0
5096
Газета Армии Интернет-версия

16.02.2018 00:01:00

Почему НАСА не обойтись без боевых водолазов

Американский флот поможет найти и спасти экипаж перспективного космического корабля "Орион"

Тэги: наса, космос, орион, лексингтон, анкоридж, сан диего, арлингтон, сихорс, меркурий, джемини, купер, шепард


наса, космос, орион, лексингтон, анкоридж, сан диего, арлингтон, сихорс, меркурий, джемини, купер, шепард Астронавты Чарльз Конрад (слева) и Гордон Купер на борту противолодочного авианосца «Лейк Шамплейн» после завершения полета космического корабля «Джемини-5». 29 августа 1965 года. Фото с сайта www.nasa.gov

Американский флот всегда спасал своих астронавтов. Нет, не в том смысле, что спасал от каких-то бед или несчастий, а в том плане, что именно боевым кораблям Военно-морских сил Соединенных Штатов приходилось с самого начала многолетней истории американской программы пилотируемых космических полетов искать приводнявшиеся спускаемые аппараты (капсулы) пилотируемых космических кораблей (КК) разных серий, эвакуировать из них космопроходцев, а затем доставать из воды и само «железо». Ведь если спускаемые аппараты наших космических кораблей падали в тайгу и степь, оправдывая статус страны как «континентальной державы», то американские делали то же самое, но строго в океан. Что поделать, надо все же как-то подтверждать титул «морской нации».

«КОСМИЧЕСКИЕ» АВИАНОСЦЫ

Впервые такую поисково-эвакуационную операцию американские моряки и морпехи провели 5 мая 1961 года, когда искали и спасали спускаемый аппарат КК «Свобода 7» и его обитателя Алана Шепарда – первого американца, побывавшего в космосе (полет, правда, был суборбитальным, но в космос он все же вышел, а потому и стал первым «янки» в космосе). В той операции принимал участие герой корейской войны противолодочный авианосец «Лейк Шамплейн» типа «Эссекс», которым тогда командовал уже ставший знаменитым на флоте кэптен, а впоследствии вице-адмирал Ральф Уэймут. Спускаемый аппарат же и астронавта на борт корабля доставил вертолет HUS-1 «Сихорс» (с 1962 года переименован в UH-34E) из состава 262-й эскадрильи средних вертолетов авиации Корпуса морской пехоты США.

Позже, в 1965 году, этот же авианосец участвовал в операциях по поиску и подъему спускаемых аппаратов прототипа пилотируемого КК «Джемини» и КК «Джемини-5», на котором орбитальный полет выполняли астронавты Гордон Купер – самый молодой из первого американского отряда астронавтов и первый человек в истории, совершивший орбитальный полет дважды, – и Чарльз Конрад – один из тех 24 счастливчиков, кто долетел до Луны, и один из 12 небожителей, кто получил привилегию ступить на поверхность спутника Земли.

Впрочем, иногда «железо» спасаться не хотело и тонуло, как это случилось 21 июля 1961 года со спускаемым аппаратом КК «Колокол Свободы 7» серии «Меркурий». Вскоре после приводнения в спускаемый аппарат начала поступать забортная вода и находившемуся в нем астронавту Вирджилу Гриссому повезло, что к тому времени спасательные вертолеты уже находились рядом. Астронавта они спасли, а вот сам спускаемый аппарат затонул на глубине около 4,9 км в полутысяче километров от мыса Канаверал.

Подняли побывавший в космосе, но спасовавший перед водной стихией «Колокол Свободы» со дна Атлантического океана только 20 июля 1999 года – в 30-ю годовщину прилунения «Аполлона-11», что почти совпало с 38-летней годовщиной затопления «колокола». Финансировал операцию, что интересно, канал Discovery, а спускаемый аппарат, из которого аккуратно удалили взрывное устройство гидроакустической системы определения места падения спускаемых аппаратов и головных частей боевых ракет методом триангуляции места подводного взрыва путем засечек последнего акустической аппаратурой из нескольких точек (Sound Fixing And Ranging (или Sofar) bomb), теперь находится в Канзасском центре космосферы и космоса, более широко известном как «Космосфера» и расположенном в городе Хатчинсон, штат Канзас. Но этот случай был все же исключением из правил. Флот свое дело знал на «пять», да и утонул «колокол» все-таки не по вине моряков.

