0
4009
Газета История Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

Концлагеря изобрели французы

Тэги: Франция, концлагерь


Архив

Первую мировую войну не случайно называют неизвестной. В ее истории есть много малоизученных страниц. Одна из них - жизнь русских пленных во Франции. Мой отец, Лев Михайлович Файвишевский, был участником этой войны, солдатом армии русского генерала Ренненкампфа, которая потерпела поражение в Восточной Пруссии. В немецком плену отец изучил немецкий язык и стал лагерным переводчиком.

Когда 28 июня 1918 г. разбитая Германия подписала Версальский договор, русские военнопленные считали, что их освободят и отправят на родину. Но Франция незаконно задержала солдат, и после мучений немецкого плена они попали в плен союзной страны.

В своих мемуарах отец писал: "...В сопровождении старика-француза, как видно уполномоченного подбирать в прифронтовой полосе русских пленных, покинутых отступающими немцами, набралось 600 человек, их направили на дорогу, ведущую к крепости Верден... На пути попадались изуродованные пушки, поломанные лафеты и много других предметов военной техники. Кругом было безлюдно, тихо. Охватив взором всю эту мрачную картину, я, как, наверно, и другие, подумал: сколько человеческого труда, сколько усилий, средств было потрачено для создания гигантских укреплений, оружия, снаряжения, сколько лишений претерпели люди, которые все это создавали, и только для того, чтобы убивать людей, которых природа наделила одним общим желанием как можно больше прожить на этом белом свете. А здесь, под Верденом, в этой "верденской мясорубке" пали тысячи людей в самые цветущие годы своей жизни".

Русских военнопленных поселили в концентрационном лагере "Суэм", что находился в 3-4 км от крепости Верден. Что представлял собой этот лагерь?

"Двор лагеря, - вспоминал отец, - был большой... В нем друг против друга находились два длинных деревянных барака... В каждом - во всю длину - комнаты, отделенные друг от друга деревянными перегородками. В комнатах - нары в два яруса. На них валялись подушки, набитые сеном. Сено было старым. После мы узнали, что здесь раньше жили немецкие пленные. И вот теперь наша "союзница" поселила здесь солдат из России. Окон не было. Свет включали на два часа только по вечерам. В каждую комнату поселили по 55-60 человек. Было душно. Дышать тяжело. Сутками дверь от комнаты стояла настежь".

Русских солдат по приказу Петена, который впоследствии стал главным пособником фашизма во Франции и был осужден как военный преступник, за отказ от работы ссылали на каторжные работы в Африку, а интернированных русских офицеров французское правительство пыталось отправить в Россию в армию белогвардейцев.

Состав пленных был пестрым: большую группу составляли неграмотные, забитые нуждой крестьяне из глухих деревень великой России, чернорабочие, жители небольших городов, люди разных национальностей и вероисповеданий. Костяк составляли городские рабочие. Они понимали необходимость объединения для достижения порядка и дисциплины.

Ими был подготовлен документ "Введение к уставу лагеря "Суэм", принятый общим собранием русских военнопленных после тщательного обсуждения. В документе высказаны обида и горькое разочарование в союзниках, которые интернировали русских и препятствуют их возвращению на родину.

"Обиды, которые нам нанесли французские военные власти, заключив нас, русских военнопленных, в концентрационные лагеря, в которых прежде содержались пленные, принадлежавшие к вражеским армиям, и которые окружены густой сетью колючей проволоки┘ Мы столкнулись здесь с жестокостью и бесчеловечностью. Такой подход нас огорчил, так как унижает человеческое достоинство".

Французская политика быстро "большевизировала" русских военнопленных. "Будучи солидарными с борющимися соотечественниками за установление советской власти на нашей родине, говорится в Уставе, и зная цель, к которой стремятся большевики во главе с известным нам товарищем Лениным, мы, русские военнопленные, заключенные в лагере "Суэм", в знак солидарности категорически отказываемся от любой работы, чтобы не заменять французских рабочих, которых переодели в солдатскую форму и послали бомбить Одессу".

