0
9949
Газета Армии Интернет-версия

03.10.2014 00:01:00

Утешительный приз для Порошенко

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель, полковник в отставке.

Тэги: украина, польша, литва, нато


украина, польша, литва, нато Участники нового проекта уделяют ему повышенное внимание, хотя военные эксперты не видят будущего для многонациональной бригады. Фото с сайта www.mil.gov.ua

В конце второй декады сентября министры обороны Польши, Украины и Литвы подписали в Бельведерском дворце Варшавы соглашение о создании совместной военной бригады «для участия в миротворческих операциях и укрепления сотрудничества в регионе». Бригада получила название, состоящее из первых трех букв каждого из входящих в нее государств, – LITPOLUKRBRIG (ЛитПолУкрБриг), и, как сообщает корреспондент ТАСС со ссылкой на польское оборонное ведомство, она будет использоваться в операциях под эгидой ООН и ЕС. Среди главных задач – участие в международных усилиях по сохранению мира, укрепление военного сотрудничества в регионе и создание основ для образования боевой группы Евросоюза.

На церемонии подписания соглашения присутствовал и президент Польши Бронислав Коморовский. Он заявил, что данный шаг (подписание соглашения о создании совместной бригады) – вклад в безопасность региона. «Мы хотим направить предоставляемую Украине помощь на модернизацию», – добавил он. О какой именно модернизации идет речь, президент Польши уточнять не стал.

А в рамках встречи министров обороны трех стран, как сообщали информационные агентства, были согласованы также технические условия соглашения, предусматривающие создание литовско-польско-украинских рабочих групп для формирования структуры бригады. Предполагается, что численный состав бригада в зависимости от поставленных задач будет насчитывать от 3 до 4,5 тыс. военнослужащих, а ее командный состав будет включать 200 офицеров. 

Кроме трех преимущественно десантных батальонов в составе соединения предполагается иметь артиллерийский дивизион, роту разведки, инженерно-саперную роту, подразделения связи, обеспечения и ремонта, взвод радиационной, химической и бактериологической защиты, а также другие подразделения. Штаб бригады разместится в Люблине (Польша). Языком общения и документооборота станет английский, а контроль за деятельностью бригады должен осуществляться координационной группой, в которую войдут по три представителя от военного ведомства каждой страны-участницы. При этом выделенные в состав LITPOLUKRBRIG воинские подразделения останутся на местах своей постоянной дислокации и перейдут в подчинение командованию бригады на время учений и выполнения миссий (боевых задач). Как ожидается, полной готовности бригада достигнет через два года.

НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ

Сама идея создания многонациональной бригады с участием военнослужащих Польши, Литвы и Украины, как утверждают наши источники, родилась в умах польского военно-политического руководства еще в 2007 году и должна была стать одним из самых престижных проектов бывшего министра национальной обороны Польши Богдана Клиха. Соответствующий пакет документов был подписан им в ноябре 2009 года в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе. По замыслу польского министра, данная бригада предназначалась для участия в миротворческих операциях ООН, Европейского союза и НАТО.

После проведенных трехсторонних консультаций началось формирование соединения со штабом в Люблине. В его состав должны были войти батальон управления (Польша), три механизированных батальона (Польша, Литва, Украина) и украинский артиллерийский дивизион. Все без изменения мест постоянной дислокации. Был назначен даже комбриг – польский полковник Анджей Куписа. По замыслу создателей бригады, в штабе соединения должны были проходить службу офицеры из трех стран. К концу 2013 года соединению предстояло достичь готовности к выполнению задач по предназначению с общей численностью личного состава 4,5 тыс. военнослужащих.

Однако, как говорят, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Формально штаб и батальон управления бригады функционируют с 1 июля 2011 года, но до сих пор в Люблине так и не появился ни один иностранный военнослужащий. Что же случилось? Несмотря на то, что опальный президент Украины Виктор Янукович поддержал данный проект, украинской стороне не удалось осуществить все необходимые мероприятия в отведенные сроки. По мнению поляков, из-за бюрократической волокиты и отсутствия финансовых средств. В свою очередь, политические разногласия, существующие между Польшей и Литвой и особенно обострившиеся в последнее время, привели к тому, что эти страны уже сами свернули сотрудничество друг с другом в военной сфере.

Между тем о заинтересованности в существовании трехстороннего военного альянса заявило новое руководство Министерства обороны Украины. Во время недавнего посещения штаб-квартиры НАТО в Брюсселе заместитель министра обороны Незалежной Петр Мекхед заявил о готовности Киева принять участие в создании ЛитПолУкрБриг. Варшаве это сообщение пришлось по вкусу, она начала консультации с Вильнюсом, и вскоре решение о новой подготовке документа об объединении военных усилий между тремя государствами было согласовано. К его подготовке приложил руку и бывший и.о. министра обороны Украины генерал-полковник Михаил Коваль.

– Это решение для нас очень важно, поскольку подразделения двух стран, которые будут входить в состав бригады, – Польши и Литвы, – это НАТО. Мы будем готовить наш компонент, чтобы знать стандарты НАТО: у них есть чему поучиться, – заявил он по итогам заседания кабинета министров Украины, на котором было одобрено согласие Киева на присоединение к ЛитПолУкрБриг.

ПЕРВЫЙ ШАГ В НАТО

Возникают естественные вопросы: для чего в центре Европы нужна такая бригада? Неужели сил и войск стран, входящих в НАТО, недостаточно, чтобы решать задачи по сохранению мира в регионе или принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и ЕС? И почему документы о создании LITPOLUKRBRIG подписаны только сейчас, если идея о создании такого соединения, как мы знаем, возникла еще в 2007 году, когда Украину возглавлял президент Виктор Ющенко?