ОТ ДЕСАНТНИКОВ ДО ВОДОЛАЗОВ

С той поры прошло уже более полувека, а ничего, по сути, не изменилось: флот по-прежнему спасает «космических бродяг» НАСА. Будут решать эту задачу моряки дяди Сэма и в отношении американского перспективного многоцелевого пилотируемого КК «Орион» (Orion MPCV). Причем учатся они спасать его уже сегодня – за несколько лет до того дня, как первый из кораблей этого типа отправится в опасный космический полет.

Водолазы из 1-й мобильной водолазно-спасательной роты 3-го мобильного отряда обезвреживания боеприпасов готовят макет спускаемого аппарата космического корабля «Орион» к буксировке в доковую камеру десантного транспорта-дока «Сан-Диего». Тихий океан, 31 октября 2016 года. 	Фото с сайта www.navy.mil
Водолазы из 1-й мобильной водолазно-спасательной роты 3-го мобильного отряда обезвреживания боеприпасов готовят макет спускаемого аппарата космического корабля «Орион» к буксировке в доковую камеру десантного транспорта-дока «Сан-Диего». Тихий океан, 31 октября 2016 года. Фото с сайта www.navy.mil

В частности, в период с 17 по 23 января 2018 года экипаж десантного транспорта-дока «Анкоридж» типа «Сан-Антонио» совместно с прикомандированными моряками с однотипного корабля «Новый Орлеан» и специалистами агентства НАСА выполнил очередную по счету учебно-тренировочную операцию по поиску и подъему на борт макета спускаемого аппарата перспективного пилотируемого космического корабля «Орион», предназначенного, по официальным заявлениям американцев, для исследования ближнего, а в перспективе и дальнего космоса. При этом если «Анкоридж» спасал «Орион» уже в четвертый раз, то всего на сегодня таких учебно-тренировочных операций, которые обозначаются Underway Recovery Test (URT), американские специалисты из ряда ведомств провели уже шесть. В других операциях принимали участие однотипные корабли «Сан-Диего» и «Арлингтон», который, правда, был задействован в тренировке по заводке макета спускаемого аппарата КК «Орион» в его доковую камеру в месте базирования корабля – без выхода последнего в море.

Также во всех операциях URT, главной задачей которых является отработка действий по поиску спускаемого аппарата КК «Орион», эвакуации астронавтов и подъему спускаемого аппарата на борт корабля в ночное и дневное время в условиях различного состояния моря, принимали участие военнослужащие базирующегося на военно-морскую базу Коронадо 12-го дивизиона катеров спецназначения 4-й группы сил спецопераций Командования спецопераций ВМС США, главной задачей которых является доставка и эвакуация подразделений военно-морского спецназа, а также водолазы из состава приписанного к военно-морской базе Сан-Диего 3-го мобильного отряда обезвреживания боеприпасов 1-й группы обезвреживания боеприпасов Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС.

«Для того чтобы быть готовыми к решению задачи в рамках данной миссии, наш экипаж на самом деле уже несколько месяцев тренируется совместно с НАСА по всему спектру вопросов, начиная от конференций, на которых осуществляется планирование операции, до выполнения заданий уже конкретно на месте, – говорит командир «Анкориджа» кэптен Деннис Джако. – И, на мой взгляд, корабль и его экипаж делают грандиозную работу в интересах имеющей историческое значение задачи, которую нам пришлось добавить в наше и так очень жесткое расписание мероприятий, которые нам необходимо отработать в преддверии отправки на боевую службу».

ИДЕАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Причина, по которой для участия в поисково-эвакуационных операциях по осуществляемой американским космическим агентством программе «Орион» были выбраны напоминающие своими внешними обводами футуристические инопланетные корабли десантные транспорты-доки типа «Сан-Антонио», весьма проста и понятна даже не специалисту. Дело в том, что корабли данного типа, предназначенные, естественно, в первую очередь для осуществления трансокеанских перевозок подразделений морской пехоты и различных вооружений, военной и специальной техники, а также проведения морских десантных операций, по своему архитектурно-конструктивному типу и имеющимся возможностям являются идеальными средствами проведения тех операций, которые необходимы НАСА в рамках реализации упомянутой программы, а именно – для поиска спускаемого аппарата космического корабля, эвакуации астронавтов и доставки спускаемого аппарата на базу НАСА.

