0
5285
Газета Армии Интернет-версия

07.02.2014 00:01:00

Адмиральские параллели и меридианы

Тэги: флот, юбилей


флот, юбилей Адмиралу Касатонову всегда рады на Черноморском флоте. Фото из семейного архива

Во флотской судьбе Игоря Владимировича Касатонова немало ярких, запоминающихся событий. В 61-м участвовал в уникальном переходе эсминца «Упорный» Северным морским путем на Тихоокеанский флот. В 1973 году с завода вывел новый большой противолодочный корабль «Очаков». Завод сдал его на «четверку». «Приводить в меридиан», как говорят моряки, имея в виду доводить до боеспособного состояния корабль и экипаж, пришлось Касатонову. Год отрабатывал организацию (помогали штабы бригады и дивизии). Потом – боевая служба с высокими оценками командования.

И такими трудными галсами была полна вся служба будущего адмирала.

ШИПЫ И ЗВЕЗДЫ

Офицера с училищной скамьи учат разрушать и уничтожать силы противника. Это – его главная задача. Но есть не менее важная – собирать собственные силы. И в этом качестве редкий военачальник может сравниться с адмиралом Игорем Касатоновым.

В начале 80-х годов Игорь Владимирович командовал дивизией противолодочных кораблей Черноморского флота. В нее входило тогда 32 надводных боевых корабля 1 и 2 ранга (столько сейчас нет во всем Военно-морском флоте, на самом большом Северном флоте, например, в строю только семь кораблей 1 и 2 ранга). Численность экипажей дивизии Касатонова была 12 тыс. матросов, мичманов и офицеров – примерно столько сейчас на всем Черноморском флоте. В командире дивизии руководители военного ведомства разглядели будущего талантливого флотоводца. В июле 1982 года Касатонова назначили командующим Кольской флотилией разнородных сил Северного флота, формирование которой в соответствии с директивой главкома ВМФ от 15 апреля 1982 года № 730/1/00357 должно было закончиться к 1 июля 1982 года. Но фактически закончилось только тогда, когда флотилию возглавил Игорь Касатонов, именно при нем корабли и подводные лодки флотилии начали нести боевую службу в Арктике, Атлантике и даже в Индийском океане.

Нельзя сказать, что служба у Касатонова протекала гладко. В августе 86-го, когда Игорь Владимирович отдыхал с семьей в санатории в Крыму, ему позвонил главком ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин. Он сообщил, что Игорь Владимирович представлен к назначению на должность начальника штаба Тихоокеанского флота, и пожелал хорошего отдыха. А через несколько дней в полигоне боевой подготовки при совместном поиске торпеды в результате удара форштевнем в кормовую часть правого борта опрокинулся и затонул  торпедолов ТЛ-955. Из 12 человек, находившихся на его борту, удалось спасти только 5.

Командующий, где бы он ни находился, всегда отвечает за все, в том числе и за своих нерадивых подчиненных. Исключение составлял, пожалуй, только один адмирал. После каждой аварии на атомных подводных лодках с гибелью части или почти всего экипажа он уверенно продвигался вверх по служебной лестнице.

А вот о планируемом назначении Касатонова в Главном штабе ВМФ забыли после аварии торпедолова. Но не навсегда. Талантливых флотоводцев у нас можно перечесть по пальцам. ТРЕТЬЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

В разгар горбачевской перестройки, в апреле 1988 года, Касатонова назначили первым заместителем командующего Северным флотом. В этой должности в 1990 году спас гарнизон на Новой земле от замерзания (вышла из строя вся система котельных).

В сентябре 1991 года командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло обвинен в поддержке ГКЧП, отстранен от командования флотом и уволен со службы. Командующим назначают Игоря Касатонова.

Первый всенародно избранный президент России отказывался принимать решения по сохранению кораблей ЧФ. Один из помощников вице-президента Александра Руцкого рассказывал мне, что в кабинет к Ельцину надо было попасть с документами в короткий промежуток времени – когда Ельцин только-только приезжал в Кремль, и до часу – двух часов дня, когда он еще был в состоянии адекватно реагировать на поставленные проблемы. Однажды ему предложили провести операцию по сохранению самого современного на тот момент корабля разведки с уникальной аппаратурой: вечером разрешить экипажу сход на берег, за ночь посадить на корабль надежный экипаж и вывести корабль в нейтральные воды. Ельцин возразил: нам важнее сохранить отношения с Кравчуком. А корабль пусть забирает себе Украина. Так решалась проблема раздела флота в Кремле.

В этот тяжелый для нашего народа период безвременья и безвластия судьба ЧФ решалась не в Москве или Киеве, а непосредственно в Севастополе. Киев провоцировал морских пехотинцев, присягнувших на верность Украине, захватывать объекты Черноморского флота. А Касатонов отправлял на защиту этих объектов тех морских пехотинцев, которые остались верны своей первой и единственной присяге. Так, например, отбили от украинских «братишек» захваченную обманным путем гарнизонную комендатуру Севастополя. И не только ее.