Устав стал основным законом лагеря. На его основе был выбран лагерный Совет. В него вошло по два человека от каждой комнаты. Члены Совета начали руководить всей жизнью лагеря. Была установлена очередность по уборке комнат, двора, начались занятия с малограмотными и безграмотными. Для занятий отвели самую большую комнату, которая при немецких пленных была столовой. Через комендатуру стали получать бесплатно две газеты. По выходным дням в помещении школы ставились спектакли "доморощенных" сочинителей.

Пленным хотелось быть в курсе дел о жизни на родине. Отец самостоятельно по газетам и подаренному словарю стал изучать французский язык, переводить статьи, опубликованные в газетах. Переводы переписывались грамотными рабочими на большие листы. Их вывешивали снаружи на одной из стен барака, также организовывались публичные чтения. Для покупки газет "Юманите", "Популяр", бумаги и канцелярских товаров был создан небольшой денежный фонд. Он создавался за счет продажи сувениров, сделанных лагерными умельцами. Это были деревянные портсигары, мундштуки, перстни... На них были выбиты монограммы, даты рождения автора, год и месяц, когда их сделали.

Чтобы быстро решить вопрос о возвращении на родину, военнопленные решили написать заявление на имя военного министра Франции и опубликовать его в газете "Юманите" - "Воззвание русских военнопленных к французским рабочим". В этом документе было рассказано о тех невзгодах и лишениях, которые солдаты России терпели в лагере, а также просьба ускорить их отправку на родину.

Через несколько дней лагерь "Суэм" был окружен французскими солдатами. В их руках было оружие, два пулемета нацелены на бараки. От лагеря отделили более ста человек и переселили в другое место. В комнатах стало более свободно. Пленные смогли выделить место для устройства русской бани, сапожной мастерской. Были несколько улучшены условия быта. Правда, Петен предложил работать во Франции, получая зарплату, равную оплате труда французских рабочих, пользоваться услугами кафе, ресторанов и других общественных мест, жить бесплатно в казармах. Те, кто согласится на эти условия, будут относиться к категории "А". К категории "Б" - кто откажется от выхода на работу. Их расселят отдельными партиями под строгой охраной в фортах разных французских крепостей. Рацион питания будет уменьшен, режим станет более строгим. Однако из лагеря "Суэм" только один пленный согласился работать. Остальные решили стоять на своем и требовать отправки на родину.

Большую группу пленных, отказавшихся работать, перевели в форт Буа-Дуа крепости Бельфорта. Условия жизни были там ужасны: каменный мешок с узкими маленькими коморками в 6-7 м, отсутствие окон, воздух мог проходить только через дверь, полумрак, отсутствие электричества. Хлеб стали давать по 200 г, кормили два раза в день.

Здесь мой отец был избран старшим по лагерю. Через некоторое время русские пленные узнали, что в газете "Юманите" от 21 февраля 1920 г. опубликована статья "Мучения русских солдат во Франции". В ней описывались условия жизни военнопленных и содержался призыв им помочь.

Вслед за этой статьей появились и другие, где также требовалось оказать помощь русским солдатам. В дело освобождения русских людей из концлагерей включились французские рабочие, левые социалисты. Ярко об этом свидетельствует эпизод из мемуаров отца: "Прочитав в газете "Юманите" статью о протесте передовых сил Франции, особенно Марселя Кашена, против задержки русских во Франции, военнопленные отправили Кашену и Лафону письмо и маленькую посылку с деревянным письменным прибором... Через несколько дней пришел ответ: "Мои дорогие товарищи! Я был чрезвычайно тронут вашим выражением братства и изящным подарком. Извините за запоздалый ответ. Я вам благодарен от всего сердца и заверяю вас в полной моей преданности, М.Кашен. 5 мая 1920 г."

Из одной, переведенной отцом статьи, опубликованной в газете, военнопленные узнали, что нарком иностранных дел советского государства Литвинов наметил встречу с представителями Франции по вопросу об обмене пленными. В результате действий советского правительства и при содействии рабочего движения Франции в 1920 г. почти все русские военнопленные вернулись на родину.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
884
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
818
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1479
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
695

Другие новости