0
2159
Газета Геополитика Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Война граждан и неграждан

Тэги: сирия, асад, конфликты, война


сирия, асад, конфликты, война Люди бегут от войны.
Фото Reuters

В Сирии идет полномасштабная гражданская война. Силы оппозиции, получающие серьезную поддержку извне, рвутся к власти. Вряд ли можно исключать возможность того, что им это рано или поздно удастся сделать.

Российские и зарубежные эксперты задаются множеством вопросов и пытаются понять, что же будет дальше происходить в этой стране, какова в случае победы оппозиционных сил будет их политическая линия, включая военную политику и обеспечение национальной безопасности страны. На вопросы нештатного корреспондента «НВО» Лины МАЯКОВОЙ о ситуации в Сирии ответил заместитель председателя совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.

– Андрей Глебович, сегодня правительственные войска Сирии ведут борьбу с оппозицией. Нашим читателям хотелось бы узнать у Вас, как специалиста по этому региону, какие силы входят в сирийскую оппозицию?

– Группировки, находившиеся в оппозиции правящему баасистскому режиму, существовали на протяжении десятилетий. Внутри страны это были главным образом нелегальные ячейки радикальной исламистской организации «Братья-мусульмане», стремившиеся к «взрывному» – путем переворота или под давлением массового выступления населения – отстранению от власти баасистов. Инспирируемые ими время от времени антиправительственные манифестации неизменно жестко, с применением силы подавлялись властями.

Ситуация в стане оппозиции начала динамично меняться с марта 2011 года, когда «прорвались» долго зревшие противоречия внутри правящего режима. Начался бурный рост протестного движения.

Ряд оппозиционных группировок отпочковались от прежних организаций, но они в основном намеревались создать совсем новые структуры, стремившиеся в условиях углублявшегося социально-политического кризиса прийти к власти. Режим Башира Асада попытался справиться с протестными настроениями в «традиционном» ключе – путем силового подавления выступлений. Но на этот раз такой метод действий лишь дополнительно разогрел ситуацию.

На настоящем этапе на территории Сирии сформировались боевые структуры непримиримой оппозиции, которые ведут вооруженную борьбу с правительственными войсками. Их численность превышает 8 тыс. человек. Это преимущественно дезертиры из сирийских вооруженных сил и исламисты. Не менее пятой части из них это профессиональные наемники, боевики с опытом партизанских войн, в том числе в Афганистане. Значительная часть незаконных формирований укомплектована криминальными элементами, которые занимаются грабежами, вымогательством, похищением с целью выкупа и другими видами незаконной деятельности. Одним из наиболее важных является вопрос об участии в дестабилизации обстановки в Сирии террористических элементов. Полагаю, что это – серьезная угроза для региональной безопасности.

– Существуют ли аналогичные организации за границей, как они взаимодействуют друг с другом и с оппозиционными силами Сирии?

– За рубежом, в западных и арабских странах, существовал ряд небольших по численности оппозиционных эмигрантских организаций либерального, насеристского, левого и исламистского толка. Из-за расхождений по идеологическим вопросам они не могли объединиться. В адрес некоторых из них в Сирии звучали обвинения в том, что они представляют собой «агентуру Запада».

Зарубежные оппозиционные движения при поддержке руководства западных стран и ряда арабских государств получили возможность продвигать свои взгляды в мировых СМИ. Далее они перешли к решению задачи получения помощи извне, прежде всего финансовой. В силу крайне напряженных отношений Асада с Западом и большинством стран региона решить эту задачу было не очень трудно. Стали осуществляться различные схемы финансовой подпитки антирежимной оппозиции со стороны США, других стран Запада, а также богатых государств Персидского залива.

Сегодня насчитывается более 20 сравнительно крупных оппозиционных группировок. Летом 2011 года была предпринята попытка создать заграничную зонтичную организацию – «Сирийский национальный совет» (СНС) со штаб-квартирой в Стамбуле.

На этот Совет сделали ставку многие ранее существовавшие эмигрантские организации, традиционно тесно связанные с Западом. Другим важнейшим элементом этой структуры стали исламисты. СНС получил поддержку «Группы друзей Сирии», в которую вошло порядка 60 государств, выступивших с жесткой критикой политики Асада.

СНС пытался взять под свое крыло нелегальные военные формирования, возникшие после марта 2011 года на территории Сирии, прежде всего «Свободную сирийскую армию». Однако большого успеха эти попытки не имели. Некоторые специалисты считают, что у СНС «нет будущего», так как в его состав входят несовместимые по политическим убеждениям элементы, которых объединяет на данный момент только одно – заинтересованность в смещении режима Асада.

Ряд оппозиционных группировок – «Движение за справедливость и созидание», «Демократическое движение Сирии» и другие подобные формирования не присоединились к СНС и в настоящее время в «автономном» режиме ведут активную антиправительственную пропаганду и призывают к реализации силового сценария смены режима.

