0
2670
Газета История Интернет-версия

18.09.1999

Звезды Покрышкина

Тэги: Покрышкин, герой


Личность

Девятнадцатого сентября 1944 г. в Кремле состоялось первое в истории награждение третьей Звездой Героя Советского Союза. Она была вручена полковнику Александру Покрышкину, командиру 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. До конца Великой Отечественной войны Покрышкин оставался единственным в стране трижды Героем Советского Союза и вторым по результативности летчиком-истребителем ВВС РККА.

Его путь в небо не был простым. За этой шаблонной фразой скрываются 8 лет упорного стремления к мечте - летать. В 1931 г. выпускник новосибирского ФЗУ, слесарь-лекальшик завода "Сибкомбайн" Александр Покрышкин по призыву IХ съезда ВЛКСМ "Комсомолец - на самолет!" оканчивает новосибирскую школу планеризма и получает на заводе путевку для поступления в военное авиаучилище в Перми. Однако пока он добирался туда, летный курс сократили, и оно стало называться Пермская авиационно-техническая школа N3. Покрышкин заявил начальнику школы, что хочет учиться на пилота и забирает документы. Позиция начальника была твердой - техники нужны ВВС так же, как и пилоты, и документы можно получить только в обмен на комсомольский билет. Выбора не было. В 1933 г. Александр Иванович с отличием закончил это учебное заведение и был направлен в Ленинградскую авиационно-техническую школу теории, в которой также учился на отлично. Затем он проходил службу в авиазвене связи 74-й стрелковой дивизии, стоявшей на Кубани. Место дислокации этого звена долгое время было неизвестно, но недавно его сумел установить земляк аса, генерал-майор в отставке Юрий Устинов. Ему также удалось восстановить пофамильный список сослуживцев Покрышкина по авиазвену.

Продолжая служить в авиазвене, Покрышкин написал 39 рапортов с просьбами направить его в школу летчиков, писал даже на имя наркома обороны Ворошилова и начальника ВВС РККА Алксниса. Результат был неизменно отрицательным - техники по-прежнему были нужны стране не меньше летчиков. Наконец в 1938 г. во время отпуска Покрышкин подал начальнику краснодарского аэроклуба заявление с просьбой разрешить сдать экзамены по теории и практике за 2- летнюю программу обучения. Начальник аэроклуба растерялся: чтобы командир ВВС в форме, с кубарями в петлицах, просился в аэроклуб - такого он еще не видел. За 17 дней Александр Иванович сдал все необходимые дисциплины, выполнил практические полеты с инструктором и впервые самостоятельно поднялся в небо на самолете У-2. К командиру звена он явился с очередным, сороковым по счету, рапортом, и отличным аттестатом об окончании аэроклуба. Тот сдался. В этом же году Покрышкин поступил в знаменитую Качинскую авиашколу летчиков и после выпуска в 1940 г. получил назначение в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в Молдавии.

Войну Покрышкин начал с первого дня. И прошел всю, как говорится, от звонка до звонка, закончив ее в шесть часов вечера 9 мая 1945 г., когда в небе над Прагой его ведомый Георгий Голубев сбил немецкий самолет. Это была последняя машина некогда непобедимых люфтваффе, сбитая в Великой Отечественной войне.

А началось все на рассвете 22 июня 1941 г., когда Покрышкин получил задание в составе звена разведать наличие вражеских самолетов на аэродромах Яссы и Романа. Затем последовала задача отразить налет бомбардировщиков противника на свой аэродром. В этом бою Покрышкин подбил свой первый самолет. Однако дебют оказался трагическим - он расстрелял легкий бомбардировщик Су-2 с красными звездами на крыльях, который сел на вынужденную, был ранен один из членов экипажа. На следующий день Покрышкин в паре с однополчанином Семеновым принял бой с пятью "мессершмиттами" и сбил Bf-109. Стыд за ту страшную ошибку в первый день войны еще долго не давал ему покоя.

