0
2191
Газета История Интернет-версия

26.01.2001 00:00:00

Узел на дуге нестабильности

Тэги: геополитика, индий, пакистан


В одном из своих выступлений во время официального визита в Индию в октябре 2000 г. президент РФ Владимир Путин упомянул о "дуге нестабильности", протянувшейся через весь Евразийский континент, "от Косово до Филиппин", не касаясь специфики отдельных конфликтогенных зон и районов.

В ОКРУЖЕНИИ ПЯТИ СТРАН

Если на карте современной Евразии мысленно прочертить упомянутую Владимиром Путиным "дугу нестабильности", то в самом центре этой дуги, где сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три мировые религии (ислам, индуизм и буддизм), расположена Кашмирская долина - территория больших разногласий между Индией и Пакистаном, которые длятся вот уже более 50 лет и нередко приводят к вооруженным столкновениям между двумя государствами в Южной Азии.

Вся территория Джамму и Кашмира (общая площадь 222 236 кв. км) делится на четыре области, отличающиеся друг от друга природными условиями, историческим прошлым, национально-этническим и религиозным составом населения. Так, условно единую область до раздела в 1947 г. составляло индийское княжество Кашмир и находящийся сегодня под юрисдикцией Пакистана Азад Кашмир (в индийском Кашмире мусульмане составляли 92% населения, в Азад Кашмире - 99%); область Джамму (индуисты - около 60%, мусульмане - около 40%); высокогорное малонаселенное плато Ладакх (54% - ладакхи, исповедующие буддизм ламаистского толка, остальные - мусульмане; часть территории находится под юрисдикцией Китая) и Северные территории, включающие в себя районы Гилгит и Балтистан (площадь около 15 тыс. кв. км в составе Пакистана, 90% - мусульмане, около 10% - буддисты).

По данным переписи 1981 г., население индийской части Кашмира достигало 5 987 389 человек, из которых 64,2% - мусульмане, 32,3% - индусы, 2,2% - сикхи. Население пакистанской части Кашмира в том же 1981 г. составило 1 383 464 человека, из которых 99,8% были мусульманами. В настоящее время под юрисдикцией Пакистана находится 83 808 кв. км,

45 500 кв. км было передано пакистанской стороной Китаю; Индия контролирует 98 928 кв. км, включая Кашмирскую долину со столицей штата Сринагаром.

В отличие от всех других конфликтогенных районов в Евразии (возникающих на религиозной или национально-этнической основе), кашмирский вопрос имеет более давнюю историю. Он возник еще в 1947 г. в связи с разделом Британской Индии на два независимых государства. В соответствии с "планом Маунтбеттена", обнародованным 3 июня 1947 г. и утвержденным британским парламентом в качестве закона о независимости Индии, основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос о религиозной принадлежности населения различных районов страны: территории с преобладавшим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманами - образовать новое государство Пакистан.


КОГДА ПРАВИЛ МАХАРАДЖА

Проблема раздела оказалась крайне сложной для определения судьбы многочисленных (около 600) княжеств, которые формально как бы не входили в состав Британской Индии. Решение о том, присоединиться к Индии или Пакистану, должно было приниматься с учетом географического положения и интересов подданных правителями княжеств. В случаях, когда взаимоприемлемого решения вопроса достичь не удавалось, "планом Маунтбеттена" предусматривалось проведение референдумов.

Кашмир был единственным княжеством, который мог серьезно претендовать на тройственный выбор - присоединиться к Индии или Пакистану либо выступать за собственную независимость. Кашмир имел общие границы с обоими доминионами, равно как и с иностранными государствами; в целом он стремился сохранить дружественные отношения и с Индией, и с Пакистаном, обеспечивая себе при этом экономическую независимость.

Первоначально махараджа Кашмира не присоединился ни к одной из стран, предложив обоим правительствам сохранить относительную независимость Кашмира. Однако к этому времени на территории уже стали намечаться признаки раскола. Недовольство населения княжества, 90% которого составляли мусульмане, деспотическим правлением махараджи привело к вооруженному восстанию.

Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. из-за вторжения отрядов пуштунов из соседней Северо-Западной пограничной провинции. Махараджа обратился к правительству Индии с просьбой о помощи, заявив о готовности присоединиться к Индийскому Союзу. 26 октября 1947 г. присоединение Кашмира к Индии было оформлено официальным соглашением, которое не было принято Пакистаном (последний до сих пор не признает юридической силы соглашения), что привело в итоге к вооруженному конфликту между двумя странами в 1947-1948 гг. Линия прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 г., подтвержденная соглашением с Карачи, разделила княжество на территории, контролируемые Пакистаном (Азад Кашмир и Северные территории) и контролируемую Индией большую (около 60%) часть, которая позднее стала штатом Индии с закрепленным в конституции страны особым статусом.

Кашмирский вопрос более 10 лет стоял в повестке дня различных сессий Генеральной Ассамблеи ООН, неоднократно рассматривался на заседаниях Совета Безопасности. Так, в принятых по инициативе Пакистана резолюциях СБ ООН от 5 января и 13 августа 1948 г. зафиксированы положения о предоставлении кашмирскому народу права на самоопределение посредством проведения плебисцита.

