0
4904
Газета Армии Интернет-версия

18.01.2013 00:00:00

В Прибалтике меряются мускулами и кошельками

Тэги: прибалтика, нато, эстония, литва


прибалтика, нато, эстония, литва В атаку бежать лучше по дороге.
Фото со страницы группы Вооруженных сил Эстонии в Facebook

Рийгиког (эстонский парламент) принял в третьем, окончательном чтении бюджет на 2013 год. Об этом ИА REGNUM сообщили в канцелярии парламента Эстонии, отметив, что бюджет будет негативным пятый год подряд. Расходная часть превышает доходную на 0,2 млрд. евро. Учитывая дефицит бюджетных средств, эстонские парламентарии, очевидно, не смогут удовлетворить все запросы руководства военного ведомства, которые были изложены в новой программе развития Сил обороны на предстоящие 10 лет. Военным придется согласиться с сокращением планировавшихся ранее расходов. Это приведет, возможно, к замораживанию до 2023 года создания инфраструктуры ряда важных объектов, на что ранее делалась ставка и что всячески пиарилось, а также к отказу от закупок перспективных вооружений. Вероятно, «встанет» строительство двух-трех крупных военных городков, не будут приобретены ракеты и бронетехника, противотанковые средства поражения. Как удручающе отметила эстонская газета «Почтальон» (Postimees), «на сегодня все эти планы стали макулатурой».

СЕКВЕСТР МОЖЕТ ВОЗМУТИТЬ

Урезание военного бюджета, по сообщению «Почтальона», в последующем приведет и к ликвидации штабов сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Упразднены будут и военные округа.

Одна из главных причин пересмотра военной программы заключается в отсутствии средств. Ныне действующая десятилетняя программа развития Сил обороны на 2009–2018 годы составлялась, когда экономика страны находилась на подъеме. На ее реализацию планировалось выделить 3,8 млрд. евро, из них 2,3 млрд. – на повседневные нужды армии и флота и 1,5 млрд. – на закупку вооружений. В рамках этих расходов планировалось закончить строительство авиабазы «Эмари» в 55 км на запад от Таллина.

Несколько лет назад, когда стройка только стартовала, тогдашний министр обороны Яак Аавиксоо позиционировал данный объект как «краеугольный камень государственной обороны Эстонии». Он заявил, что «на аэродроме «Эмари» в случае кризисной ситуации будут приземляться войска наших союзников». Осенью 2010 года авиаполю тоже придавали немаловажное значение: за год до этого Россия и Беларусь провели крупнейшие на постсоветском пространстве учения «Запад-2009» (эхо которых пугает политиков стран Балтии до сих пор) и введение в строй новой удлиненной взлетки в риторике некоторых эстонских деятелей являлось своеобразным ответом Москве и Минску.

Авиабаза «Эмари» – это не совсем новинка. Аэродром под названием «Вязовка» (в/ч 21180) с развитой инфраструктурой существовал здесь в советские времена. Изначально на нем базировались тяжелые бомбардировщики, позже – Су-24. В последующем авиабаза в лихие 90-е была существенно разграблена. В 2008 году ее удручающее состояние изумило атлантистов. Вскоре база стала объектом крупнейшей оборонной инвестиции Североатлантического альянса. Тогда же началась и реконструкция. Последняя обошлась Эстонии в 1,3 млрд. крон (около 75 млн. евро). 35% расходов взял на себя военный блок НАТО. Сообщалось, что реконструированный аэродром может одновременно принимать до 16 истребителей и 20 транспортных самолетов и обслуживать за сутки до 2 тыс. военнослужащих.

Эксперты полагают, что сегодня бывшая «Вязовка» – один из важнейших опорных пунктов НАТО в Балтийских странах и регионе Финского залива. Авиабаза является серьезным «сдерживающим сигналом». Сейчас она обладает всей необходимой инфраструктурой, а взлетная полоса длиной в 2750 метров способна принимать самолеты всех типов, включая и тяжелые военно-транспортные. Однако в силу вышеназванных причин этот «сигнал», похоже, в ближайшее десятилетие будет ослабевать.