В последние месяцы возникли новые организации, которые не признали верховенство СНС, – «Национальное движение за перемены», «Движение за Отечество» и некоторые другие. Ряд из них был основан курдами и представителями других национальных меньшинств Сирии.

– Каким оружием пользуются военизированные группировки непримиримой оппозиции, откуда они его берут и кто финансирует процесс их вооружения?

– Вооружены эти группировки легким стрелковым оружием, хотя некоторые из них имеют артиллерийские орудия. Поставки осуществляются по отработанным за последние два десятилетия криминальным схемам «черного рынка» вооружений. Финансирование идет, судя по многочисленным публикациям СМИ, в основном из богатых арабских стран. США заявили о своей готовности оказывать непримиримой оппозиции помощь, в том числе финансовую, за исключением поставок боевой техники и вооружений.

– Какие другие оппозиционные организации действуют в Сирии и как они пытаются урегулировать ситуацию в стране?

– Внутри Сирии имеются различные оппозиционные группировки, которые в своем большинстве отвергают внешнее вмешательство и интернационализацию внутригосударственного кризиса. 13 политических партий и движений вошли в «Национальный координационный комитет» (НКК), который выступает за мирное преобразование нынешнего режима в демократический, либеральный по методам правления. Некоторые из них участвуют в национальном диалоге, инициированном Баширом Асадом.

Крупнейшая организация, действующая преимущественно внутри Сирии – «Народный фронт за перемены и освобождение», была основана в июле 2011 года. «Фронт» участвовал в выборах 7 мая 2012 года и получил 5 из 250 депутатских мест. Из всех оппозиционных организаций именно «Фронт» имеет наиболее реалистичную и хорошо проработанную программу преодоления нынешнего общенационального кризиса.

– Как относится население страны к происходящим событиям?

– Естественно, в условиях гражданской войны не приходится говорить о выверенных оценках, касающихся настроений населения Сирии в отношении происходящего.

Могу лишь поделиться своими собственными оценками, основанными на впечатлениях от посещения Сирии, в том числе городов, где происходили боестолкновения, а также от бесед с руководством Сирии и представителями ряда оппозиционных организаций.

Полагаю, что около 15–17% населения определенно поддерживают режим президента Асада. Непримиримая оппозиция может опираться примерно только на 10–12% сирийцев. Это говорит о том, что сегодняшнюю ситуацию в Сирии можно охарактеризовать как патовую. При этом две трети населения страны пока не определили свою окончательную позицию. Подавляющее большинство этой части населения настроены на перемены, отход от сложившихся еще в далекие 60-е годы методов управления государством. Вместе с тем широко распространено мнение, что в случае ухода Асада «будет еще хуже». В сложившихся условиях идет жесткая борьба за «неопределившееся большинство».

– Каково отношение противников режима Асада к странам Запада и России?

– Судя по беседам, водораздел между теми, кто «за» и кто «против» режима Асада, не находит столь же четкого размежевания в вопросах отношения к странам Запада и к России. Абсолютное большинство сирийцев хотело бы сохранить и продолжать поддерживать добрые отношения и с Россией, и с Францией, с которой страна была тесно связана многие годы, и с США, и со многими другими странами мира.

Я полагаю, что в этом вопросе очень важно воздерживаться от штампов и упрощенных схем, которые зачастую «кочуют» из одного печатного органа в другой. В этом контексте хочу привести такой пример. Совсем недавно у меня была беседа с представителями одной из группировок сирийской непримиримой оппозиции, штаб-квартира которой находится в Стамбуле. В СМИ эта организация упоминалась как имеющая прозападную ориентацию.

В ходе беседы выяснилось, что из шести представителей группировки, с которыми я встретился, пятеро учились в СССР, свободно владеют русским языком. Все они выражали свое твердое убеждение, что после прихода к власти оппозиция сделает все возможное для развития традиционно дружественных отношений с Москвой. Единственное, подчеркивали они, что нас сегодня разделяет – это «отношение к первым лицам нынешнего режима в Дамаске».

– Какова позиция США в сирийском вопросе?

– Судя по всему, Белый дом пока не спешит окончательно определяться в отношении своих основных партнеров «на будущее». В моей памяти свежи примеры, когда американские «клиенты» с поразительной быстротой отворачивались от своих благодетелей и вливались в ряды самой радикальной части исламистских организаций. США стремятся прежде всего соединить разрозненные оппозиционные организации, проверить их в деле и лишь затем предоставлять масштабную помощь. Ряд специалистов полагает, что для Белого дома выгодна определенная нестабильность в регионе, которая ведет к все более жесткой зависимости от поддержки Вашингтона и увеличению объемов поставок оружия.

– Каково отношение общественных организаций Сирии к происходящим событиям?

