0
3679
Газета Геополитика Интернет-версия

15.07.2016 00:01:00

Мягкая сила в жестком оформлении

Тэги: брюссель, европа, азия, нато, сша, африка, москва, крым, кремль, вашингтон


брюссель, европа, азия, нато, сша, африка, москва, крым, кремль, вашингтон Федерике Могерини пока не удается придать своей новой стратегии сколь-нибудь значительный вес. Фото Reuters

Под руководством верховного представителя Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, являющейся основным координатором в сфере общей внешней политики и политики безопасности Союза и представляющей его на мировой арене, был разработан проект глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности под названием «Общие взгляды, общие действия: более сильная Европа». В документе, занимающем 60 страниц и направленном лидерам ЕС, глава европейской дипломатии попыталась сформулировать основные направления действий ЕС на современном этапе и в перспективе. Новая стратегия должна была быть обсуждена на двухдневном саммите ЕС, состоявшемся в Брюсселе 28–29 июня с.г. Но до дебатов по ней дело так и не дошло, поскольку главным вопросом повестки стал выход Великобритании из состава Союза.

ЕДИНСТВО И СИЛА

Как подчеркивается в вводной части проекта стратегии, сегодня Европе необходима сила. «Наши граждане и мир нуждаются в сильном Европейском союзе как никогда раньше. В тяжелые времена крепкий союз – это тот, который мыслит стратегически, разделяет видение и действует совместно. Это еще более актуально после британского референдума», – отметила Могерини в предисловии к документу.

Во вступительной части также отмечается, что «Европейский союз всегда гордился своей мягкой силой – и он будет продолжать это делать, потому что мы – лучшие в этой области». При этом сегодня ЕС «осуществляет 17 военных и гражданских операций с тысячами мужчин и женщин, служащих под европейским флагом мира и безопасности». «Для Европы мягкая и жесткая силы идут рука об руку», – подчеркивается в преамбуле к стратегии.

Действительно, в настоящее время ЕС переживает серьезный кризис и находится под угрозой распада. Это обусловлено тем, что как внутри, так и за пределами Союза, якобы «принесшего с собой беспрецедентный мир, процветание и демократию», возникают сомнения в его необходимости. Авторы документа отмечают, что на восточных границах европейского сообщества возникла угроза безопасности входящих в него государств. Кроме того, страны – члены ЕС страдают от терроризма и насильственных акций боевиков. Все это усугубляется дисбалансом экономических и демографических показателей африканских стран, ростом напряженности в Азии, а также глобальными климатическими изменениями.

ЕС будет стремиться к сохранению мира на планете и обеспечивать безопасность своих граждан. В настоящее время вопросы внутренней и внешней безопасности становятся все более и более взаимосвязаны. Обстановка в странах Союза в значительной мере зависит от ситуации за пределами их границ.

В соответствии с проектом стратегии руководство ЕС будет всячески способствовать росту благосостояния его граждан, которое определяется не только поступательным развитием европейских стран, но и ростом экономики всех государств мира. Процветание членов союза, заявляют авторы документа, зависит от уровня открытости и гуманного устройства мировой экономической системы, а также от равноправного доступа всех стран к ресурсам земли.

ЕС намерен строго придерживаться правил, на которых сегодня основан мировой порядок. Его лидеры будут всячески укреплять эти согласованные правила, поскольку именно они обеспечивают благосостояние общества и определяют устойчивость ситуации в мире. Ключевым элементом поддержания мирового порядка является согласованность норм сосуществования всех стран на базе ООН. Его лидеры должны реалистично оценивать складывающуюся обстановку в мире и, основываясь на прагматических принципах, стремиться к ее развитию в интересах всего населения планеты.