Помимо «Эмари» не будет построен и военный городок в поселке Ягала близ эстонской столицы, где в советское время располагалось Таллинское высшее военно-политическое строительное училище. Министерство обороны Эстонии отказалось от дальнейшего проектирования здесь новостроек. Между тем фирмам, которые занимались проектировкой, уже выплачено в общей сложности около 600 тыс. евро. Но в программе развития инфраструктуры дальнейших инвестиций с 2013 по 2022 год не предвидится. Председатель парламентской комиссии по обороне Мати Райдма так и заявил, что проект городка в Ягале в ближайшие десять лет развиваться не будет и пока «глубоко заморожен».

По планам, на территории городка должны были сосредоточиться различные воинские части и логистические структуры. Теперь же военное ведомство официально уведомило: «В нынешних экономических условиях строительство городка поглотит неразумно большую часть инвестиций на строительство, отведенных из бюджета Министерства обороны. Кроме того, правительство в нынешних экономических условиях решило отказаться от альтернативной модели финансирования проекта, основанной на сотрудничестве публичного и частного секторов».

А ведь еще совсем недавно данный объект фигурировал в политических спорах внутри страны. После парламентских выборов 2010 года коалиция консерваторов сообщила о составленной тогда же пятилетней программе действий. Консерваторы заявили, что повысят расходы на оборону до 2% ВВП (в 2011 году было 1,86%) и в течение четырех лет построят в Ягале военный городок. Кстати, на «Эмари» тоже были подобные спекуляции: обещалось, что полная готовность военного аэродрома под Таллином будет обеспечена к 2015 году.

По составленным тогда же планам строительство военного городка в Ягале должно было начаться в 2011 году и завершиться к 2014-м. Сюда должны были переехать дислоцированные в основном в столице воинские части – штабной и караульный батальоны, батальон связи, а также батальон логистики и разведбат. Намеревался переместиться в новые современные помещения и штаб 1-й пехотной бригады из Палдиски. Однако казармы в Ягале стоят пустыми с 2002 года – с тех пор как из них выехал Калевский отдельный пехотный батальон.

Наряду с городком в Ягале Министерство обороны намечало построить крупные военные городки в Тапе и Палдиски. Кстати, в городе Тапа, являющемся крупным железнодорожным узлом, до 1991 года имелся большой гарнизон. Здесь дислоцировались зенитно-ракетная бригада и части ВВС (656-й истребительный авиаполк и 384-я отдельная вертолетная эскадрилья, подчиненная 6-й армии ВВС и ПВО), а также учебка сержантов инженерных войск. Ныне летное поле – лишь своеобразная достопримечательность городка. После передачи его в 1993 году вновь созданным Силам обороны Эстонии оно какое-то время использовалось местным аэроклубом.

После вступления Эстонии в НАТО здесь разместили артиллерийский полк и стали было застраивать взлетку и стоянки, но вскоре бросили. С тех пор аэродром – местный памятник военной инфраструктуры. И мало кто помнит, что именно с него 28 мая 1987 года в 16.03 по тревоге вылетал пилотируемый старшим лейтенантом Анатолием Пучниным истребитель на перехват «цели 8255». Приказа об уничтожении летчик не получил, и в итоге «8255-я» благополучно долетела до Москвы и стала всемирно известна как спортивный самолет Cessna-172В, совершивший под управлением Матиаса Руста посадку на Красной площади.

Казармы в городке Тапа давно пришли в упадок, многие из них с годами были разграблены, снесены. Иные каким-то образом приспособили под коттеджи. Сегодня здесь находится дом престарелых.

Финансовое усекновение в военной сфере повлечет и отмену анонсированных прежде крупных закупок вооружений. В частности, Эстония откажется от приобретения ракетных систем ПВО среднего радиуса действия. Не будут поставляться в войска танки и бронетранспортеры. В ВВС не появятся новые вертолеты. А ВМС не получат новых кораблей и скоростных катеров. Последние поставки в эстонскую армию состоялись в феврале 2012 года. Тогда в Финляндии была закуплена партия зенитного вооружения – дополнительные пусковые установки системы ПВО «Мистраль» и запасные части к ним, а также 23-мм зенитные орудия ЗУ-23-2 (польский вариант модернизации известной советской спарки двух 23-мм пулеметов). Сообщалось, что это оружие обошлось Минобороны чуть больше 283 тыс. евро.