– Практически все общественные силы страны не хотят разрастания конфликта. Первоначально многие оппозиционеры рассчитывали, что в случае начала «революции» произойдет быстрое отстранение от власти Асада и его группировки. Теперь уже совершенно очевидно, что такой сценарий не сработал. В настоящее время сирийские оппозиционеры поняли необходимость пересмотра своих позиций. Ряд из них определенно высказываются в пользу поиска компромисса между враждующими сторонами.

На этом фоне активизировались попытки достичь урегулирования путем привлечения к этому процессу некоторых внешних сил, так называемых «честных брокеров». Причем в дополнение к контактам, осуществляемым по линии официальной дипломатии, все более активно подключаются возможности общественных организаций.

– Какие программы предполагают реализовать, непримиримые в политическом и законодательном плане, а также в обеспечении национальной безопасности страны?

– Вопросам формирования своих взглядов на пути строительства обновленной национальной армии, формирования государственных органов, призванных обеспечить правопорядок в стране и защиту национальной безопасности, оппозиция уделяет самое серьезное внимание. Ответ на этот вопрос облегчается тем, что совсем недавно группа оппозиционеров инициировала первый в своем роде опрос представителей самых различных направлений антирежимных сил, включая «Братьев-мусульман», либералов, представителей левых элементов. Нас ознакомили с результатами проведенной работы.

Прежде всего представители сирийской оппозиции исходят из того, что требуется критически осмыслить опыт предыдущих «революций» в арабском мире. В частности, речь идет о том, чтобы слом предыдущего режима не сопровождался анархией, разгулом криминальных элементов, разбалансировкой деятельности всех государственных органов, ослаблением армии и служб, призванных обеспечить безопасность государства. Разрабатываются шаги, направленные на то, чтобы освобождение политических заключенных не привело к неоправданной амнистии лиц, осужденных за уголовные преступления.

По мнению оппозиции, политический процесс, который будет происходить в Сирии после смещения режима Асада, должен быть направлен на то, чтобы основа будущей власти была максимально широкой и включала в себя представителей всех наиболее важных политических, социальных, этнических и конфессиональных групп населения.

Предусматривается отмена Конституции 2012 года и замена ее либо на обновленную версию Основного закона государства, принятого в 1950 году, либо на новую, возможно временную Конституцию, призванную создать легитимную базу для ликвидации негативных последствий режима Асада. Оппозиционные лидеры склонны полагать, что попытки привнесения извне рецептов устройства страны ни к чему хорошему не приведут. Сирийцы должны решить эту задачу сами.

В новом законодательстве предлагается убрать все нормы, которые ранее давали возможность трактовать любое инакомыслие в качестве уголовно наказуемого преступления. Предлагается также издать закон, запрещающий деятельность всех внесудебных органов, а также чрезвычайных судов, занимающихся вопросами национальной безопасности. Запрет будет введен и на проведение арестов в рамках оперативной деятельности специальных служб.

В судебных органах, в армии будет проведена проверка всех работающих с целью определения их лояльности и возможности использования в обновленных структурах. Планируется, что будут отобраны «приверженцы перемен», которые смогут возглавить эту работу и составить костяк руководящего звена будущих государственных органов. Одновременно планируется составить списки лиц, виновных в преступлениях против прав и свобод граждан в предыдущий период. Они будут уволены или даже преданы суду.

Естественно, особое значение будет иметь привлечение к деятельности органов государственного управления, в том числе силовых структур, членов военизированных группировок, которые сейчас борются с оружием в руках против режима Асада. При этом предусматривается, что члены военизированных антиправительственных группировок будут разоружены. Лишь после изучения их персональных характеристик они смогут получить назначения в состав вооруженных сил, полиции и других силовых структур.

Параллельно с этим будет проведена политическая проверка всех старших офицеров сирийской армии, в том числе и вышедших в последние годы в отставку. Это будет сделано с целью выявления тех специалистов, кого можно использовать – с учетом их опыта – на ответственной руководящей работе в армии.

Будет назначен новый министр обороны из числа гражданских лиц. Армия должна вернуться в места своей постоянной дислокации. Верховным Главнокомандующим в зависимости о того, каким будет конституционное устройство Сирии, станет либо президент, либо премьер-министр страны. Он будет назначать министра и начальника Генерального штаба вооруженных сил. Предусматривается осуществление парламентского контроля процессов военного строительства и подготовки национальной армии.

Численность ВС будет определяться потребностями национальной обороны. Принципиальные решения будут нуждаться в одобрении парламента страны. До принятия соответствующего закона обязательный призыв в действующую сирийскую армию считается отмененным. Значительная часть офицерского корпуса может быть зачислена на действующую военную службу уже в начальный период формирования новых структур.