В становящемся все более сложном мире только единство стран ЕС и его совокупный авторитет могут обеспечить безопасность мирового сообщества, процветание и демократическую основу населения земли и реализацию планов улучшения обстановки в различных регионах. ЕС будет тесно сотрудничать со всеми странами мира и не намерен обеспечивать только безопасность своих членов. Его лидеры должны с полной ответственностью действовать как в Европе, так и в восточном и южном направлениях от границ Союза. Они будут стремиться к устранению причин возникающих конфликтов и обнищания населения, а также обеспечивать защиту прав человека в глобальном масштабе. С целью интеграции мира руководство ЕС будет активно сотрудничать с различными государствами, региональными структурами, международными организациями, также с гражданским населением и с частным сектором.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

В стратегии обозначены пять основных направлений внешнеполитической деятельности. Во главу угла поставлена безопасность ЕС. Там отмечается, что коллективные усилия входящих в него стран должны быть направлены на обеспечение обороноспособности, на борьбу с терроризмом и киберпреступлениями, а также на развитие энергетического сектора и стратегических коммуникаций. При этом говорится, что страны ЕС должны быть способны автономно обеспечивать коллективную безопасность в соответствии с заключенными двухсторонними и многосторонними договорами. Но здесь же указывается, что Союз должен действовать в тесном сотрудничестве со всеми своими партнерами, и прежде всего с НАТО.

Впрочем, нельзя не сказать о том, что по Евросоюзу уже давно гуляет идея создания объединенных ВС. Некоторые европейские политики хотят независимо от США и НАТО принимать решения по вопросам обеспечения безопасности членов ЕС. Но вряд ли это произойдет. Российские и зарубежные эксперты говорят о том, что в настоящее время ЕС не готов к образованию единой армии, поскольку не является ни государством, ни полноценным политическим союзом. Конфликты интересов существенно препятствуют согласованию таких сложных решений, как, например, начало боевых действий, чтобы защитить какие-то европейские страны от внешней агрессии. Как отмечают специалисты, даже в том случае, если эта идея будет каким-то образом реализована, общеевропейская армия не сможет стать дееспособным инструментом.

Следующей задачей является обеспечение государственной и социальной устойчивости стран, расположенных к востоку от границ ЕС, вплоть до Средней Азии, и к югу, вплоть до Центральной Африки. Его лидеры должны активно реализовывать все необходимые мероприятия по ликвидации угроз возникновения государственной, экономической, социальной, климатической и энергетической нестабильности в этих странах, а также должны сформулировать принципы более эффективной миграционной политики для европейских государств и партнеров Союза.

Третьей важнейшей задачей ЕС является комплексный подход к разрешению вооруженных конфликтов, возникающих в различных регионах. Это крайне необходимо, поскольку жизненные интересы членов Союза в подобной ситуации тоже оказываются под угрозой. Страны ЕС будут согласованно действовать на всех стадиях конфликтов и кризисов, соразмерно используя доступные им политические средства. Они будут стремиться к своевременному предотвращению назревающих конфликтных ситуаций, принимать все необходимые меры в случае возникновения кризисов, предоставлять необходимые ассигнования для стабилизации обстановки, а также активно действовать в случае вероятности возникновения нового кризиса в регионах, где предыдущий был уже разрешен. При этом члены ЕС будут действовать, всесторонне сотрудничая со всеми конфликтующими сторонами, региональными и международными партнерами на базе многосторонних соглашений.

Как указывается в стратегии, сегодня ни одна из стран – членов ЕС не имеет ни сил, ни ресурсов для решения возникающих перед Евросоюзом угроз в одиночку. Тем не менее в ЕС проживает почти 1,5 млрд граждан, и этот потенциал не имеет себе равных. ЕС будет всячески стремиться к созданию региональных объединений, полностью открытых для сотрудничества. На ситуацию в современном мире постоянно воздействуют глобальные вызовы и региональные противостояния. Только добровольные формы регионального сотрудничества и объединенного управления позволят различным государствам более эффективно обеспечивать преодоление угроз своей безопасности, глобально развивать экономику и культуру, сохранять национальную идентификацию и оказывать влияние на международные дела. Так сформулирована четвертая главная задача внешнеполитических структур ЕС.