Равнодушие московских начальников, предательство недавних сослуживцев, подлость чиновников, угрозы физической расправы со стороны националистов – все это не сломили русского адмирала, вынужденного чуть ли не в одиночку отстаивать в Крыму интересы своей родины. Касатонов стал любимцем моряков и жителей Севастополя. Он стал «Почетным гражданином России», его имя было в верхних строчках политических рейтингов. Севастопольцы хотели, чтобы адмирал стал президентом Крыма. Такой человек был крайне неудобен ни российской, ни украинской власти. Его убрали подальше от Крыма на почетную должность первого заместителя главкома ВМФ, но не смогли оторвать от решения проблем Черноморского флота и жителей Крыма.

В 96-м министр обороны генерал армии Игорь Родионов хотел, чтобы Касатонов стал его заместителем. Кандидатура Игоря Владимировича была согласована в администрации президента. Были подготовлены представление и другие документы. Но реализовать их Родионов не успел. Сменивший его Игорь Сергеев еще некоторое время не возражал, но уже и не так активно, как Родионов, поддерживал назначение Касатонова своим заместителем. В конце концов тема заглохла. Говорят, не без участия украинского лобби в администрации президента – так припомнили Касатонову Севастополь и Черноморский флот. По этой же причине или по какой-то иной Сергеев не назначил Касатонова и главкомом ВМФ в ноябре 97-го.

ЭПОПЕЯ «ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

Единственный оставшийся в строю из четырех построенных тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК) проекта «Орлан» – ТАРК «Петр Великий» – был заложен в 1986 году. Но начались перестройка, и корабль застрял у заводского причала на 10 лет, где однажды едва не утонул – прямо у причала. «Несколько отсеков на две палубы снизу были затоплены. Часть аппаратуры после осушки перебрали, а часть заменили, в том числе и один из комплексов оружия», – рассказывал мне позже главный строитель крейсера Геннадий Старшинов. После затопления  судьба крейсера повисла на волоске.

В 95-м правительственную комиссию по государственным испытаниям «Петра Великого» возглавил Касатонов. То, что ему удалось сделать, можно сравнить только с чудом. В условиях экономического кризиса, отсутствия финансирования Военно-морского флота, острого дефицита материально-технических средств и топлива для кораблей он взял на себя всю ответственность за организацию достройки, проведение испытаний и прием корабля в состав ВМФ, во что уже с трудом верили и сами моряки. Касатонов добился, чтобы на ТАРК поставили главную энергетическую установку комбинированного типа (с ядерным и безъядерным режимом эксплуатации). Крейсер дополнительно вооружили ЗРК «Кинжал» и С-300ФМ «Форт-М». Касатонов организовал и провел государственные испытания в Балтийском, Баренцевом, Норвежском, Северном морях и в Атлантике, в которых были задействованы более 20 боевых кораблей и 27 вспомогательных судов. Провел два командно-штабных учения Балтийского и Северного флотов, стратегическую командно-штабную тренировку и специальное тактическое учение Северного флота.

Во время испытаний зенитно-ракетного артиллерийского комплекса «Кортик» 28 октября 1998 года подбитая крылатая ракета изменила траекторию полета и нацелилась прямо в борт крейсера. Добивали ее «Кортиком», когда до катастрофы оставались секунды.

По дороге на Северный флот пришлось прорывать систему противодействия сил НАТО. Не обошлось без жертв. Правда, не с нашей стороны. Самолет ВВС Швеции, совершавший облеты крейсера, при опасном сближении с поверхностью моря врезался в воду, развалился на мелкие кусочки и затонул. От летчика остался только шлем...

В 98-м «Петр Великий» вступил в состав Северного флота и с тех пор он – корабль № 1 Военно-морского флота России.

Игорь Владимирович не избалован наградами – у него ордена СССР: Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й и 2-й степени и российский «За военные заслуги». В апреле 1999 года Касатонова представляли к званию Героя России. Формально – за  сохранение «Петра Великого». Фактически – за  сохранение Черноморского флота России. Но представление осталось нереализованным. Звезды героев получили другие. Такое было время. Но это не умаляет заслуг адмирала.

Касатонов не один раз пересекал нулевой и 180-й меридиан, поднимался выше 75 градусов северной широты в проливе Вилькицкого и у мыса Челюскина. 32 раза его корабли форсировали Босфор и Дарданеллы. Прекрасная судьба настоящего моряка.

***

10 февраля Игорю Владимировичу Касатонову исполняется 75 лет. Редакция «НВО» поздравляет своего верного друга и читателя с юбилеем и желает крепкого здоровья, семейного благополучия, дальнейшего увлекательного общения с многочисленными воспитанниками и ждет новых книг о флоте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
717
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1224
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
899
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
466

Другие новости