МЕФИСТОФЕЛЬ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Владимир Федюк. Керенский. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 406 с.
Для одних он был символом свободы, великой «бескровной» Февральской революции. И она действительно была бескровной. Но уже при нем был создан институт продотрядов, который при большевиках зальет кровью деревни и откликнется «малой» гражданской войной – восстаниями на Тамбовщине, в Сибири, Уфе. Да и призыв (к счастью, не осуществленный) «физически устранить» наиболее одиозных деятелей царского режима мало имеет общего с бескровностью.
Для других он навсегда остался марионеткой буржуазии, бежавшем от народного гнева, переодевшись то ли в костюм балерины, то ли сестры милосердия. Этакий трансвестит до эпохи трансвеститов. Но главарь большевизма Ленин признавал, что именно при Керенском Россия была самой свободной страной┘
Такая вот противоречивая фигура Александр Федорович Керенский (1881–1970), книгу о котором написал современный ярославский историк Владимир Федюк.
Он хотел свободной страны, но привел к власти большевиков.
Он хотел быть честным, но, будучи заложником мифа о «реставрации справа», предал генерала Лавра Корнилова, который мог остановить растущую анархию и развал российской государственности.
Он хотел спасти царскую семью, но вместо этого арестовал ее и выслал в Тобольск, где последний государь с супругой и августейшими детьми были захвачены коммунистами и расстреляны без суда в Екатеринбурге.
Читая о Керенском или самого Керенского, создается впечатление, что Александр Федорович обладал каким-то мистическим даром – был эдаким царем Мидасом. Но если последний своим прикосновением обращал все в золото (что само по себе совсем неплохо, особенно во время кризиса), то «Александр Четвертый» (как его называли злые языки) все вокруг себя обращал в прах. Обратил в прах армию преступным приказом № 1, идя на поводу у левых радикалов из Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Нарушил политический баланс в стране, допустив двоевластие. Борясь против немецкой пятой колонны в России, своими действиями, а точнее, бездействием (мистика!) привел ее к власти.
В свое время Мефистофель иронизировал, отвечая на вопрос Фауста «Ты кто?»: «Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Наш «уцененный Мефистофель» мог бы повторить то же с точностью наоборот. Что ж, дорога в ад выложена благими намерениями, а их у Александра Федоровича было действительно много. Тоже мистика.
Андрей Мартынов