Газета Здоровье Интернет-версия

11.09.2018 16:48:00

Смартфоны здоровью не вредят

Однако зависимость от них отрицательно влияет на социальное взаимодействие

Тэги: мобильные телефоны, смартфоны, социальное взаимодействие, психическое здоровье

мобильные телефоны, смартфоны, социальное взаимодействие, психическое здоровье Зависимость от мобильных телефонов отрицательно сказывается на социальном взаимодействии и благополучии. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

С мобильными телефонами, смартфонами современный человек не расстается круглые сутки. Носит их с собой в ванную и туалет, кладет ночью на прикроватную тумбочку. Как влияют смартфоны на организм человека, пока изучено недостаточно.

Мобильные телефоны излучают радиочастотную энергию, или радиоволны, которые поглощаются тканями тела. Однако, как считает Мартин Рёсли, руководитель отдела по вопросам экологического воздействия и здравоохранения в Швейцарском институте тропических исследований и общественного здоровья, этот тип излучения не опасен. «У смартфонов очень низкое радиоизлучение, такое же как у теле- и радиосигналов. Оно не является ионизирующим, не радиоактивно и несравнимо с рентгеновскими лучами, – подчеркивает Рёсли в интервью Deutsche Welle. – Прямое повреждение структуры ДНК из-за этого типа излучения невозможно».

В некоторых исследованиях, проводившихся ранее, связывали частое использование мобильного телефона или беспроводного телефона с возникновением опухолей головного мозга определенных видов. Рёсли не видит никаких признаков, указывающих на существование такой связи. Он отмечает, что многие исследования в этой области ретроспективные и основаны на воспоминаниях пациентов с онкологией о том, что они часто пользовались смартфонами, а такие воспоминания нередко искажены. «За последние два десятилетия мы не наблюдали роста заболеваний раком головного мозга, который, конечно же, произошел бы, если бы основной причиной было пользование мобильными телефонами», – констатирует ученый.

Это подтверждает и Франк де Вохт из Бристольского университета, эксперт по вопросам эпидемиологии и общественного здравоохранения. По его словам, маловероятно, чтобы опасность мобильных телефонов могла остаться незамеченной: «Если бы использование мобильных телефонов значительно увеличивало риск серьезных заболеваний, например онкологических, при помощи современных научных методов это быстро было бы выявлено».

Все это не означает, что радиоволны от мобильных телефонов никак не влияют на мозг. Новое исследование, одним из автором которого является Мартин Рёсли, показало, что смартфоны отрицательно сказываются на продуктивности памяти подростков. В течение года ученые из Швейцарии и Бельгии анализировали телефонные привычки и тестировали память 700 человек  в возрасте от 12 до 17 лет. Участники эксперимента заполняли анкеты о том, как пользуются мобильным телефоном, и отвечали на вопросы о своем психическом и физическом здоровье. У исследователей были данные операторов сотовой связи, поэтому они точно знали, сколько времени продлился каждый звонок испытуемого. Результаты исследования были опубликованы в журнале Environmental Health Perspectives.

Выяснилось, что электромагнитное излучение от смартфонов отрицательно влияет на способность подростков запоминать информацию, особенно абстрактные образы. При этом прямое воздействие происходит почти исключительно во время разговоров по телефону. «80% излучения поглощается, когда мобильное устройство находится близко у головы», – поясняет Рёсли. Интересно, что функция памяти сильнее подвержена негативному воздействию радиоволн, когда телефон держат у правого уха. Ученые объясняют это тем, что участки головного мозга, отвечающие за образную память, расположены в основном в правом полушарии.

Написание сообщений, просмотр фотографий и видео, игры, пользование мобильным Интернетом на способность к запоминанию не влияют – в этом случае излучение незначительно. Исследователи подчеркивают, что пока рано делать окончательные выводы – прежде нужно провести дополнительные исследования, чтобы исключить воздействие на когнитивные способности подростков других факторов, например полового созревания.

Несмотря на некоторые отрицательные эффекты, наблюдавшиеся у подростков в результате пользования мобильными телефонами, ученые считают их едва ощутимыми. Тем, кто все же хотел бы их избежать, они рекомендует подносить смартфон к левому уху или использовать громкую связь либо наушники, особенно при плохом соединении.

Гораздо большее беспокойство, чем биологическое воздействие, у исследователей вызывают изменения в поведении активных пользователей смартфоном. Доказано, что зависимость от мобильных телефонов отрицательно сказывается на социальном взаимодействии, психическом здоровье и благополучии, отмечает сотрудник Бристольского университета Франк де Вохт. К примеру, исследование, проведенное в 2015 году, показало, что подростки, которые много пользуются смартфонами, плохо спят и чувствуют себя слишком уставшими. Эти данные, считают ученые, более значительны с точки зрения здравоохранения.