0
2090
Газета Главкнига Интернет-версия

22.11.2018 00:01:00

Главкнига: чтение, изменившее жизнь

Юрий Угольников

Об авторе: Юрий Угольников - поэт, критик, историк литературы.

Тэги: книги, детство, мировоззрение, палеонтология, летучие мыши, корней чуковский, платон, ницше, вагнер, крокодил, рггу, велимир хлебников, ветхий завет, новый завет


Я не буду говорить именно о книгах, то есть и о книгах, но больше об отдельных текстах или об авторах, которые встречались мне в ходе жизни и что-то определили в ней. Первая книга, которую я хорошо помню, вернее кусочек из книги, обрывок, как-то завалявшийся в библиотеке и мне хорошо запомнившийся, был посвящен анатомии летучих мышей. Разумеется, книжка была с картинками, правда не рассчитанными на юного читателя, но мне понравилось. До сих пор питаю теплые чувства к биологическим наукам. К рукокрылым, конечно, тоже. В детстве читал много, хаотически, в основном писателей-народников и прочий, условно, второстепенный XIX век, залежи которого хранились на даче. Особенно был впечатлен «Нравами Растеряевой улицы» Глеба Успенского, они настолько соответствовали всему наблюдаемому вокруг, что были какое-то время, лет в 10–12, любимой книгой. Из вышесказанного не следует, что детского чтения я был лишен вовсе, оно также присутствовало. Особенно нравились стихи Хармса.

Читал Корнея Чуковского. Его сказки меня тогда не занимали («Крокодила» прочел позже), вот тексты о литературе впечатлили. Я и сейчас считаю Чуковского 1900–1910-х образцом критика. Мне просто как издание нравится его шеститомное собрание сочинений и «Мой Уитмен» с иллюстрациями Пивоварова. Гениальное издание.

В 12 же лет я встретил автора, для меня, наверное, важнейшего –  Якова Эммануиловича Голосовкера. Купил в подарок «Сказания о титанах», зачитался по дороге и на следующий день купил их уже себе. Думаю, это одна из самых недооцененных книг 1950-х. Там множество отсылок, например к Платону, Ницше, к операм Вагнера, образов, заимствованных из Ветхого и Нового Заветов. Можно сказать, эта книга завершает спустя десятилетия Серебряный век, как завершают его, хотя и совсем иначе, мамлеевские «Шатуны». Позже мне посчастливилось познакомиться с Ниной Владимировной Брагинской, благодаря которой Яков Эммануилович начал постепенно возвращаться (по сути, впервые приходить) к взрослым читателям. РГГУ и ИАИ странным образом остается местом притяжения людей, занимающихся или интересующихся Голосовкером. Кстати, современную литературу я начал узнавать тоже благодаря РГГУ, вернее благодаря Георгию Манаеву. В университете же я познакомился с Марианной Гейде – любимейший прозаик и сегодня. На том же курсе, что и Марианна, учился Антон Нелихов, сегодня – прекрасный популяризатор палеонтологии, но тогда мы не были знакомы.

Еще один знаковый автор – Велимир Хлебников. Впрочем, дальше было еще много интересного: Мамлеев, Ерофеев, Олеша, Юкио Миссима, Анатолий Гаврилов, Александр Шарыпов, Федор Сваровский, Платонов и множество других по-разному любимых прозаиков и поэтов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
504
Возвращение королей плейстоцена

Возвращение королей плейстоцена

Андрей Морозов

Через два года генетики готовы воскресить шерстистых мамонтов, на очереди – маврикийский дронт и неандертальцы

0
3008
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
1436
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
2477

Другие новости