Наблюдатели отмечают, что секвестр оборонных расходов Эстонии носит столь резкий характер, что при его реализации может возникнуть серьезная волна недовольства и критики руководства страны в Вооруженных силах и обществе. Поэтому, хотя новая программа готовилась к принятию около года, о ней в Министерстве обороны Эстонии и руководстве Силами обороны предпочитали не распространяться. Да и сейчас помалкивают, отделываясь от назойливых СМИ общими расплывчатыми фразами.

ТАЛЛИН ПОУЧАЕТ

Вместе с тем Таллин пытается поучать соседей, как им лучше использовать свои оборонительные возможности. Например, был обнародован доклад «Развитие ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря до 2020 года», в котором подвергается сомнению способность 5,5-тысячной латвийской армии выполнять свои задачи. Таллин пеняет Риге, что из-за финансовых сокращений и сложной демографической ситуации в Латвии Вооруженные силы последней лишь называются войсками, а на самом деле их боевой потенциал чуть ли не нулевой.

Документ был составлен аналитиками национального Центра оборонных исследований по просьбе эстонской парламентской комиссии по иностранным делам. В нем также отмечается, что в результате экономического кризиса в Латвии ее оборонный бюджет составляет в 2012 году 1% ВВП (тогда как норма, которую страны-члены НАТО должны ежегодно выделять на оборонные расходы, – 2%). Поэтому, утверждается в докладе, «если бы Латвия столкнулась с угрозой конвенционального конфликта, возможности выполнения Вооруженными силами вспомогательных функций и участия в боевых действиях были бы ограниченными».

Эстонские аналитики также отмечают, что с 2008 по 2010 год в Латвии в отставку ушло большое число профессиональных и мотивированных военных. Поэтому вкупе с этим у Таллина и «вызывает сомнение, способны ли сейчас Вооруженные силы Латвии выполнять свои задачи». «Учитывая демографические проблемы и высокий уровень эмиграции, маловероятно, что Вооруженные силы Латвии способны в нужном количестве вербовать и сохранять прошедший обучение и мотивированный личный состав», – подчеркивается в документе.

Разумеется, такая оценка вызвала в Риге соответствующую реакцию. Впрочем, министр обороны Латвии Артис Пабрикс почему-то, как водится в таких случаях, не «выражал недоумения» или «возмущения». Не отвечал он и по принципу «сами дураки». Пабрикс предпочел оправдательный тон. Перво-наперво он заявил, что подготовленный эстонцами доклад устарел.

«Исследователи наверняка взяли во внимание кризисную ситуацию начиная с 2008 года, когда оборонный бюджет Латвии был урезан наполовину. Но и тогда мы сделали все, чтобы во время сокращения бюджета участие Латвии в международных операциях не пострадало», – разубеждал латвийский глава военного ведомства. По его словам, эстонские исследователи не учли, что уже два года в Латвии главным приоритетом является бригада Сухопутных сил, что означает надежную территориальную защиту республики. Чем же так гордится господин Пабрикс?

На вооружении четырехбатальонной бригады (численность 2 тыс. человек, дислоцируется в городе Адажи, что в 20 км от Риги) стоит три допотопных танка Т-55, два БРДМ-2, десяток бронеавтомобилей «Хаммер» производства США и пара десятков старичков ГАЗ-66. Зато есть 187 единиц американских бронетранспортеров М113. В планах – реорганизация соединения в механизированную бригаду с доведением ее численности до 3,5 тыс. военнослужащих. Но эта перспектива должна реализоваться лишь к 2020 году.

Министр также не стал отрицать, что Латвия не выделяет на оборону 2% ВВП, но указал, что Рига делает все необходимое, чтобы постепенно приблизиться к такому объему финансирования. Это «заявление о намерениях» более чем некорректное – с учетом того, что в 2011 году Латвия истратила на военные расходы лишь 1,14% ВВП.

