0
737
Газета История Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

История "русского Кристи"


Игорь Желтов, Иван Павлов, Михаил Павлов. Танки БТ. Часть 1: Колесно-гусеничный танк БТ-2. (Серия "Армада", выпуск 9.) - М.: Экспринт НВ, 1999, 48 с.

Игорь Желтов, Иван Павлов, Михаил Павлов. Танки БТ. Часть 2: Колесно-гусеничный танк БТ-5. (Серия "Армада", выпуск 15.) - М.: Экспринт, 1999, 48 с.

ВСЕ, КТО хоть раз видел фильм "Трактористы", имеют достаточно полное представление о возможностях этих легендарных танков. В знаменитых кадрах (снятых, как кажется, во время учений Киевского военного округа 1935 года), сопровождающихся не менее знаменитой песней, именно "бэтэшки" несутся "по лесам, по сопкам, по воде". А уж классический кадр с летящим в прыжке танком обошел все справочные издания мира, сделавшись не менее культовым, чем снимок "виллиса", карабкающегося по ступеням Белого дома. И не под впечатлением ли от этих кадров родилась в голове Виктора Суворова странная мысль о некоем "танке-агрессоре", "танке-наоборот", предназначенном больше для действий на капитальных дорогах с твердым покрытием, чем для бездорожья.

Впрочем, слухов и легенд о советских быстроходных танках и так набралось предостаточно, даже несмотря на то что в последние годы появилось несколько блестящих статей и монографий по истории этих этапных машин, ввиду ограниченного объема некоторые интересные моменты биографии "бэтэшек" остались без должного освещения.

Несомненно, когда-нибудь будет издан толстенный том с подробнейшим "жизнеописанием" этих танков, а пока на отечественном рынке появились две части работы "Танки БТ", посвященные машинам серий БТ-2 и БТ-5. Впервые в рамках единого замысла мы получили подробный рассказ отдельно о каждом из типов БТ, что справедливо: несмотря на внешнюю схожесть и высокую преемственность конструкций, это были разные танки. Вскоре ожидается и третья часть - о танках БТ-7/БТ-7М.

В первой части монографии, авторы уделяют закономерно много внимания взаимоотношениям советских представителей с выдающимся американским конструктором Уолтером Кристи. И действительно, ведь БТ-2 представлял собой фактически опытный танк Cristie M.1940, доведенный у нас до стадии серийного производства. Благодаря стараниям западных исследователей, сама история продажи Кристи своих танков Советскому Союзу превратилась почти в детектив. Действительно, тумана здесь немало, однако ни о какой "тайной сделке" больше речи быть не может. Авторы цитируют текст договора между фирмой Кристи и "Амторгом", в котором прямо говорится о продаже "двух военных танков", а также лицензии на их производство в СССР сроком на десять лет. И не было никаких подложных документов и тайного вывоза из Нью-Йорка под видом тракторов, о чем пишет столь уважаемый Виктором Суворовым Стивен Залога, а с его подачи - и большой знаток советского танкостроения Игорь Шмелев.

Американского историка можно отчасти понять - обидно, что его правительство проглядело пророка в своем отечестве, ведь на вооружение американской армии поступило всего семь серийных танков Кристи, тогда как у нас подобные машины строились тысячами. Кроме того, передовые идеи эксцентричного конструктора (в частности, свечная подвеска) нашли применение и в британских крейсерских танках, и в нашей "тридцатьчетверке", лишь американское танкостроение обошло их стороной.

Закономерен и такой вопрос: почему нашим военным потребовался еще один тип легкого танка? Чем не устраивал их "6-тонный "Виккерс"", запущенный у нас в огромную серию под маркой Т-26? Только ли уникальная возможность передвигаться как на гусеницах, так и на колесах обеспечила американской конструкции долгую карьеру в СССР? Конечно, двойной движитель сыграл в этом определенную роль, но дело не столько в нем, сколько в самой концепции формирования бронетанковых частей РККА в начале 30-х годов. Так вот, наряду с танками непосредственной поддержки пехоты, вооруженных в основном пулеметами, она предусматривала наличие специализированного "танка-истребителя" для защиты танков поддержки от нападения бронированных машин противника. Понятно, что такой "истребитель" должен был обладать во много раз лучшей подвижностью, чем танки других типов. А по характеристикам скорости и маневренности (даже на гусеницах) в то время машины, равной "Кристи", просто не существовало. А для действий в условиях хорошо развитой дорожной сети лучше подходили бронеавтомобили, среди которых были и тяжелые, оснащенные танковыми башнями, например БА-3 и БА-6. Справедливость этого утверждения наглядно показывает опыт боев в Испании.

Авторы, кажется, сознательно уделяют не очень много места боевому применению танков БТ - и вполне справедливо: сейчас готовится отдельное издание по истории применения "бэтэшек" во Второй мировой войне. К тому же БТ-2, являвшиеся скорее машинами учебными, нежели боевыми, до Отечественной дожили предельно изношенными, в ограниченных количествах, и почти все были потеряны к 1942 г. Отметились они лишь участием в "освободительном" походе на Западную Украину и Западную Белоруссию да в "незнаменитой" войне с Финляндией, о чем рассказано достаточно сжато. Зато предвоенная карьера БТ-5 была гораздо богаче на события. Очень интересно и подробно освещается участие "пятерок" в испанских событиях и в пограничных конфликтах с Японией. Причем еще недавно считалось, что вопрос участия танков БТ в боях у озера Хасан - спорный, однако авторы нашли документы, которые навсегда положили конец подобным спорам.

Большая часть работы посвящена истории развития быстроходных танков в СССР. Приводится много уникального материала (в том числе графического и фотографического) по малосерийным и опытным образцам, специализированным машинам на базе БТ, об опытах по подводному вождению танков и т.п. Отдельно рассказано о попытках оснащения "бэтэшек" ракетным оружием. В результате авторам удалось не только достаточно полно рассказать об одной из самых массовых серий советских танков предвоенного периода, но и на их примере дать емкий и правдивый очерк состояния броневого дела в Советском Союзе накануне войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1093
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1733
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1585
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2972

Другие новости