И если раньше, особенно на заре истории американской программы пилотируемых космических полетов, спускаемые аппараты поднимали вертолетами и кранами на борт авианосцев и других кораблей, то в случае с имеющими полное водоизмещение 25 300 т и способными развивать скорость хода более 22 узлов десантными транспортами-доками типа «Сан-Антонио» проблема решается намного проще: капсулу просто заталкивают в заполненную водой доковую камеру корабля, которая предназначена для базирования, выпуска и приема обратно десантно-высадочных средств (катеров) и плавающей боевой бронированной техники, а потому имеет весьма внушительные размеры. Только представьте, что внутри этого «колодца» могут одновременно уместиться два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC, каждый из которых имеет размеры 26,4 х 14,3 м и полное водоизмещение 185 т, либо до 14 плавающих бронетранспортеров. Плюс к тому на корабле есть три грузовые палубы для размещения военной и иной техники, а также различных грузов общей площадью 2323 кв. м и два вместительных грузовых трюма общей площадью около 1000 кв. м.

Естественно, что только на пользу операции в интересах НАСА идет и современное и разнообразное радиотехническое вооружение этих кораблей (включая новейшие радиолокационные средства обнаружения и сопровождения), и наличие на борту множества различных катеров, скоростных лодок, вертолетов, а также крупного и хорошо оснащенного специальным медицинским оборудованием госпиталя с двумя операционными и 24 койко-местами. К услугам «путешествующих» – тренажерный зал и специальные комнаты для отдыха, а также помещения для проведения брифингов и т.п.

К тому же «Сан-Антонио» и его «систер-шипы» являются на сегодня одними из новейших кораблей в боевом составе ВМС Соединенных Штатов: головной корабль этого типа был введен в строй всего 12 лет назад – 14 января 2006 года, тогда как «Сан-Диего» вошел в строй 19 мая 2012 года, «Арлингтон» – 8 февраля 2013 года, а «Анкоридж» и вовсе пополнил боевой состав флота 4 мая 2013 года, то есть менее пяти лет назад.

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИРОВКИ

План нынешнего учения с участием «Анкориджа», получившего обозначение URT-6, был на первый взгляд достаточно прост.

Сначала экипажу корабля при содействии специалистов агентства НАСА необходимо было заполнить доковую камеру водой и вытащить макет спускаемого аппарата пилотируемого КК «Орион» наружу, после чего корабль на малом ходу отходил от него. Когда же расстояние между кораблем и спускаемым аппаратом оказывалось достаточно большим, страховочные лини, соединявшие его с «Анкориджем», сбрасывались в воду.

Затем в дело вступали водолазы, в задачу которых входило установить на спускаемом аппарате специальное стабилизирующее надувное кольцо, которое было разработано специалистами НАСА для того, чтобы обеспечить вернувшимся из космического полета астронавтам возможность находиться в спускаемом аппарате на поверхности воды в ожидании помощи со стороны поисково-эвакуационной группы вплоть до трех суток.

А затем все действия надо было повторить фактически в обратном порядке: водолазы снимали стабилизирующее кольцо, крепили страховочные лини к лодкам типа «Зодиак», после чего стабилизировали макет спускаемого аппарата и затем крепили буксировочные тросы к стоящим на вооружении 12-го дивизиона катеров специального назначения жестким надувным лодкам SOC RHIB (Special Operations Craft Rigid Hull Inflatable Boat), при помощи которых макет спускаемого аппарата буксировали в направлении «Анкориджа». После подвода макета спускаемого аппарата КК «Орион» к кормовым воротам доковой камеры десантного транспорта-дока моряки крепили его с помощью тросов к специально разработанной для этой цели инженерами агентства НАСА лебедке, при помощи которой макет спускаемого аппарата затем аккуратно заводился в доковую камеру «Анкориджа». На этом все…

Хотя нет – все это морякам и спецам из НАСА придется повторить в течение нескольких дней далеко не один раз, поскольку их действия должны быть отработаны до автоматизма, а все мало-мальски значимые недостатки и проблемы должны быть неизбежно выявлены, проанализированы и затем устранены!

«Вся эта операция отличается чрезвычайно высокой сложностью, особенно на этапе подвода спускаемого аппарата близко к корме корабля, но НАСА приняло наши предложения и модифицировало оборудование для проведения этой учебно-тренировочной операции, – подчеркивает водолаз 3-го мобильного отряда обезвреживания боеприпасов старшина Бю Лонтайн. – В действительности достаточно кому-то одному оказаться не очень внимательным, и все может пойти наперекосяк. И для того, чтобы безопасно выполнить операцию со спускаемым аппаратом, нам пришлось предварительно провести тренировки с оборудованием и оснасткой. Со стороны может показаться, что это обычная операция по эвакуации [спускаемого аппарата], но на самом деле это очень сложная процедура».

