0
5677
Газета Армии Интернет-версия

15.08.2014 00:01:00

Город под парусами

Валерий Громак

Об авторе: Валерий Иванович Громак – капитан 1 ранга запаса, военный журналист.

Тэги: сша, флот, образование


сша, флот, образование Процедура ежедневного развода на занятия в американской академии по-флотски строга и не лишена лоска. Фото Ольги Громак

В США есть немало небольших городов с интересной судьбой, совершенно не похожих на огромные мегаполисы с непременными небоскребами. К таким городкам относится Аннаполис с населением всего в 37 тыс. человек – столица штата Мэриленд. Город приютился на берегу Чезапикского залива при впадении в него реки Северн.

У Аннаполиса есть ряд прозвищ: «американская парусная столица», «сонный городишко». Действительно, в Чезапикском заливе – огромное количество яхт, а на улицах города в рабочее время только группки туристов или школьников. На флаге города с изображением символов Шотландии – чертополоха и Англии – алой розы Тюдоров гордо реет надпись: «Я жил и умру свободным». Улицы города вымощены красным кирпичом, здесь сохранилось множество домов и целые улочки XVIII–XIX столетий, и можно на самом деле очутиться в далеком прошлом Америки.

Впрочем, привело меня в этот городок  отнюдь не только стремление полюбоваться всеми этими яхтами и другими достопримечательностями, а возможность побывать в святая святых военно-морского образования Соединенных Штатов.

В Аннаполисе находится самое престижное военное учебное заведение во всей стране – Военно-морская академия США. Эта академия символизирует собой как престиж современных Военно-морских сил США, так и богатую историю американского флота, участвовавшего во всех крупных военных конфликтах. 25 лет назад, во время визита отряда боевых кораблей Северного флота ВМФ СССР в США, попасть в академию не удалось. 

На этот же раз все оказалось гораздо проще. На КПП дежурные офицеры проверили паспорт, сделали соответствующую запись в журнале, пропустили через сканер сумку и улыбнулись: «Вэлкам».

АЛЬМА-МАТЕР ФЛОТА АМЕРИКИ

Военно-морская академия в Аннаполисе основана в 1845 году военно-морским министром Джорджем Банкрофтом, который к тому же был одним из первых и довольно знаменитых историков США. Начиналось все с маленького армейского форта и десяти акров. Сегодня же академия ВМС США располагает 330 акрами ухоженной земли, своим небольшим учебным флотом, яхт-клубом, комплексом учебных и спортивных сооружений, а также собственным учебным ядерным реактором. Обучение будущего офицера флота обходится стране в 285 тыс. долл. В академии учатся 4400 курсантов, причем здесь осуществляется подготовка офицеров не только для американских ВМС, но и для Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов.

Сразу же за КПП – памятник маскоту (талисману) академии, козлу Биллу, костюм которого с гордостью одевают гардемарины. На территории академии много различных памятных монументов в виде орудий различных стран и времен, а также множество якорей. Только за период с 1945 года и по наше время Соединенные Штаты участвовали в 270 войнах и различных боевых эпизодах, причем в 255 случаях использовался флот. Такая статистика позволяет американцам сегодня считать себя первой морской нацией мира и несколько снисходительно относиться даже к британцам. Конечно, британская история и история США – трудно сравнимые величины. Может быть, еще и поэтому американцы не вычеркнули из своего прошлого ни одной страницы. Здесь не существует понятия «забытые войны» и одинаково почитаются ветераны всех вооруженных конфликтов. Неважно, были ли американцы в них победителями или побежденными.

Есть на территории академии и памятник подводникам, погибшим в прошлом веке, и монумент, посвященный гардемаринам Хенсону, Клемзону, Пиллебери и Шубрику, которые погибли в войне с Мексикой в 1848 году. Вблизи парадного плаца – бюст известному вождю из делаварских племен Таманенду, который является неофициальным символом академии и самым известным памятником на ее территории.

