быструю расчистку дорог от завалов и оперативную помощь пострадавшим. Всего же из 230 тысяч человек личного состава сил самообороны в пострадавшие префектуры северо-восточного побережья острова Хонсю, согласно официальным данным Министерства обороны, было переброшено 107 тысяч человек. Это практически все, кого можно было привлечь без нарушения мер безопасности, например, обеспечения работы постов воздушного наблюдения. Именно на военнослужащих легли все тяготы первых дней поисковых работ. Ими из затопленных домов было спасено не менее 5 тысяч человек.

Рационально были использованы резервисты. 14 марта Министерство обороны объявило, что рассматривает возможность призыва резервистов сил самообороны для выполнения реальных обязанностей по обеспечению жизнедеятельности в районах, пострадавших от цунами. Резервисты подготовленного резерва ежегодно проходят 30-дневные тренировки. На предложение откликнулись несколько тысяч добровольцев. По данным Министерства обороны, около 5850 бывших военнослужащих подготовленного резерва были мобилизованы. Это был первый случай с момента формирования сил самообороны в 1954 году, когда резервы сил самообороны были мобилизованы для выполнения практических задач.

Волна цунами вынесла на берег за многие километры рыбацкие суда, а вместе с ними и тысячи автомобилей, хранившихся на пирсах в портах перед отправкой на экспорт. Все было искорежено, перемешано с обломками домов, строений, заборов. Апокалипсический пейзаж на несколько километров от побережья и на 400 км вдоль него. Неудивительно, что при общем числе около 27 тысяч человек погибших и пропавших без вести при землетрясении Тохоку, более 13 тысяч человек и через полтора месяца все еще числились как пропавшие без вести, а более 2000 тел хранились во временных моргах и не были опознаны.

За все послевоенные годы японские вооруженные силы не участвовали в боевых действиях. Даже в операциях сил ООН они выполняли функции тылового обеспечения, а оружие могли использовать только для самообороны. Во многих местах, где прошло цунами, картина была пострашнее поля боя и по числу погибших, и по виду останков.

Воинские подразделения с использованием своей инженерной техники и даже танков с бульдозерным оборудованием смогли расчистить дороги, что значительно облегчало последующие спасательные операции. Но картина на обочинах дорог угнетала всех ведших поисково-спасательные работы. В еще большей степени на психику солдат давили случаи, когда обнаруживались сразу несколько трупов. Руководство медицинской службы Министерства обороны Японии даже было вынуждено направлять специалистов-психологов в части и подразделения для оказания психологической помощи ликвидаторам последствий цунами.

Большинство из обращавшихся за советом в консультационный пункт психологической помощи на базе сил самообороны в Фукусиме были молчаливы, угрюмы, и тон их разговора был отрешенный, безразличный. Это, по мнению психологов, «вызвано тем, что солдаты вынуждены изо дня в день смотреть на большое число трагически погибших».

Уже в первую неделю после катастрофы японские газеты отмечали высокую эффективность работы военнослужащих в поисково-спасательных операциях. Газета «Иомиури» отмечает, что они «выполняли наиболее трудоемкие и опасные операции, включая подачу воды для охлаждения реакторов». Газета пишет, что все армейские подразделения хорошо подготовлены и оснащены. Имеют собственные запасы продовольствия и могут действовать автономно. Эффективность работы сил самообороны повысилась за счет организации объединенных региональных штабов сухопутных, морских и военно-воздушных сил, Это было осуществлено впервые. В конечном итоге намечается стандартизировать эту форму управления под эгидой штаба Северо-восточной армии в Сэндай.

С 1995 года, после землетрясения Хансин, в Японии многое сделано для привлечения подразделений сил самообороны к операциям во время стихийных бедствий. Об этом свидетельствуют и сообщения СМИ о большом интересе граждан к проведенной в мае в Токио выставке фотографий о работе персонала вооруженных сил в ходе поисково-спасательной операции в Тохоку. Представитель сил самообороны на выставке выразил надежду, что «выставка представляет хорошую возможность для населения ознакомиться, чем мы занимаемся повседневно». Можно согласиться с мнением профессора Национального института политических исследований Нарусигэ Матисита, что «для сил самообороны в нынешней обстановке легче показать свою необходимость для японского народа», как и с его выводом, что «это вряд ли приведет к усилению роли сил самообороны как военной организации».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
915
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
659
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
325
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
441

Другие новости