По словам представителей ВМС США и агентства НАСА, такие тренировки позволяют им заранее и до самой последней мелочи отработать действия по поиску и эвакуации астронавтов, а также подъему на борт корабля спускаемого аппарата перспективного пилотируемого КК «Орион». В процессе этих тренировок, проводимых в реальных условиях открытого моря, да еще и в различных погодных условиях (говоря военным языком – в условиях, максимально приближенных к боевым), морякам и специалистам космического агентства удается не только решать различные возникающие проблемные моменты, которых, надо сказать, с каждым разом становится меньше, но и постоянно поддерживать навыки по проведению операций подобного рода у всех привлекаемых к данной амбициозной программе подразделений и специалистов различного профиля, что в конечном итоге позволит проводить такие операции в отношении реального спускаемого аппарата космического корабля «Орион» с требуемыми слаженностью и эффективностью.

В рамках описываемой нами тренировки на борту «Анкориджа» в целях наблюдения за выполняемыми военнослужащими американских ВМС и специалистами НАСА операциями впервые присутствовал астронавт Стивен Боуэн, который имеет и самое непосредственное отношение к флоту – он является кэптеном ВМС США в отставке и вторым в истории Америки подводником, проторившим себе дорогу в космос. В астронавты он, кстати, пришел с должности старпома головной многоцелевой атомной подводной лодки типа «Вирджиния».

«Я весьма доволен тем, что пока что увидел, – приводит слова Боуэна в статье «Navy and NASA Complete Underway Recovery Test», опубликованной 25 января на сайте ВМС США старшина 3-го класса Натали Байерс. – Причина, по которой проводятся такие тренировки, заключается в том, чтобы лучше понимать происходящее. Вы понимаете, что не можете получить ответы на все вопросы прямо сейчас. В будущем неизбежно придется вносить изменения, поэтому они должны быть все время готовы к этому».

Учебно-тренировочные операции URT в рамках реализации программы «Орион» проводятся ВМС и НАСА с 2014 года и будут продолжаться на регулярной основе вплоть до того момента, пока специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства не посчитают, что операция по эвакуации астронавтов и подъему спускаемого аппарата на борт корабля проводится без ошибок, с требуемой точностью и безопасностью. Следующая тренировка, URT-7, назначена пока на октябрь 2018 года, в ней планируется задействовать уже другой десантный транспорт-док типа «Сан-Антонио» – «Сомерсет». В ходе данного мероприятия специалисты НАСА планируют среди прочего проверить работу и осуществить верификацию различного специального оборудования, необходимого для проведения означенной операции со спускаемым аппаратом КК «Орион».

В этой связи директор агентства НАСА по поисково-эвакуационным операциям Мелисса Джонс, оценивая значимость проводимых учебно-тренировочных мероприятий, указывает на то, что уже проведенные и только предстоящие тренировки позволяют военнослужащим американских ВМС и специалистам НАСА наилучшим образом подготовиться к выполнению поисково-эвакуационных мероприятий в отношении спускаемого аппарата реального космического корабля «Орион», первый полет которого с экипажем на борту запланирован на начало 2020-х годов. «Тренировка на этой неделе прошла очень успешно, – отметила при этом Мелисса Джонс. – Мы смогли с первого же захода сэкономить 15 минут от назначенного по плану лимита времени, что является для нас весьма важным, поскольку наша задача – эвакуировать экипаж как можно быстрее».

Первый пилотируемый полет нового американского многоцелевого космического корабля «Орион», который призван вывести Америку в лидеры по освоению космического пространства и обеспечить полеты американских астронавтов к Луне и Марсу, планируется пока не ранее 2023 года. Беспилотный же испытательный полет «Ориона» состоялся 5 декабря 2014 года. И хотя «Орион» – это не «Прометей» из одноименного блокбастера и не «Энтерпрайз» из киносаги «Звездный путь», но, по задумке его создателей, он должен стать новым словом в космической технике и призван расширить возможности НАСА и его партнеров по исследованию ближнего, а то и дальнего космоса. Что из этого выйдет на самом деле, мы узнаем совсем скоро – всего через пять лет. А пока понаблюдаем за тренировками.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4159
Путин подарил Ким Чен Ыну российский лимузин...

Путин подарил Ким Чен Ыну российский лимузин...

Юрий Паниев

Израиль объявил главу Бразилии персоной нон грата

0
5133
США опасаются, что Россия разместит ядерный арсенал в космосе

США опасаются, что Россия разместит ядерный арсенал в космосе

Геннадий Петров

Американские чиновники заговорили о появлении нового противоспутникового оружия Москвы

0
4385
Индия согласна стать миротворцем в конфликте России и Украины

Индия согласна стать миротворцем в конфликте России и Украины

Владимир Скосырев

Дели важны связи с Москвой в атомной и космической сферах

0
7135

Другие новости