Самое высокое здание на территории – часовня при академии. Построенная в 1904 году, она поднимается на высоту более 60 метров. Медный купол часовни был в 1995 году запечатлен на почтовых марках. Часовня проводит службы и для католиков, и для протестантов. Побывав в часовне, назвать ее так трудно – это огромная красивая как внутри, так и снаружи церковь. Но в академии ее именуют именно часовней…

Верховную власть в Аннаполисе осуществляет суперинтендант. В настоящее время эту должность занимает вице-адмирал Майкл Миллер, которого за глаза называют президентом и попасть на прием к которому, наверное, так же сложно, как и к самому хозяину Белого дома, хотя резиденция суперинтенданта, огороженная табличками «частная собственность», расположена недалеко от часовни. Дома офицерского состава предупреждающими надписями не снабжены, зато поименованы – на верхней ступеньке крыльца выведено воинское звание и полное имя владельца. Скажу честно, позавидовал белой завистью тому, в каких условиях живут офицеры академии…

Имена собственные имеют также улицы и сооружения. Общежитие гардемаринов, например, называется Bancroft Hall – в честь основателя академии. Утверждают, что это самое большое общежитие в мире, протяженность коридоров которого составляет восемь километров. Что интересно, во многих зданиях крупным планом выделен девиз академии «Не сдавай корабль».

В ожидании традиционного ежедневного развода на занятия (этот особый ритуал я записал на видео) разговорился с американской супружеской четой. Женщина оказалась русских кровей, ее дед был дрессировщиком царских медведей и приехал в США в 1907 году. Она с гордостью рассказала, что дочь закончила академию 10 лет назад и служит в элитном подразделении ВМС, в котором только 4% женщин.

Каждый год на первый курс академии принимают 20% девушек. Причем никаких скидок на слабый пол не делается. Леди в американском флоте должна уметь делать все, что делают мужчины. Последний мужской бастион в ВМС США, куда пока еще не пускают прекрасную половину американского человечества, – подводные лодки, но и он в любой момент может пасть под напором эмансипации.

Развеяли мои собеседники и слухи о том, что в Аннаполисе учатся только дети состоятельных американцев. Богатые оболтусы предпочитают вузы с не столь жесткими порядками.

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

А то, что порядки эти довольно жесткие, я убедился во время развода первокурсников, которых называют plebes (от plebeian – плебей). Эта категория курсантов пользуется наименьшими привилегиями. Некоторые действия, которые они обязаны выполнять в соответствии с академическими правилами, могут даже показаться унизительными. Система инициации или посвящения молодых курсантов является одной из старейших традиций закрытых учебных заведений. Как записано в правилах, она предназначена для воспитания во всех курсантах, безотносительно к благосостоянию и служебному положению их родителей, стремления делать все, и особенно учиться, с полной самоотдачей. Эта система должна привить курсантам выдержку и выносливость, психологическую неуязвимость, дисциплинированность и способность к самоконтролю и самоограничению. Кроме этого, она призвана воспитывать в курсантах чувство глубокого уважения к старшим и правилам воинской вежливости, прививать привычку быть аккуратным, чистоплотным и исполнительным, а также понимание важности совершенства даже в деталях. Администрирование этой системы, как я лично удостоверился, осуществляют курсанты старших курсов, которые сами успешно прошли через нее.

Вот лишь несколько требований к курсанту 1 курса. При движении находиться в шести дюймах (1 дюйм – 2,54 см) от правой стороны прохода или стены коридора во всех зданиях, за исключением учебных корпусов, где курсанты могут ходить нормально, уступая дорогу офицерам и курсантам старших курсов. При движении группой следовать в колонну по одному, проходы и коридоры разрешается пересекать только по перпендикулярной линии, четко выполняя поворот налево или направо, по лестницам передвигаться бегом. Курсант первого курса при обращении к нему офицера или курсанта четвертого курса должен принять положение «смирно» и представиться, например: «Курсант первого курса Смит, сэр/мэм». Эти же действия необходимо выполнять при посещении комнаты первокурсника офицером или курсантом четвертого курса или при посещении первокурсником офисов или комнат офицеров и курсантов старших курсов и т.д.

