0
3330
Газета История Интернет-версия

01.09.2004 00:00:00

Многострадальная обитель

Иеродиакон Давид

Об авторе: Иеродиакон Давид (Сарсаниа) - аспирант Московской духовной академии.

Тэги: новый афон, грузия, абхазия, конфликт


Духовные власти Святой горы Афон (в Греции) во второй половине XIX века при поддержке турецкой администрации пытались изгнать русских иноков из древней Пантелеимоновой обители. В связи с этим в 1874 г. отношения между русскими и греческими монахами на Афоне осложнились. Поэтому игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Макарий и духовник обители иеросхимонах Иероним обратились к российскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед правительством Российской империи о поселении русских иноков на Кавказе. Одновременно в письме к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Николаевичу Романову они просили "благоволить им даровать, и указать удобное место из необозримых кавказских пределов для постройки обители, и прирезать к ней часть земли и леса для обеспечения обители на будущие времена".

Новая обитель для просвещения абхазов

В августе 1875 г. уполномоченные с Афона во главе с иеромонахом Арсением прибыли в Абхазию. Они выбрали место в 20 верстах от Сухуми у реки Псырдзхи, где сохранился древний полуразрушенный храм в честь Святого Апостола Симона Кананита. Впоследствии за этим местом утвердилось название Нового Афона как свидетельство единства двух монастырей и духовной связи Абхазии со Святой горой Афон.

В помощь о. Арсению для строительства Ново-Афонской обители был послан иеромонах Иерон (Васильев), ставший впоследствии в ней игуменом. Позже он так писал об этом: "По прибытии на избранное для возведения монастыря место мы нашли его все густо заросшее лесом, переплетенное колючкой, а близ реки Псырдзха - большое заросшее болотными растениями гнилое болото. По благословению отцовскому за святое послушание с помощью Божией за четыре года место было расчищено, возведен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, возобновлен храм Святого Апостола Симона Кананита, выстроены корпуса для братии, гостиницы и странноприимные дома для богомольцев, здание для школы, мельницы и другие хозяйственные и приморские постройки нижнего монастыря".

В самом начале своего основания обитель взялась за просвещение абхазов. Вот что писал по этому поводу в 1876 г. иеромонах Арсений начальнику Сухумского военного отдела: "Полагаю, что христианство мало принимается абхазами оттого, что священники у них преимущественно грузины и имеретинцы, не знающие ни слова по-абхазски, да многие из них жизнью своей не оправдывают священного сана своего. Чтобы улучшить это, полагаю, единственное средство - устроить у нас в Абхазии духовное училище, в которое поступали бы из сельских школ и вообще из всех сословий┘ Необходимо внушать им нравственные понятия о жизни, прививать им культуру┘"

В день торжественного освящения первого монастырского храма Покрова Пресвятой Богородицы 17 октября 1876 г. была открыта духовная школа для 40 мальчиков, из которых 20 были сиротами. В этот торжественный день на монастырском дворе собрались около тысячи абхазов.

Тяжелые испытания

Осенью 1876 г. война на Балканах дала знать о себе и на Кавказе. Россия ожидала высадки турецкого десанта в Абхазии. Поэтому 29 ноября 1876 г. последовало официальное предписание удалить братство из Ново-Афонской обители в Гелатский монастырь Кутаисской губернии и вывезти туда всю церковную утварь. Школу закрыли, а учеников отпустили к родителям и опекунам. В Новом Афоне остались только иеромонах Иерон, монах Иоанн и два послушника. Они продолжали ежедневные богослужения до объявления начала Русско-турецкой войны 7 апреля 1877 года.

На следующий день им пришел приказ оставить монастырь. 28 апреля того же года два турецких броненосца подошли к берегам Абхазии в районе Гудауты. На берег высадился турецкий отряд. Собравшимся абхазам зачитали султанский фирман, в котором говорилось: "Печальные события, возникшие в Боснии и Герцеговине среди наших христианских подданных, достигли в настоящее время значительных размеров и вызвали необходимость водворения порядка силой меча. Виной всему этому - русский царь, который в настоящее время объявил нам войну.

