0
1504
Газета История Интернет-версия

26.04.2002 00:00:00

Тайна гибели балтийской "Эски"

Андрей Почтарев

Об авторе: Андрей Почтарев - кандидат исторических наук.

Тэги: вов, с7, Почтарев


Расследование

В СТАТЬЕ < a href="http://nvo.ng.ru/history/2001-07-20/5_duel.html">"Проигранная дуэль" ее автор Владимир Лодкин подробно изложил события, связанные с последним походом в октябре 1942 г. подводной лодки С-7, которой командовал Герой Советского Союза капитан 3 ранга Сергей Лисин. Статья заканчивалась двумя вполне уместными, на мой взгляд, вопросами: имел ли командир финской субмарины "Весихииси", потопившей С-7, данные о том, что через его позицию пойдет советская ПЛ, и если имел, то откуда эти данные были получены?

ЛИСИНА ЖДАЛА ЗАПАДНЯ

В фондах Центрального военно-морского архива в мои руки попали любопытные материалы, касавшиеся бывших советских военнослужащих-перебежчиков с немецкой стороны в годы Великой Отечественной войны. Перелистывая пожелтевшие от времени страницы архивных томов, я вдруг неожиданно обнаружил несколько копий допросов некоего Дмитрия Щапова, проведенных в разведотделах штаба Ленинградского фронта и Кронштадтского морского оборонительного района в период с 10 по 17 октября 1943 г. То, о чем рассказывал Щапов генерал-майору Евстигнееву и капитану Потехину, напрямую касалось судьбы С-7, ее гибели и последующих событий, связанных с выжившими членами экипажа во главе с командиром. Но, впрочем, все по порядку...

...Ранним утром 12 октября 1943 г. в районе населенного пункта Долгово на берегу Финского залива бойцами Кронштадтского морского оборонительного района был пленен экипаж вражеского мотобота. Он состоял из трех диверсантов, получивших задание подорвать советскую артбатарею и захватить "языка". Группу возглавлял бывший командир артиллерийской боевой части эсминца "Стройный" Дмитрий Щапов.

В ходе первого же допроса, проведенного офицерами разведотдела, Щапов дал подробные показания. Свою словоохотливость несостоявшийся диверсант объяснил тем, что давно якобы стремился сдаться своим и вернуться на Родину. Щапов сообщил, что в период пребывания в немецком плену в Берлине он встретился с бывшим командиром подводной лодки С-7 капитаном 3 ранга Сергеем Лисиным, которого в числе других пленных советских офицеров и генералов гитлеровцы привезли на беседу к генералу Андрею Власову. Встреча состоялась в гостинице "Бристоль" между 11 и 15 мая 1943 г. Немцы и власовцы стремились склонить, правда тщетно, к сотрудничеству с РОА ("Русской Освободительной Армией") видных советских командиров, среди которых, со слов Щапова, были три генерала (один из них - с двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина), один комбриг (командир бригады морской пехоты), а также капитан-лейтенант (по имени Володя) - командир отряда торпедных катеров с Черноморского флота и офицер с Северного флота.

По свидетельству Щапова (справедливости ради необходимо отметить, что многие из его показаний явно противоречат друг другу), Лисин якобы сообщил ему о некоторых деталях своего последнего похода. В частности, рассказал о том, что финны, подняв его на борт подводной лодки "Весихииси", заявили, что ждали советских подводников на два часа позже, так как знали время их выхода из Кронштадта. Командир С-7 предполагал, что "в руки немцев попал морской шифр", позволявший им читать перехваченные радиограммы балтийцев.

Эту версию там же, в немецкой столице высказал Щапову и пленный старший лейтенант Филиппов с эсминца "Сердитый". Со слов последнего, шифр попал к гитлеровцам "от старшины-предателя, который, убив командира экипажа морского самолета-разведчика МБР-2 ВВС флота, выполнявшего полет на один из островов Финского залива, приземлился в расположении противника". Сдавшись в плен, старшина передал немцам секретные кодовые таблицы и карты, за что был отмечен германским командованием.

Из найденных архивных документов следовали вполне очевидные выводы о том, что совсем не случайно финская подлодка "Весихииси" несла боевое дежурство в узкости Аландского моря в тот злополучный для С-7 вечер 21 октября 1942 г. Примечательно, что по докладу командира "Весихииси" капитан-лейтенанта Айтоллы командованию базы после потопления субмарины Лисина и принятия решения на возвращение в Марланнахамина, он передал свою боевую позицию другой взаимодействующей ПЛ "Ветехинен". Финны могли уже знать, что к этому времени из Финского залива в Балтику прорвались как минимум еще пять советских подводных лодок. При этом боевая позиция ПЛ Щ-305 располагалась в непосредственной близости от той, что предписывалась для С-7. Там же ее и подстерегла 5 ноября "Ветехинен", протаранив своим корпусом. Останки 305-й до сих пор покоятся на балтийском морском дне всего в девяти градусах севернее того места, где три года назад шведские аквалангисты обнаружили торпедированную С-7.