Ответы на эти вопросы неоднозначны. По мнению некоторых экспертов, это первый шаг Украины к вступлению в НАТО, один из реальных способов встраивания в структуры Североатлантического альянса, перевода своей армии и флота на натовские стандарты.

Согласиться с таким предположением можно, но только частично. Опыт сотрудничества Украины и НАТО уже имеет довольно продолжительную историю. Киев с 1992 года является членом Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), а с середины 90-х годов – активный участник натовской программы «Партнерство во имя мира». В 1999 году Украина и Североатлантический альянс создали Комиссию Украина–НАТО. В Косово, где уже больше 10 лет продолжается операция по поддержанию мира, в многонациональной группировке East сил KFOR есть совместный польско-украинский миротворческий батальон УкрПолБат. Потребности объединенного командования KFOR на ротационной основе обслуживают украинские вертолетчики. Неоднократно во время посещения Косово по приглашению информационной службы НАТО автор этих строк летал по стране на вертолетах, которые обслуживали пилоты Незалежной.

В годы коалиционной операции «Буря в пустыне», которую проводили США, их союзники и партнеры против саддамовского Ирака, на юге страны, в 140 км от Багдада, в составе польского контингента с 2003 по 2005 год действовали украинская механизированная бригада и батальон радиационной, химической и бактериологической защиты. Говорят, отправив свои войска в Ирак, бывший президент Украины Леонид Кучма хотел таким образом загладить свою вину перед Вашингтоном за поставленные Багдаду три радиолокационные станции «Кольчуга». Украинцев было в междуречье Тигра и Евфрата около 1800 человек – третий по численности контингент после американских и британских войск. Но за участие в боях против Саддама Киев заплатил жизнями 18 человек и 40 раненными.

И сегодня, начиная с 2007 года, украинские военные численностью до 30 человек – врачи, саперы, связисты, вертолетчики – служат в Афганистане в подчинении литовских командиров. Регулярно на Яворовском полигоне подо Львовом и в акватории Черного моря проходят многонациональные учения украинских военных и воинских подразделений стран альянса и их партнеров. Флагманский корабль ВМС Украины принимает участие совместно с кораблями других стран НАТО в борьбе против сомалийских пиратов в Аденском заливе. Казалось бы, за столь продолжительное время можно довольно хорошо освоить стандарты НАТО и научиться им следовать.

Но выясняется, что перейти на стандарты Североатлантического альянса не так просто, как кажется. Нужна огромная логистическая и организационная работа, а еще очень серьезные финансовые средства, которых на протяжении всех этих лет у украинской армии не было, как нет их по большому счету и сейчас. Несмотря даже на то, что на проведение так называемой антитеррористической операции на юго-востоке уже затрачено, по разным оценкам, до 5 млрд долл. Но это не те деньги, которые можно было направить на перестройку всей армейской структуры, новый документооборот, системы управления, связи, а главное – перевод вооружений и боевой техники на натовские калибры.

В странах альянса танковые орудия имеют, к примеру, калибр 115 мм, а на Украине, как и на пространстве всего бывшего СССР, – 125 мм, артиллерийские орудия соответственно 155 мм и 152 мм. Автоматическое оружие у них – калибра 5,56 мм, у нас – 5,45 мм и 7,62 мм… А замена всего того, что стреляет, влечет за собой и создание новой боеприпасной промышленности. Где взять на это средства? Бывшие страны Варшавского договора, кто раньше, кто позже вступившие в НАТО, до сих пор не перевели свое «стреляющее» вооружение на натовские стандарты. В том числе и Польша, хотя она сама выпускает по старым советским лицензиям, срок которых, правда, давно истек, танки и артиллерийские орудия еще с «советскими» калибрами.

ВОЕВАТЬ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ НАТОВЦЫ НЕ БУДУТ

Вызывают серьезное сомнение и высказанные некоторыми экспертами предположения о том, что литовско-польско-украинская бригада может быть задействована в борьбе с ополчением на востоке Украины. По мнению заместителя директора Института США и Канады, генерал-майора в отставке Павла Золотарева, не исключено, что она может встать на линии разделения между воюющими сторонами. По примеру того, как на линии разделения между Грузией и Южной Осетией до августа 2008 года стояли грузинские, южноосетинские и российские миротворцы. Но произойти это может только по решению Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции по поддержанию мира. И никак  иначе.

В других случаях ни одна страна, входящая в НАТО, не будет рисковать жизнями своих солдат и офицеров для решения военных и политических проблем, которые стоят сегодня перед украинским руководством. А разговоры о вступлении Киева в Североатлантический альянс отложены в очень дальний ящик по той же самой причине – никто на Западе не собирается втягиваться во внутриукраинские разборки, поддерживать с оружием в руках территориальные претензии Киева к Москве по поводу Крыма. Одно дело, когда путем государственного переворота нужно было сместить несговорчивого Виктора Януковича, другое – отвечать за разгромленные города и промышленные предприятия, пролитую кровь на востоке страны и совершенные там преступления. Впрочем, как и за сбитый над территорией Незалежной малайзийский «Боинг 777».

Не случайно, что никаких реальных дивидендов, кроме горячих слов в свою поддержку и ритуального осуждения России, Украина не получила ни на саммите НАТО в Уэльсе, ни во время недавнего визита президента Порошенко в Канаду и США. Деньги, которые обещаны Киеву в Вашингтоне, Оттаве, как и в Кардиффе, вряд ли покроют даже минимальные потребности украинской армии, и потому главный и утешительный приз для Украины – это подписание долгожданного соглашения о LITPOLUKRBRIG. Все остальные проблемы ей, видимо, придется решать самой.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1004
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
915
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1698
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
771

Другие новости