Призывая на помощь Аллаха и Его великого Пророка, мы с упованием обнажаем меч Османа для наказания русского вероломства и приглашаем к справедливой мести и нашу верную Абхазию. Надеемся, что она разделит с нами ту постоянную ненависть к России, которую в настоящую минуту чувствуют все сыны великого ислама". Некоторые из собравшихся в присутствии муллы стали присягать на Коране в верности султану, снимать с себя кресты и вешать их на деревья. В этот же день все постройки Ново-Афонского монастыря были разрушены и сожжены┘

Вместе с тем известны примеры насильственной расправы над теми абхазами, которые не подчинились туркам. В Лыхнах были вырезаны более сотни абхазов-христиан.

Находясь в Гелатском монастыре, братья Ново-Афонской обители решили послужить отечеству в качестве санитаров Красного Креста. Они самоотверженно ухаживали за ранеными в Кутаисском военном госпитале, за что снискали особую благодарность царской фамилии. Им были выданы памятные медали в честь победы над Турцией и наградные знаки Красного Креста.

По окончании войны монахи вновь вернулись на Новый Афон. От монастыря остались только стены. Осенью 1878 г. закипела работа по восстановлению обители. Вместо развалин постепенно появились новые здания, была отстроена школа, но уже на 50 человек. Она была открыта 7 мая 1879 года и существовала вплоть до гонений на новоафонских монахов при советской власти. Именно благодаря этой школе многие абхазы приняли крещение в Ново-Афонской обители и их имена сохранились в монастырских документах.

Избрание нового игумена

8 декабря 1879 г. права Ново-Афонского монастыря были утверждены императором Александром II. На их основании Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь признавался своего рода представительством Афонского Пантелеимонова монастыря с соблюдением устава обителей Святой горы. Было также оговорено, что "в случае смутных обстоятельств на Востоке и невозможности дальнейшего пребывания на Афоне братство Пантелеимонова монастыря получает убежище в новой обители". Этим актом Ново-Афонская обитель получила право юридического лица, что помогло разрешить многие проблемы.

Например, радикально изменилось отношение правительства России к русским монахам на Афоне. До этого светские и духовные власти империи смотрели на них, как на дезертиров, поскольку в то время территория афонского полуострова находилась в подчинении Турции. Поэтому при возвращении в Россию их монашество или рукоположение в священный сан во внимание не принимались, а только то звание, в каком они уезжали из России. После принятия этого акта они могли въезжать через Ново-Афонский монастырь на территорию Российской империи, сохраняя свое монашеское звание и священный сан.

17 ноября 1879 г. скончался настоятель Ново-Афонского монастыря иеромонах Арсений. Весной 1880 г. иеромонаха Иерона вызвали в обитель святого Пантелеимона на Старый Афон, где должны были состояться выборы нового игумена на Новый Афон. Братия обители предоставила разрешение такого ответственного дела жребию. В итоге новым игуменом стал иеромонах Иерон. 4 мая 1880 г. на литургии в соборном храме Покрова Богородицы Пантелеимонова монастыря на Старом Афоне ему был вручен игуменский жезл.

Монастырь продолжает благоустраиваться

В том же году была начата работа по воссозданию древнего храма Святого Апостола Симона Кананита. Постепенно были выстроены все монастырские здания и хозяйственные постройки. Игумен Иерон был озабочен тем, что застаивавшаяся вода из реки образовывала около обители болота, что способствовало развитию малярии и других болезней. Он принялся за строительство плотины и выполнил это блистательно. Причем приглашенные для этого инженеры оценили его затею в сотни тысяч рублей и сомневались в прочности сооружения.