В небе МиГ-3 Покрышкина всегда можно было отличить от других истребителей. Он разрабатывал и применял на практике новые приемы воздушного боя, позволявшие добиться лучших результатов и снизить свои потери. Он начал использовать новый строй группы истребителей из четырех и более самолетов, рассредоточенных по фронту и высоте. Все эти тактические новшества не были предусмотрены наставлениями и инструкциями. И за неподчинение формальным требованиям Покрышкин неоднократно получал замечания и упреки. Однажды за действиями эскадрильи, которой временно командовал Покрышкин, наблюдал командир 20-й смешанной авиадивизии, куда входил 55-й ИАП, генерал Александр Осипенко. Генерал поинтересовался, кто в воздухе, и узнав, приказал понизить в должности Покрышкина до командира звена.

Весной 1943-го полк Александра Ивановича, к тому времени 16-й гвардейский получил в Тегеране новую матчасть - американские истребители Р-39 "Аэрокобра" и в апреле перелетел на краснодарский аэродром. Начиналось воздушное сражение на Кубани, ставшее для Покрышкина поистине "звездным". Во время боев над "голубой линией" он официально сбил 16 самолетов, а на самом деле - около 30. 12 апреля в районе станицы Крымской Покрышкин за день "завалил" 7 немецких машин. До 1943 г. у него была только одна награда - орден Ленина. В 1943 г. он получил три ордена Красного Знамени и стал дважды Героем Советского Союза, а также был награжден американской медалью "За боевые заслуги". В следующем году 19 августа он был удостоен третьей медали "Золотая Звезда". А несколько раньше получил от президента корпорации "Белл эйркрафт", выпускавшей истребители Р-39, в подарок часы.

Надо сказать, что успехи 16-го ГвИАПа объясняются не только применением новых тактических приемов воздушного боя, разработанных Покрышкиным, но и умелым использованием ленд-лизовской техники, состоявшей на вооружении полка. "Аэрокобра" была лучшим истребителем из поставок союзников. Не нашедший широкого распространения на западном театре военных действий, Р-39 как нельзя лучше подходил для боев на советско-германском фронте. Лучшие качества самолета были видны на высоте до 5 тыс. м, где в основном и велись воздушные бои между самолетами ВВС РККА и люфтваффе. Отличительными особенностями "Аэрокобры" были также хороший обзор из кабины пилота за счет заднего расположения двигателя, надежная бронезащита летчика и мощное вооружение, состоявшее из 37-мм пушки и двух или четырех крупнокалиберных пулеметов.

После войны прославленный летчик, трижды Герой, оказался в опале. Случилась небольшая размолвка с всемогущим командующим ВВС МВО Василием Сталиным, и Покрышкин, занимая должность заместителя командира, а потом командира 88-го истребительного авиакорпуса ПВО, до 1953 г. оставался полковником. Звание генерал-майора ему было присвоено только после смерти Сталина.

Заслуги Покрышкина перед Родиной велики. Можно бесконечно долго говорить о количестве сбитых им самолетов врага, сравнивать результативность советских и немецких асов. Однако самое важное не в этом. Александр Иванович был не просто асом, он был отличным тактиком. Разработанная им схема ведения воздушного боя была лучшей в советской авиации во время Великой Отечественной. Из семи советских летчиков, сбивших 50 и более немецких самолетов, четверо вместе с Покрышкиным служили в 16-м ГвИАП. Самое важное, чему следует учиться у Александра Ивановича и сегодня, - это творческое отношение к догматам уставов и наставлений в боевых условиях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Переводчик лучше знает, где ему стоять»

«Переводчик лучше знает, где ему стоять»

Равиль Мустафин

Или о чудесных свойствах обычной соли, странном полковнике и тонкостях перевода

0
6915
Почему асы Геринга боялись воздушного тарана

Почему асы Геринга боялись воздушного тарана

Николай Якубович

Об особенностях способа воздушного боя, получившего массовый характер в советской авиации

0
6616

Другие новости

Загрузка...
24smi.org