0
1283
Газета История Интернет-версия

02.11.2007 00:00:00

Они были... Они у нас есть

Тэги: спецназ, книга


Болтунов М.Е. Командиры русского спецназа. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352 с., илл., тир. 5000 экз.

У одного из героев этой книги военная карьера волею судеб сложилась самым причудливым образом. Начав ратный путь в 1941 году с должности командира стрелкового взвода, он в 1943-м, 21-летним старшим лейтенантом, становится начальником разведки дивизии. В ходе сражения на Курской дуге соединение почти поголовно полегло на поле боя: из нескольких тысяч человек личного состава уцелело лишь чуть более 140 солдат и офицеров. В числе последних был и он – уже капитан – Александр Лазаренко.

Вскоре счастливчика направили на разведкурсы в Москву, а сразу после их окончания – в высшую разведшколу Генштаба. В июне 1945-го он участвует в Параде Победы, а затем отправляется в пятилетнюю командировку в Буэнос-Айрес. По окончании работы в аргентинской резидентуре ГРУ стараниями мстительного кадровика (Лазаренко уличил этого подлеца в бездеятельности, еще учась в разведшколе) его отлучают от стратегической разведки и «упекают» на Дальний Восток – он едет туда начальником разведки воздушно-десантного корпуса. Однако через некоторое время соединение попало под «хрущевское» сокращение, и наш герой «скатывается» до начальника оперативного отделения штаба дивизии. А потом назначается командиром полка, причем не просто самого недисциплинированного, отстающего по всем показателям боевой подготовки, а считающегося у вышестоящего начальства «исчадием ада».

«Нормальные офицеры растут в обратном направлении, а он... Стало быть, такой он дикорастущий в обратную сторону», – пишет об этом периоде жизни Александра Лазаренко автор книги «Командиры русского спецназа» Михаил Болтунов.

«Исчадие ада» довольно быстро превратилось в прямо-таки «ангельскую» часть... И тут посыпались предложения одно лестнее другого: сначала от командующего округом – на генеральскую должность, а потом – и от самого Василия Маргелова, возглавлявшего в ту пору ВДВ. Он лично поднял полк Лазаренко по тревоге и, убедившись, что некогда совершенно запущенное «хозяйство» теперь показывает себя самым лучшим образом, спросил командира: «Пойдешь ко мне в Москву начальником разведки?»

У легендарного командующего Воздушно-десантными войсками Лазаренко прослужил всего два года – до того, как его вдруг нежданно-негаданно вызвали в Комитет государственной безопасности СССР, где заявили: «есть мнение» о необходимости перехода военного разведчика на работу в «органы». Полковник ВДВ наотрез отказался. Но ему тоном, не терпящим возражений, сказали: «Вы нам нужны».

В КГБ Александр Лазаренко был заместителем начальника 13-го отдела, который занимался организацией и проведением диверсионных актов за пределами Советского Союза. Уничтожение Льва Троцкого, Степана Бандеры – это известные вехи истории данного подразделения, которое чекисты между собой называли «отделом мокрых дел»...

Потом, уже без малого 60-летним Лазаренко поручили «тряхнуть стариной» – создать и возглавить непосредственно на месте – в Афганистане – спецотряд КГБ (небезызвестный «Каскад»)... На исходе второго года службы «за речкой» по личному приказанию Юрия Андропова Лазаренко был представлен и получил звание генерала... В отставку ушел в 65...

Такова судьба одного из восьми (и «из сотен достойных», как подчеркивает автор) представленных в книге командиров отечественного спецназа. Судьбы остальных семи также во многом уникальны. Например, майор Анатолий Лебедь. Награжден несколькими орденами за Афганистан и Чечню. С ампутированной после тяжелого ранения в ногу ступней вновь встал в строй. Несмотря на протез, в составе разведгруппы в течение 11 суток участвовал в преследовании банды террориста Гелаева. Объединяет же всех этих людей одно, пишет Михаил Болтунов (военный журналист, полковник, он вот уже почти два десятилетия остается верен раз выбранной теме, по сути, стал уже историком российского спецназа), – они жили и живут по старому, доброму правилу наших предков, которое в ХХ веке было сформулировано так: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Болтунов представил в своих очерках командиров разного уровня – от отделения и разведгруппы до бригады спецназначения (шестеро из них стали Героями Советского Союза и России, четверо – генералами, двое погибли). Имена большинства вряд ли что скажут несведущему читателю; старшие поколения вспомнят разве что героя острова Даманский и первого командира легендарной «Альфы» Виталия Бубенина... Но «это настоящие звезды, – пишет автор. – Истинные национальные герои. Как прекрасно, что они у нас были. Как здорово, что они у нас есть».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1062
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1243
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1508
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1091

Другие новости