Плотина по проекту игумена была построена при выходе реки Псырдзхи из горного ущелья в долину. В результате образовалось глубокое озеро с чистой водой, а внизу были устроены шлюзы для ее спуска. Вся работа обошлась отцу Иерону всего в 8 тыс. рублей. На плотине были построены каменная мельница, пекарня и другие хозяйственные постройки, проведены каналы с водой к кирпичному заводу, огородам и монастырю. По естественному руслу реки была устроена система из семи больших прудов, в которых монахи разводили карпов, форель и даже кефаль.

Благоустроив нижнюю часть обители, в 1884 г. игумен Иерон решил приступить к возведению монастырских зданий с таким расчетом, чтобы монахи жили совсем изолированно от мира. Здесь он также проявил свою изобретательность и практическую смекалку. Игумен разделил территорию монастыря таким образом, что у моря должны были расположиться гостиницы для паломников и все хозяйственные постройки. Сам монастырь с храмами предполагалось устроить выше, на горе.

Стали рубить лес, расчищать место, которое было довольно крутым склоном, и копать землю под фундамент для монастырских стен. Чтобы образовалась ровная площадь, потребовалось срезать много земли пополам с камнем, который отбирался для постройки стен. Работы с камнем проводила артель мастеров-греков из 12 человек. Постепенно она сократилась до 4 человек. Но даже при таких обстоятельствах работа продолжались в течение двух лет. Немного позже из Пантелеимонова монастыря на Афоне поступила сумма в 14 тыс. рублей. Это позволило продолжать работу более быстрыми темпами.

В том же 1884 г. Святейший Синод передал Ново-Афонскому монастырю на попечение древний собор Успения Богородицы в Пицунде. Его построили при византийском императоре Юстиниане в VI веке, и он был кафедральным собором абхазских католикосов до XVII века, когда турецкое присутствие сделало их пребывание там невозможным. Собор был в запустении до 1860-х годов, после чего восстановлен по первоначальному плану. В 1885 г. состоялось торжественное освящение собора, вокруг которого образовался Пицундский мужской скит. В XX веке Пицунда стала курортом, а древний храм, имевший прекрасную акустику, переоборудовали под концертный зал, в котором установили орган. К сожалению, и по сей день эта древняя святыня абхазской земли используется не по на значению.

"Все растет, цветет и плод дает"

Император Александр III весьма благосклонно отнесся к возрождению древнего монастыря. 24 сентября 1888 года крейсер "Москва" в сопровождении военного клипера "Память Меркурия" доставил к берегам Нового Афона императора с семьей. По просьбе игумена Иерона император присутствовал при закладке нового собора в честь святого Пантелеимона в верхнем монастыре. Затем, спустившись к древнему храму Святого Апостола Симона Кананита, Александр III осмотрел плотину и все здания вокруг. Он также ознакомился с деятельностью школы для абхазских детей.

Монахи просили царя оставить запись в памятной книге и предложили ему для этого заранее приготовленное железное перо, но он попросил принести ему простое гусиное. Пока нашли и починили старое перо, российский император стоял с книгой в руках и терпеливо ждал. Прощаясь, он сказал: "Посещение вашей обители навсегда останется у меня в памяти". Весь этот день в монастыре в честь императора звонили колокола, а вечером во всех окнах поставили свечи, провожая удалявшийся в море корабль. В память об этом визите монахи построили на берегу моря у пристани часовню и установили у водопада мемориальную доску об этом событии. Вдоль дороги от верхнего монастыря к храму Апостола Симона Кананита, по которой прошел император, были посажены кипарисы, и она была названа впоследствии Царской аллеей.

В том же году состоялось освящение подворья Ново-Афонского монастыря в Санкт-Петербурге. Строительство его было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Благодаря этому подворью открылся постоянный источник для пожертвований на возведение монастыря в Абхазии.