Планы оппозиции в отношении служб безопасности – иные. Нынешний состав этих органов планируется уволить, имеющееся у сотрудников оружие – изъять. Внутренние войска и полиция планируется подчинить Министерству внутренних дел. В дальнейшем служба в органах национальной безопасности будет открыта для всех граждан страны, вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Структуры и личный состав служб безопасности предполагается сократить и назначить в качестве их руководителей гражданских лиц.

Представители оппозиции говорят о том, что для проведения зарубежных специальных операций, осуществления функций сбора и анализа информации, необходимой для принятия обоснованных решений в сфере обеспечения национальной безопасности Сирии, будет создано Агентство национальной разведки. Все операции должны санкционироваться высшим государственным руководством и носить законный характер.

Разведывательные органы Минобороны должны быть задействованы только для получения данных, имеющих непосредственное отношение к угрозам военного характера.

Эти положения свидетельствуют о наличии предпосылок для перехода сил оппозиции к формированию позитивной повестки дня того режима, который эвентуально может прийти на смену нынешней власти.

– Что делает Ассоциация российских дипломатов и другие общественные и научные организации России для предотвращения кровопролития в Сирии?

– Наша Ассоциация, в составе которой есть много экспертов по ближневосточным проблемам, проработавших длительное время в регионе и хорошо знающих его реалии, не стоит в стороне от сирийской проблемы и в рамках своих возможностей прилагает усилия для восстановления порядка в стране.

Так, в сентябре 2012 года по линии Ассоциации был проведен ряд встреч с представителями различных течений сирийской оппозиции, включая непримиримых. Эти переговоры позволили во многом по-новому, порой с неожиданного угла оценить политическое кредо сирийской оппозиции. Прежде всего обратило на себя внимание то обстоятельство, что оппозиционеры приступили к выработке позитивной платформы действий. Ранее этого не было. Еще недавно мы отмечали, что лозунги и требования непримиримых сводились, в сущности, лишь к призывам отстранить от власти президента Асада и сменить режим.

В последние дни от сирийских представителей поступают новые сигналы в отношении желательности продолжения посреднических усилий России для преодоления затяжного политического кризиса в стране.

Насколько мне известно, помимо Ассоциации российских дипломатов предложения принять участие в контактах с представителями различных оппозиционных группировок поступали также и ряду других общественных и научных организаций России, в основном располагающих кадрами специалистов-ближневосточников.

Мы готовы продолжить осуществление такого рода контактов. Дальнейшими шагами могло бы быть проведение Ассоциацией круглых столов и совещаний с участием различных сирийских сил, причастных к нынешним событиям. Их целью могла бы стать разработка компромиссных развязок конкретных проблем, связанных с преодолением противостояния и кризиса власти в Сирии. Очень надеюсь, что после этого мы сможем рассказать много нового читателям «НВО».

– Андрей Глебович, в российской и зарубежной прессе много пишут о конфликте между Дамаском и Анкарой. Некоторые эксперты говорят даже о том, что между ними может начаться полномасштабная война, которая сильно дестабилизирует обстановку на Ближнем Востоке. В чем состоит истинная причина конфликта между Сирией и Турцией и как он может завершиться?

– Турция имеет сложные отношения с нынешним руководством САР. Сегодня, по-видимому, расчет делается на то, что новые лидеры, которые придут к власти в Дамаске, будут в большей степени учитывать озабоченности и интересы турецкой стороны. Именно в Стамбуле проводятся встречи набирающих силу оппозиционных сирийских группировок. Это служит дополнительным раздражителем в отношениях между двумя странами.

Полномасштабная война между этими государствами крайне опасна, она приведет к новой расстановке региональных сил. Турция попадает «под огонь» националистических группировок, «арабской улицы» в ряде близлежащих государств. Скорее можно предвидеть другой сценарий – нарастание различных форм давления на Дамаск с целью смены режима или принятия им условий, близких к капитуляции.

Происходящее в отношениях между Дамаском и Анкарой иллюстрирует, насколько быстро внутренний кризис в Сирии может перерасти в региональный или даже международный конфликт.

Один конкретный пример. Буквально за пару дней до известного инцидента с самолетом, задержанным турецкими властями, я участвовал в переговорах с высокопоставленными турецкими дипломатами. Беседа почти целиком была посвящена позитивным аспектам в наших отношениях. Она касалась разработки очередных шагов по их активизации. Ловлю себя на мысли, что сегодня, после указанного инцидента, трудно представить себе, чтобы подобная беседа могла проходить в столь же позитивной тональности.

Из всего происходящего можно сделать только один важнейший вывод. Необходимо еще более решительно и масштабно действовать в интересах снижения напряженности в сирийском кризисе и обеспечить его быстрейший перевод в политико-дипломатическое русло, чтобы предотвратить перерастание складывающейся ситуации в региональный конфликт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
844
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
782
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1415
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
665

Другие новости