И при этом здесь нет так знакомой нам дедовщины, с которой безуспешно боролась Советская Армия и так же безуспешно продолжает бороться современная российская. Точнее сказать, она есть, но в официальной форме. Первокурсники в Аннаполисе не имеют права выхода за пределы городка, обязаны всегда быть по форме одетыми, всегда ходить строевым шагом, им запрещено появляться в местах развлечений, положено в рабочее время держать двери своих комнат открытыми. Не только офицер, но и каждый старшекурсник имеет право и просто обязан всячески «помогать плебею осваиваться в военной реальности». Проще говоря, завидя плебея, он вправе проэкзаменовать его по любой дисциплине, проверить порядок в его комнате и наказать общественно полезными работами. Но при этом младшего нельзя оскорблять и нельзя использовать его в личных целях. Как, например, это делается у нас. Причем принципиально важно именно то, что в воспитании молодежи участвуют все старшие гардемарины, весь коллектив академии. Главная цель – научить вчерашних школьников подчиняться. Второй этап – научить их командовать, сделать из них лидеров, но происходит это уже на старших курсах.

ИЗ КУРСАНТОВ – В ПРЕЗИДЕНТЫ

Один из офицеров академии рассказал мне, что их учебное заведение в основном для выходцев из среднего класса, которые после окончания (до выпуска доходят только 80% гардемаринов) получают возможность пробиться в самые высшие круги общества. Например, выпускник 1947 года Джимми Картер стал президентом и нобелевским лауреатом. Еще один нобелевский лауреат, получивший образование в Аннаполисе, – выпускник 1873 года Альберт Май Кельсон, очень точно рассчитавший скорость света. В почетных списках выпускников академии ВМС США в Аннаполисе также числятся 200 конгрессменов, президенты 500 ведущих американских компаний, три председателя объединенного комитета начальников штабов, 4000 адмиралов и генералов и 54 астронавта.

Поступить в академию можно лишь по рекомендации конгрессменов. Но рекомендация для поступления в академию ВМС – это не форма протекции, а своего рода гарантия. Рекомендующий как бы поручается своим добрым именем за то, что его протеже ни при каких обстоятельствах не опозорит честь настоящего американца и офицера ВМС и вообще достоин принадлежать к касте избранных.

…На территории академии я провел не один час, посмотрел учебные аудитории, столовую, спортивные городки. Что особо врезалось в память, так это кодекс чести гардемарина. Первые заповеди в нем отнюдь не политические: не лгать, не воровать, не мошенничать и не терпеть этих неджентльменских качеств в других. Поэтому сумки, личные компьютеры и бумажники (гардемарин получает стипендию 600 долл.) здесь никто не прячет. Вранье тоже наказывается крайне жестоко – вплоть до изгнания. Правда, подозреваемый имеет возможность защитить свое имя на совете гардемаринов и даже, как в настоящем суде, предоставить свидетелей со своей стороны. Если совет найдет, что он виновен, слово за комендантом. Только он уполномочен проявить милосердие. Но если совет гардемаринов вынесет оправдательный вердикт, как бы плохо ни относился к подозреваемому комендант, он обязан выполнить волю совета.

После окончания американской Военно-морской академии можно стать не только офицером флота, но и морским летчиком, и морским пехотинцем. Окончательное определение – после третьего курса. Но еще раньше гардемарину предстоит выбрать учебную специализацию: вооружение или энергетика, точные науки или гуманитарные. Специализацию по родам сил ВМС выпускники Аннаполиса получают уже за стенами академии в специальных центрах подготовки.

Возможно, наши военные моряки будут удивлены, но и в академии, и на флоте США царит строгий сухой закон. И если кто-то из гардемаринов нарушает это правило или, скажем, пользуется на экзаменах программой-подсказкой, заметивший нарушение должен поставить в известность командование. С нашей точки зрения – нетоварищеский поступок. С американской – гражданский. У настоящего военного моряка на первом месте должны быть Конституция и законы, а уж потом товарищество – объяснили мне.

Покидал я академию в конце дня, когда она, образно говоря, пришла в броуновское движение. Бегают здесь все. Поэтому, видимо, в вооруженных силах Соединенных Штатов практически невозможно отыскать тучного адмирала или генерала. Лишний вес – это как приговор к досрочной отставке. А расставаться прежде времени с погонами в Америке никто не спешит. И не только потому, что служба в армии или на флоте – занятие весьма доходное. Как мне показалось, американцы вообще весьма тщеславны, а военная служба считается одной из трех наиболее почитаемых в обществе профессий после президента и сенатора. Тем более если ты окончил Военно-морскую академию в Аннаполисе.

Аннаполис–Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
417
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
406
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
627
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
354

Другие новости