В 1890 г. принц Ольденбургский порекомендовал пожертвовать на Новый Афон динамо-машину из царского дворца в Санкт-Петербурге. Теперь плотина у реки Псырдзхи могла использоваться как электростанция. Тогда же в горах для доставки дров и стройматериалов в обитель была проложена железная дорога. Даже сейчас можно увидеть старый паровоз на одной из гор недалеко от монастыря.

Иноки разбили прекрасные фруктовые сады, создали оливковые плантации. "Как вам удалось добиться плодов от финиковых и банановых пальм?" - спрашивали у монахов-садоводов паломники. "Хорошо у нас. Помолимся, посадим, ухаживаем с молитвой. Бог благословляет, все растет, цветет и плод дает", - отвечали иноки. Они раздавали местным жителям саженцы, выращенные в монастырских питомниках, способствуя тем самым развитию культурного садоводства и распространению качественных сортов плодовых деревьев в Абхазии.

Строительство монастырского собора в честь святого Пантелеимона было закончено в 1900 г., и 26 сентября того же года он был освящен. В период между 1894 и 1911 гг. было построено и освящено пять приделов внутри собора и еще пять церквей в монашеских корпусах. К 1915 г. в Ново-Афонской обители насчитывалось до 750 человек братии.

"Очаг контрреволюционной пропаганды"

С 1917 г. для монастыря начались тяжкие испытания. В течение нескольких лет монахи пытались сохранить обитель от разорения. В 1924 г. в Ново-Афонский монастырь приехал председатель Совета народных комиссаров Абхазии Нестор Лакоба. Монахи собрались в трапезной. Он обратился к ним с такими словами: "Дорогие отцы, мне категорически приказали в Москве закрыть ваш монастырь. Я долго протестовал, отстаивая его. Вы знаете, что он дорог мне так же, как и вам, потому что я воспитанник монастырской школы, учрежденной когда-то в былые годы дорогим покойным отцом-настоятелем Иероном для абхазских мальчиков, где когда-то воспитывался и я на всем полном монастырском содержании.

Абхазы с благоговением вспоминают о вашей миссионерской деятельности среди нашего народа, некоторые из ваших ученых монахов, в совершенстве изучив наш язык, изобрели нам абхазскую письменность, благодаря которой проглянул луч просвещения в среду наших людей. Но простите меня, отцы, потому что я не властен отменить или хотя бы отсрочить на некоторое время это решение, ибо это решение самого Сталина┘" Постояв некоторое время, он повернулся и вышел из трапезной, в которой воцарилось гробовое молчание.

В 1924 г. монастырь закрыли "как очаг контрреволюционной пропаганды". Все земли были переданы совхозу, множество храмов было разорено, ризницу, в которой хранились дары царской семьи, разграбили. Изгоняемые монахи со слезами обнимали и целовали кипарисы, когда-то ими посаженные. Они уходили навсегда и расставались со своей обителью, оставляя все, что было создано их руками за многие годы труда и молитвы. Многие монахи, кого не арестовали сразу, поселились в долине Псху.

В 1930 г. всех, кто нашел себе пристанище в этой долине, арестовали и под конвоем отправили в Сухуми. По дороге расстреляли около 150 монахов, среди них были престарелые и больные. Тех, кого все-таки довели до Сухуми, разделили на две группы. Одну отправили в Тбилиси, а другую - в Новороссийск. Прибывшим в Новороссийск инокам зачитали приказ о расстреле, в котором говорилось: "Находясь в отстранении от общества людей, правонарушители уклонились от воинского учета и надзора со стороны органов исполнительной власти. Монахи-отшельники попрали существующее законодательство относительно ограничений прав церкви, уклонились от долга социально полезного труда и уплаты налогов при бесконтрольном землепользовании и т.д.". Существует предание о том, что монахов погрузили на баржу и утопили на пути к Новороссийску.

Без епископа нет Церкви

В советское время монастырский комплекс использовали в качестве санатория, соборный храм стал клубом, а позднее - музеем. На месте погребения первого настоятеля архимандрита Иерона устроили танцплощадку.