Кроме того, сам собой напрашивался и вывод о том, что в потоплении противником в 1942 г. 11 подлодок Балтийского флота (больше, чем в какой-либо другой год войны) просматривается определенная закономерность. Ведь восемь из них предположительно погибли в результате прямого противодействия противолодочных сил немцев и финнов. В их числе была и С-7 Сергея Лисина.

ПЕРЕБЕЖЧИК ВСЕЙ ПРАВДЫ НЕ ЗНАЛ

После обнаружения данных о пропавшем самолете и шифровальщике нить расследования привела меня к ветеранам Главного штаба Военно-морского флота капитанам 1 ранга в отставке Владимиру Сумарокову и Василию Кашину. То, о чем поведали опытные специалисты с опорой на найденные ими в архивах новые документы, позволило во многом скорректировать и пересмотреть взгляд на трагические события на Балтике, происшедшие осенью 1942 г.

В других фондах того же Центрального военно-морского архива действительно сохранились документы и материалы, касающиеся аварии связного самолета Балтфлота в 1942 г. Но им оказался не МБР-2, а У-2, принадлежавший 8-й штурмовой авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ. Как следует из отчета одного из отделов штаба авиации ВМФ, 22 мая 1942 г. в период смены дислокации одного из авиаполков этот У-2 был направлен из Новой Ладоги в Ленинград. На его борту вместе с летчиком находился младший сержант Александр Романов с секретными документами и в том числе по скрытой связи. Однако на аэродром назначения самолет не прибыл. Командование ВВС КБФ посчитало экипаж пропавшим без вести и по прошествии короткого промежутка времени, отводившегося на поиски У-2, донесло о случившемся в штаб флота. По предположениям авиаторов, машина из-за аварии упала и затонула в Ладожском озере. Ввиду пропажи секретного документа штаб КБФ отдает срочное распоряжение флоту и Ладожской флотилии "с ноля часов следующих суток прекратить общий обмен и циркулярную связь от штаба ВВС в авиачасти". Был ускорен ввод в действие нового основного документа и новой общей связи, которые к тому времени доставили в соединения и на корабли флота. Уже на третьи сутки КБФ перешел на скрытую связь по новым документам. Изменения коснулись и бригады подводных лодок. Так что к моменту выхода в Балтийское море из Кронштадта советских субмарин (в трех эшелонах, выход ПЛ первого эшелона начался 3 июня 1942 г.) их связь для противника уже оказалась закрытой. Тем более очевидно, что ни немцы, ни финны не могли точно знать и о выходе С-7, который состоялся еще позже - 17 октября. По воспоминаниям бывшего помощника начальника связи КБФ капитана 1 ранга в отставке Василия Кашина, это подтвердила и специальная проверка органов НКВД, последовавшая весной 1944 г. Поводом к ней послужила информация, поступившая от пойманного немецкого разведчика, бывшего офицера Балтфлота, взятого в плен в 1942 г. в районе Моонзундских островов. Предатель рассказал, что "у немцев есть русский специалист Романов, который помогает им читать переписку флота".

Из этого следовало, что экипаж У-2 не пропал без вести, а оказался в стане противника. Но как это могло произойти? И что стало с секретным документом?

Эти вопросы волновали командование Балтфлота во главе с адмиралом Владимиром Трибуцем до самого конца войны. Лишь в 1945 г. в особом отделе КБФ появились документы, пролившие свет на эту запутанную историю. В руки контрразведчиков попали из Германии и летчик, оставшийся живым вопреки утверждениям Щапова, и бывший младший сержант Романов. На допросах они показали, что из-за неисправности мотора их У-2 сбился с курса и сел на вынужденную на береговой припой льда в Финском заливе. Они поняли, что находятся на вражеской территории. Авиаторы едва успели порвать часть секретных документов, а другую - зарыть в мокрый снег. Через некоторое время их пленил лыжный дозор финнов. Два месяца летчика и Романова допрашивали разведорганы Финляндии, а затем их передали в руки немцев.

Так закончилась эта история. О том, что рассказали финнам и в абвере советские военнопленные и в какой степени они могли "помогать" противнику в чтении секретов балтийцев, тема другого разговора. Доподлинно удалось пока выяснить то, что Александр Романов, пройдя фашистский плен и длительные проверки НКВД-МГБ, в послевоенные годы вернулся в родную Тверскую (тогда Калининскую) область, воспитал дочь, долгое время работал главным инженером на мясокомбинате в поселке Моксатиха и умер десять лет назад.

Что же касается судьбы летчика У-2 и его фамилии, то их пока установить не удалось. Не исключено, что неоднократные показания многих перебежчиков о перехвате немцами советских секретных документов имеют под собой почву. Ведь они могли попасть в руки военной разведки Германии и другими путями. А значит, для противника могла существовать возможность знать на определенных этапах замыслы советского Балтфлота. Как представляется, это одна из основных версий поиска для разгадки тайны гибели С-7.

Думается, что многие открытия еще хранятся как в германских, финских, так и в российских архивах. Ставить точку в расследовании еще рано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
760
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
890
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1248
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
993

Другие новости