Пятой задачей внешней политики ЕС в стратегии называется задача создания глобальной системы управления ситуацией в мире в текущем столетии. Существующая система координации действий различных государств должна быть не просто сохранена, а существенно трансформирована. Она должна быть основана на действенных эффективных структурах ООН, которая будет выступать в качестве основного арбитра на мировой арене и совместно с различными странами, международными и региональными объединениями и некоммерческими организациями разрабатывать комплекс общих правил сосуществования всех государств нашей планеты.

РОССИЙСКИЕ ПЛАНЫ ДИПЛОМАТИИ

Взаимоотношениям с Россией в проекте стратегии отведено особое место. Как говорится в этом документе, «суверенитет, независимость и территориальная целостность государств, неприкосновенность их границ и мирное разрешение спорных вопросов – основные элементы обеспечения порядка в Европе, да и в мире в целом. Эти принципы относятся ко всем государствам как в пределах Союза, так и за его границами.

Авторы стратегии утверждают, что «мира и стабильности в Европе больше не существует». Список главных угроз европейской безопасности возглавляет Россия, которая, как объявляется в этом документе, нарушает международные законы и дестабилизирует ситуацию на Украине. Вместе с продолжительными конфликтами в странах Черноморского бассейна такая ситуация является ударом по ключевым нормам обеспечения безопасности в Европе. ЕС должен сохранять твердое единство в обеспечении соблюдения норм международного права, в развитии демократии, в соблюдении прав человека, в межгосударственном сотрудничестве, а также в обеспечении права любой страны свободно определять свое будущее.

Регулирование отношений с Москвой является главной стратегической проблемой ЕС. Единый и последовательный подход его членов к данному вопросу должен оставаться краеугольным камнем внешней политики ЕС в отношении России. Существенные изменения в отношениях Кремля с европейскими странами должны формироваться на базе норм международного права и на принципах, лежащих в основе обеспечения безопасности в Европе, включая положения о взаимодействии стран, изложенные в Заключительном хельсинкском акте и в Парижской хартии.

ЕС никогда не признает правомочной аннексию Крыма Россией и ее незаконные действия по дестабилизации ситуации в Восточной Украине. Евросоюз будет укреплять свой силовой потенциал и потенциал его восточных соседей, а также поддерживать их право на свободное формирование отношения к европейскому сообществу. Однако ЕС и Россия существенно зависят друг от друга. Поэтому его лидеры должны побудить Кремль к обсуждению разногласий и к сотрудничеству в тех случаях и тогда, когда интересы обеих сторон совпадают.

Еще до открытия брюссельского саммита известный и популярный в Европе информационный интернет-портал EurActiv со ссылкой на свой дипломатический источник сообщил, что в связи с выходом Великобритании из ЕС главы государств и правительств не будут обсуждать предложенный Могерини проект глобальной стратегии Союза. И действительно, стратегическим установкам верховной представительницы не было дано никакого хода. Тот же источник сообщил EurActiv, что проект этого документа может быть передан Совету ЕС, где он будет рассмотрен министрами иностранных дел, обороны, энергетики и торговли. Он также отметил, что разработанная ведомством главы европейской дипломатии стратегия «в значительной мере отражает собственную оценку Могерини глобальных вопросов», а перенос ее рассмотрения может стать концом этого документа, и он так и не будет принят.

Как отмечают некоторые российские эксперты, в целом стратегия не содержит никакой конкретики. Она набита только декларативными заявлениями о создании сильной Европы, об общих ценностях, о продвижении демократии и т.д. Лидеры ЕС, используя тезис о российской угрозе, хотят предотвратить грядущий распад своего Союза или хотя бы просто замедлить этот процесс. По мнению специалистов, ни один из своих лозунгов сегодняшняя Европа не в состоянии воплотить. Для организации противостояния с Россией у нее просто нет необходимых финансовых и других ресурсов.

Время покажет, что же произойдет на самом деле и как ЕС будет формулировать и решать свои стратегические и военно-политические задачи. Но скорее всего руководители Союза, если он все-таки не развалится, будут покорно шагать за Америкой и делать то, что им прикажут из Вашингтона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1097
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1325
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1685
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1226

Другие новости