В начале 1990-х годов митрополит Сухумо-Абхазский Давид (Чкадуа) собирался перенести свою резиденцию в Ново-Афонский монастырь. Тогда же начались первые молебны у стен храма Симона Кананита и собора Святого Пантелеимона. Немного позже Виссарион Аплиаа - первый священник абхаз - был назначен митрополитом Давидом настоятелем храма Симона Кананита. Во время грузино-абхазского вооруженного конфликта1992-1993 гг. в монастыре существовал военный госпиталь. Обстрелы Нового Афона грузинской армией во время войны сильно повредили храм Покрова Богоматери.

В сентябре 1993 г. в Абхазию прибыл игумен Петр (Пиголь), бывший настоятель подворья Афонского монастыря в Москве. Он встретился с абхазскими политическими лидерами и предложил им сделать все возможное, чтобы восстановить монастырь. Весной 1994 г. он снова приехал в Абхазию, но уже с послушниками и гуманитарной помощью для нуждающихся. Прибывшая братия поселилась в одном из корпусов Ново-Афонской обители.

Послушники стали приводить в порядок все здания монастыря, и очень скоро там возобновилась монашеская жизнь. 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена первая литургия в храме Симона Кананита. На богослужения в обитель стали приходить местные жители. Осенью того же года в Ново-Афонском монастыре открылось духовное училище.

Всю работу по восстановлению обители игумен Петр согласовывал с Пантелеимоновым монастырем на Старом Афоне, обходя Грузинскую Патриархию. Канонические границы последней включают и территорию Абхазии. С другой стороны, если бы отец Петр согласовывал свои действия с Тбилиси, то это не нашло бы понимания среди абхазов. Ситуация оказалась критической для обители, только что возобновившей духовную жизнь. Последовавшие из Грузии протесты в адрес Московской и Константинопольской Патриархий привели к тому, что игумена Петра отозвали на Афон в Пантелеимонову обитель. Оставшаяся без настоятеля новоафонская братия постепенно разошлась по монастырям России.

Позже на их место пришли абхазы, получившие к тому времени духовное образование и ставшие монахами. Они позаботились о дальнейшем восстановлении обители и при поддержке президента Абхазии Владислава Ардзинбы отремонтировали некоторые здания монастыря. Во главе этого братства сейчас стоит иеромонах Андрей (Ампар), окончивший Иконописную школу при Московской духовной академии и рукоположенный в сан священника в 1997 г. в Майкопской епархии. В стенах Ново-Афонского монастыря вновь образовано епархиальное училище. Все это свидетельствует о том, что жизнь обители, несмотря на все трудности послевоенного времени, возрождается.

Однако то, что происходит на Новом Афоне, по-прежнему не устраивает Грузинскую Патриархию, так как проблемы церковной жизни в Абхазии тесно связаны с политическим противостоянием между Сухуми и Тбилиси. Это не может не влиять на процесс урегулирования церковной проблемы.

Данная трагическая ситуация может иметь весьма негативные последствия. В Абхазии сегодня нет епископа, и абхазский народ не видит себя частью Грузинской Православной Церкви. Всему православному миру необходимо отнестись к этому с особым вниманием, иначе церковная жизнь в Абхазии может принять сектантский характер, так как без епископа нет Церкви.

Великое прошлое Ново-Афонского монастыря не должно быть предано забвению. Необходимо помнить, что он был построен как представительство Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Если говорить о его каноническом статусе, то в данном случае имеет значение голос не только Грузинской Православной Церкви, но и Константинопольского Патриархата, которому подчиняется Святая гора. Однако ясно, что и Русская Православная Церковь не может устраниться от участия в возрождении Ново-Афонского монастыря. Не стоит забывать, что Россия XIX века не жалела средств и сил для строительства обители и духовного просвещения Абхазии. Монастырь не должен быть местом противостояния, а наоборот, местом примирения всех сторон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
634
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1315
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1147
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2195

Другие новости