Индийская сторона при рассмотрении проблемы Кашмира категорически выступала против проведения плебисцита, считая, что вопрос решен правителем бывшего княжества Джамму и Кашмир в пользу вхождения в состав Индии. Согласно резолюции СБ ООН, Индия и Пакистан заключили соглашение о прекращении огня, после чего пакистанская сторона приняла меры по выводу племен и других добровольцев, однако Индия отказалась от выполнения резолюции.


ТАШКЕНТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

В августе-сентябре 1965 г. произошел второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном, в боях, которые велись не только в Кашмире, но и в приграничных районах Пакистана и Индии, с обеих сторон участвовали крупные воинские подразделения, авиация, танки.

В результате усилий Советского Союза и ряда других стран, а также согласованных действий государств в Совете Безопасности, Индия и Пакистан согласились прекратить военные действия в ночь на 23 сентября 1965 г., восстановить линию прекращения огня в том виде, в котором она существовала до 5 августа 1965 г., отвести свои войска от границы. С 4 по 11 января в Ташкенте состоялись переговоры президента Пакистана Айюб-хана и премьер-министра Индии Шастри при участии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 10 января 1966 г. Мохаммед Айюб-хан и Лал Бохадур Шастри подписали Ташкентскую декларацию. Руководители двух стран заявили о твердой решимости восстановить нормальные и мирные отношения между Индией и Пакистаном и содействовать взаимопониманию и дружественным отношениям между своими народами. В девяти статьях Ташкентской декларации стороны определили как неотложные меры по восстановлению на субконтиненте положения, существовавшего до вооруженного столкновения, так и кардинальные меры, содействующие установлению в Южной Азии длительного и прочного мира.

Правительства Индии и Пакистана выполнили большинство положений Ташкентской декларации, касающихся нормализации обстановки на субконтиненте: до марта 1966 г. были восстановлены в полном объеме дипломатические отношения, осуществлен взаимный отвод войск, проведен обмен военнопленными и интернированными гражданами и др. Однако ряд положений декларации (о восстановлении экономических, торговых, культурных связей) выполнен не был.

Затем в начале 70-х военные действия между Индией и Пакистаном вспыхнули вновь. Когда перемирие вступило в силу, множество позиций с обеих сторон по линии прекращения огня 1949 г. перешло из рук в руки.

28 июня 1972 г. в индийском городе Симла состоялась встреча премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Бхутто с премьем-министром Индии Индирой Ганди. После длительных и сложных переговоров было подписано соглашение, официально зарегистрировавшее обязательство правительств Индии и Пакистана положить конец конфликтным ситуациям и конфронтации. Был особо оговорен отвод индийских и пакистанских войск в свою сторону от международной границы в 30-дневный срок с момента вступления в силу соглашения.


ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД

В конце 80-х гг. в пакистано-индийских отношениях произошли некоторые позитивные сдвиги: состоялась встреча премьер-министров двух стран, осуществлен взаимный отвод войск из спорного района ледника Сиачин, подписаны соглашения о совместной борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, ратифицировано соглашение о ненападении на ядерные объекты. Тем не менее конфронтация между Индией и Пакистаном продолжалась, несмотря на то что Россия, США и Китай заявили о поддержке двустороннего решения, на основе Симлского соглашения (то есть, по сути, без внешнего вмешательства).

Следует в этой связи особо отметить, что в те же годы социально-экономическая ситуация в индийском Джамму и Кашмире резко ухудшилась. Это привело к опасному усилению социальной напряженности, распространению преступности и терроризма. Обстановка начала окончательно выходить из-под контроля Центра.

В январе 1990 г. Законодательная ассамблея штата была распущена, и с этого времени Джамму и Кашмир перешел непосредственно под президентское правление. На его территорию были введены войска, численность которых достигла 400 тысяч человек.

Принятие административных мер, введение армейских подразделений, подавление вспышек насилия резко активизировали внутренние силы, выступавшие за отделение Кашмира от Индии. Что касается Пакистана, то он начал активно обвинять индийскую сторону в репрессиях против мусульман Кашмира, в нарушении их прав на самоопределение, с требованием проведения плебисцита или выборов под международным контролем. Индия, со своей стороны, выступала с осуждением вмешательства Пакистана во внутренние дела страны, нарушения им духа и буквы Симлского соглашения. При этом индийское руководство выступало (и выступает) категорически против любых попыток передачи проблемы Кашмира на рассмотрение международных форумов.


ВМЕСТО ТОЧКИ - МНОГОТОЧИЕ

В то же время, индийские власти не могли не осознавать необходимости коренного изменения обстановки в штате, учета пожеланий его населения, которое устало от постоянной напряженности, терроризма, насилия и нестабильности, от нерешенности жизненно важных социально-экономических проблем, растущей безработицы. После длительных консультаций правительство центра приняло решение провести на территории Кашмира выборы в парламент Индии. Выборы состоялись в мае 1996 г., в них приняло участие около 20% избирателей, которые таким образом продемонстрировали свое стремление к политическому урегулированию и восстановлению законности и порядка.

Военные столкновения между Индией и Пакистаном в Каргиле летом 1999 г. вновь наглядно доказали, что кашмирский вопрос по-прежнему не решен и что, по всей видимости, Индия и Пакистан не смогут справиться с такой глубокой проблемой в двустороннем порядке. Тем более что вся система безопасности в Южной Азии получила новую окраску после ядерных испытаний, проведенных обеими странами весной 1998 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1274
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1122
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2149
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
963

Другие новости