0
1874
Газета История Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Поле деятельности на четырех континентах

Николай Зленко

Об авторе: Николай Николаевич Зленко - заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ, генерал-лейтенант.

Тэги: сотрудничество, мероприятия, обязательства


Военное сотрудничество с иностранными государствами - сфера международной деятельности, включающая комплекс взаимных мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности и национальной безопасности участвующих в нем стран. Оно осуществляется на основе равноправия и взаимовыгодных интересов, с соблюдением соответствующих международных обязательств (договоров) и национального законодательства.

СВОЙ ПОЧЕРК

Практическая необходимость в создании специального коммерческого структурного подразделения со статусом Государственного посредника в системе государственного регулирования и сопровождения военно-политического, а в дальнейшем военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами возникла в ходе Второй мировой войны. В июле-августе 1941 г. Великобритания подписывает с СССР два межправительственных соглашения: "О совместных действиях в войне против Германии" и "О товарообороте, кредите и клиринге". В рамках этих соглашений начались поставки военной техники в СССР из США и Англии, в частности через Иран. В дальнейшем в Иране была организована сборка американских автомобилей и английских военных самолетов для поставки в СССР.

Всесоюзному объединению "Ирансовтранс" Наркомвнешторга СССР была поручена реализация в Иране указанных межправительственных соглашений. Именно "Ирансовтранс", в состав которого входил специальный отдел "Техноэкспорт", фактически стал первым Государственным посредником, получившим полномочия правительства СССР на практическую реализацию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

После Второй мировой войны началась борьба за политическое, военное и экономическое влияние на развивающиеся страны. СССР имел свой характерный почерк в этой борьбе, в том числе в области военно-технического сотрудничества. Менее чем за десять лет после окончания Второй мировой войны доля вооружения и военной техники, поставляемых на экспорт промышленностью России, превысила объемы экспортных поставок непосредственно из наличия Министерства обороны. Для координации экспорта, повышения его оперативности и эффективности в мае 1953 г. создается Главное инженерное управление Министерства внешней торговли (ГИУ).

ПРЕРОГАТИВЫ

В Министерстве обороны данной проблематикой с 1951 г. занималось 10-е управление Генерального штаба. После заключения Варшавского договора оно получило статус 10-го Главного управления Генштаба. В составе управления была, в частности, группа представителей стран Варшавского договора (по одному от каждой страны) - в качестве заместителей начальника Штаба Объединенных Вооруженных сил.

Прерогативами Главного управления были: руководство деятельностью аппаратов Главных военных советников, анализ военно-политической обстановки в странах сотрудничества, оказание им помощи в создании и развитии национальных вооруженных сил, поставки вооружения и военной техники дружественным странам, передача им лицензий, технической документации для производства и ремонта военной техники. Сюда входила также организация технического содействия в производстве, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ремонте вооружения и военной техники, в строительстве объектов военного назначения.

Позднее, с расширением объемов этой деятельности, Министерству обороны, в том числе и 10-му Главному управлению ГШ, за счет средств Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГКЭС) была выделена дополнительная численность личного состава - для организации соответствующих служб по техническому содействию.

При возникновении кризисных ситуаций в различных регионах мира в 10-м Главном управлении создавались оперативные дежурные группы по отслеживанию обстановки, движения транспортов, доставляющих вооружение и военную технику в дружественные страны.

Такие временные группы создавались во время войны во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Афганистане, Эфиопии и других районах.

Управление военно-технического сотрудничества в составе Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ в своем нынешнем виде является основным и единственным структурным подразделением Министерства обороны, осуществляющим планирование, организацию и контроль мероприятий военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами в полном объеме.

Управлением проводится большая работа по поддержанию связей в военной и военно-технической областях как с традиционными нашими партнерами, так и по налаживанию партнерских отношений с новыми государствами, включая и государства - участники НАТО.

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ

Работать приходится в непростых условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества. Достаточно сказать, что только основные указы президента России в указанной сфере за период с 1995 г. менялись дважды.

Уже к 1968 г. в России сформировался значительный портфель заказов со стороны развивающихся стран, связанных с оказанием технического содействия в создании национальной оборонной промышленности, в производстве отдельных видов вооружения и военной техники, в становлении военной и вспомогательной инфраструктуры. Как и прежде, чисто коммерческие интересы и критерии в оценке и экспертизе этого специфического портфеля отступали на второй план. География иностранных заказчиков, общий объем заказов, их специфика, связанная со значительным отличием от сделок купли-продажи, необходимость координации взаимодействия большего числа министерств и ведомств потребовали формирования в дополнение к ГИУ еще одного специализированного Государственного посредника.