Пабрикс назвал недостоверным вывод исследования о том, что главное внимание Вооруженных сил Латвии сейчас уделено выполнению международных обязательств, и если бы Латвии грозил военный конфликт, ее участие в нем, даже локальном, было бы ограниченным. И добавил: «Я согласен с тем, что слабыми местами региона, как указано в рапорте, являются энергетика и нацменьшинства. Что касается кибербезопасности и безопасности информационного пространства, то мы работаем и осознаем эти угрозы, но важно, чтобы их осознавали также остальные министерства, общество и вся Балтия в целом».

Пояснил министр обороны и следующее: «Что касается энергозависимости, то Латвии следует подумать о строительстве своего терминала сжиженного газа. Однако решение проблем энергетики не входит в компетенцию Минобороны, хотя безопасность необходимо рассматривать комплексно. Больше всего Минобороны сейчас озабочено как раз проблемами энергобезопасности, киберугрозами и безопасностью информационного пространства».

Между тем эстонская газета «Почтальон» в ноябре 2012 года писала, что балтийские страны в геополитическом отношении представляют собой своеобразный полуостров, соединенный с Западной Европой узким перешейком на литовско-польской границе. А рядом – буквально напичканная различным оружием, в том числе и тяжелым, Калининградская область России. Случись военный конфликт, Эстонии, учитывая крайне низкий потенциал армии Латвии, неизбежно надо быть готовой защищать также и свою южную границу с Латвией.

РЕВНОСТЬ СОСЕДОК К НАТО

Одновременно Таллин ведет пикировку с Вильнюсом относительно того, где лучше быть авиабазе НАТО. Эстонцы полагают, что, мол, хватит патрульным самолетам альянса взлетать и садиться под литовским Шауляем (тут находится крупнейший с советских времен военный аэродром), пора им перекочевывать в Эстонию на реконструированное летное поле в Эмари. В 2012 году эта борьба с Литвой за право присутствия на территории Эстонии самолетов воздушной полиции альянса была особенно показательной.

Напомним, миссия воздушной полиции НАТО в странах Балтии началась в 2004 году, сразу же после их вступления в альянс. По принципу ротации на аэродром, что в 5 км от Шауляя, прилетают и германские истребители американского производства F-4 «Фантомы», и французские «Миражи», и польские «МиГ-29».

Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене категорически против отдавать воздушных полицейских северной соседке. Тем более что аэродром под Шауляем – это достояние республики. Как раз перед распадом СССР его реконструировали для посадки космического челнока «Буран». Юкнявичене убеждена, что, случись перенос балтийской авиабазы НАТО в Эстонию, привлекательность этой базы тут же потускнеет.

Впрочем, дело, конечно, не в этом. Подоплека пикировки – чисто политическая. Очевидно, что эстонцы, зазывая к себе натовских летчиков, хотят таким образом поднять престиж страны: наличие на их территории базы НАТО могло бы стать неким козырем (пусть и не самым главным) в политическом пасьянсе. В Вильнюсе, однако, заявляют, что и шауляйской составляющей НАТО им мало. Ибо Россия намерена осуществить ответные меры в Калининградской области против размещаемой в Польше американской системы ПРО. То есть Литва не хочет потерять имидж военно-воздушной державы НАТО, она стремится усилить впечатление от натовского присутствия на своей территории.

Есть еще финансовая сторона этой проблемы. Та же Юкнявичене печется о том, как бы Эстония не понесла лишние расходы в случае передислокации авиаполиции в Эмари. Странный посыл, тем более что сама Литва, откажись она от шауляйской базы, может сэкономить. Актуальность тут видна: в этом году Вильнюс выделил на оборону менее 1% ВВП (в то время как Таллин – 2%). Известно, что с 2009 года полицмиссию НАТО в Балтии три страны оплачивают сами. Но Вильнюс тратит не треть, как должно быть на паритетных началах, а почти половину необходимых средств – именно потому, что истребители базируются на территории Литвы, об этом сообщил вице-министр обороны Витаутас Умбрасас.

Пока политики тянут одеяло, жители Шауляя проявляют недовольство тем шумом, который исходит от самолетов. В петициях, адресованных властям, пишут, что в домах, расположенных вблизи аэродрома, даже стекла вылетают. Больше всего досаждают германские «Фантомы» и польские «МиГи».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
832
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
770
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1384
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
656

Другие новости