Так было образовано Главное техническое управление Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГТУ). Основной задачей его было обеспечение комплексного решения проблем создания в иностранных государствах объектов военного и специального назначения, включая проведение изысканий на местности, проектирование, поставку технологического оборудования, оснастки, инструмента, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию и т.д. Несомненным плюсом оказалось то, что удалось объединить в одном внешнеполитическом пакете услуг, предлагаемых Россией развивающимся странам, техническое содействие в строительстве и крупных хозяйственных объектов, и специальных объектов военного и военно-промышленного назначения.

Всего за десять лет своего существования в качестве самостоятельного Государственного посредника ГТУ заключило контракты на оказание технического содействия почти с 40 иностранными государствами. При активном участии ГТУ за рубежом появилось более 1200 объектов специального назначения, находящихся в различной стадии создания и функционирования. Среди них - военные заводы, ремонтные предприятия, военно-морские базы, аэродромы, пункты связи, центры обучения, а также, например, такие необычные объекты, как мавзолеи Димитрова, Хо Ши Мина, Нето.

Деловые отношения поддерживались с иностранными заказчиками почти из 50 стран. Но с течением времени основные концепции в области военно-технического сотрудничества начали становиться не вполне адекватными новым тенденциям мирового рынка вооружений.

ИСТОКИ ДИСБАЛАНСА

Ежегодные объемы экспорта вооружений, военной техники, включая запасные части, комплектующие изделия, создание специальных объектов, составлявшие в период 1981-1989 гг. в среднем 6-10 млрд. долл. США, стали уже недосягаемы для посредников. Структура платежей иностранных покупателей за российский экспорт продолжала оставаться крайне несбалансированной. Платежи в свободно конвертируемой валюте и нефтью не превышали 10-15%, доля специальных государственных кредитов достигала 60%, а безвозмездная помощь (бесплатные поставки вооружений и военной техники, другого военного имущества) устойчиво составляла не менее 30% от общих объемов специального экспорта.

К началу 90-х гг. потребности традиционных для России иностранных заказчиков (более 40 стран) в вооружении, военной технике и объектах специального назначения были практически полностью удовлетворены, и новый этап перевооружения и модернизации мог наступить только через 5-8 лет.

Государственные посредники (ГИУ переименовали в "Оборонэкспорт", ГТУ - в государственную компанию "Спецвнештехника"), сохраняя статус структурных подразделений Министерства внешних экономических связей России, вынуждены были расширить сферы своей деятельности, разрушая при этом границы специализации по видам военно-технического сотрудничества и исторически сложившимся связям с традиционными иностранными заказчиками.

Мировой рынок военно-технического содействия с явным доминированием на нем России прошел пик в средине 80-х гг. К началу 90-х гг. число специальных объектов, введенных в эксплуатацию при участии России, уменьшилось до 700, а к 1992 г. их число снизилось до 500 и стало необратимо сокращаться.

С учетом значительных изменений структуры мирового рынка вооружений, его географии, преобразований в военно-промышленном комплексе России, связанных с экономической реформой, в соответствии с Указом президента России на базе трех Государственных посредников в конце 1993 г. создается Государственная компания "Росвооружение" со статусом самостоятельной коммерческой организации, то есть не подчиненной ни одному из министерств и ведомств. Одновременно в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами продолжают функционировать несколько российских посредников, получивших временное право вести переговоры и заключать контракты на экспорт вооружений и военной техники.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОСРЕДНИК

К октябрю 1995 г. компания "Росвооружение" назначается единственным Государственным посредником по экспорту и импорту продукции, работ и услуг военного назначения по всей разрешенной на экспорт номенклатуре, как изготавливаемой на предприятиях оборонной промышленности, так и находящейся в наличии у Министерства обороны России.

Оборотные средства "Росвооружения" всего за три года увеличиваются более чем в 80 раз, объемы налогов, перечисленных в бюджет, - более чем в 7 раз, число заключенных контрактов - почти в 3 раза. В августе 1997 г. в соответствии с Указом президента России три федеральных государственных унитарных предприятия "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии" получают статус государственного посредника по экспорту вооружений, военной техники, запасных частей к ним, работ (услуг) военного назначения и т.п. Таким образом, институт Государственного посредника прошел еще одну стадию преобразований.

В ноябре-декабре 2000 г. президентом Российской Федерации подписаны основные нормативно-правовые документы в области военно-технического сотрудничества. Имеется в виду указ # 1854 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт", согласно которому "Рособоронэкспорт" является единственным Государственным посредником и правопреемником ФГУП "Росвооружение" и ФГУП "Промэкспорт", а на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции регулирования военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Это также указ

# 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", в соответствии с которым образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Названный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию решений президента и правительства Российской Федерации по регулированию и контролю деятельности в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в области ВТС.

Следует особо отметить, что по всем мероприятиям, относящимся к совместной компетенции Комитета и Минобороны России, координацию деятельности Комитета осуществляет министр обороны Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
732
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
848
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1204
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
960

Другие новости