0
3686
Газета История Интернет-версия

19.02.2016 00:01:00

Отдать жизнь за императора

Юрий Юрьев

Об авторе: Юрий Васильевич Юрьев – ветеран Вооруженных сил, подполковник запаса.

Тэги: история, сабуро сакаи, вмс, буффало, япония, филиппины, соломоновы острова, b 17, порт морсби, хиросима


история, сабуро сакаи, вмс, буффало, япония, филиппины, соломоновы острова, b 17, порт морсби, хиросима Американские бомбардировщики В-29 оказались трудной целью для японских истребителей, но все же не такой уж недоступной. Фото Национального музея авиации США. 1945 год

По географии боев летчика-истребителя японских императорских ВМС энсина Сабуро Сакаи (60 сбитых самолетов противника) можно проследить развитие событий с начала и до конца войны на Тихом океане с начальным динамичным продвижением японских сил на юг, к Австралии, и последующим отступлением на север, к Японским островам.

ФИЛИППИНСКИЙ СЮРПРИЗ

Собственно для Сакаи, уже имевшего на своем боевом счету два самолета, сбитых им в конце 1930-х годов в Маньчжурии, боевые действия начались 8 декабря 1941 года – на следующий день после того, как японская авиация нанесла мощный удар по американскому флоту в Перл-Харборе. Дислоцированные на Тайване истребители получили приказ сопровождать к цели группу более чем из 50 японских бомбардировщиков, целью которых являлись аэродромы американцев на Филиппинах. Протяженность маршрута к цели и обратно составляла около 1200 морских миль (одна морская миля равняется 1852 м), однако для японских истребителей дальность не являлась помехой, поскольку на маршруте полета к цели и обратно они должны были лететь на пониженной скорости, что почти вдвое увеличивало дальность. Для американцев же появление японских истребителей над целями, которые, в теории, находились вне их боевого радиуса, могло стать неприятным сюрпризом.

Японские истребители появились над авиабазой Кларк на Филиппинах и обнаружили, что американские самолеты на земле выстроились аккуратными рядами, а в воздухе патрулируют пять Р-40, которые даже не дернулись на перехват японцев. Как только японские бомбардировщики стали прицельно бомбить взлетно-посадочную полосу и аэродромные постройки, Сакаи бросил свое звено вниз на штурмовку припаркованных самолетов. Японцы сделали заход и уничтожили два В-17, после чего ушли в набор высоты, и тут американцы решили их атаковать. Сакаи и двое его ведомых развернулись и направились навстречу американцам, для которых маневр японцев был сюрпризом, и они рассеялись в разные стороны. Один Р-40 попал в прицел Сакаи и был уничтожен, став первым американским самолетом, сбитым на Филиппинах.

В последующие несколько дней истребители тайваньского крыла осуществляли непрерывное воздушное прикрытие высадки японских войск на северные острова Филиппин. После этого часть истребителей тайваньского крыла перелетела на острова Сулу, откуда они стали прикрывать высадку японских войск на Борнео. Наземным войскам японцев очень мешали налеты американских бомбардировщиков В-17, но когда японские летчики столкнулись с ними в воздухе, то оказались в шоке: перед ними была модификация В-17F, на котором была установлена кормовая пулеметная установка, поэтому первые стычки японских истребителей с этим самолетом не принесли успеха, а сами истребители зачастую возвращались на базу с пулеметными пробоинами от кормовых пулеметов бомбардировщиков.

Подобно более поздним в этой войне действиям летчиков-истребителей люфтваффе против американских бомбардировщиков в Европе, японцы на Тихом океане стали практиковать против В-17 атаку с передней полусферы. В те начальные месяцы войны американские бомбардировщики обычно летали в растянутых боевых порядках, что давало возможность каждому бомбардировщику достаточно легко уходить из-под атаки. 25 января 1942 года Сакаи сам вышел на такой строй и, не обращая внимания на огонь кормовых установок остальных бомбардировщиков, потратил несколько минут на атаку В-17F с разных углов. Бомбардировщик в конце концов нырнул в спасительные облака, оставляя за собой шлейф дыма, и этот самолет был засчитан Сакаи как «вероятно, сбитый».

БОИ ЗА ЯВУ

В феврале 1942 года тайваньское крыло переключилось с сектора Борнео на обеспечение японского вторжения на остров Ява. Японские истребители быстро установили полное превосходство в воздухе, значительно превосходя своих противников – Р-36 и «Буффало» авиации Голландской Ост-Индии, американских Р-40 и горстку английских «харрикейнов». В последний февральский день Сакаи довел свой счет до 13 сбитых самолетов.

На следующий месяц на волне победного наступления японцев крыло Сакаи опять передислоцировалось на юг, в этот раз на остров Бали, а через неделю после этого перелетело в Рабаул, что на острове Новая Британия, где японцы концентрировали свои силы для последующего полного захвата Новой Гвинеи. После Рабаула часть истребителей крыла перелетела на только что захваченный японцами аэродром в Лаэ на восточном побережье острова Новая Гвинея.

Лаэ находился всего в 180 милях от расположенного на том же острове Порт-Морсби, и в последующие месяцы небо над местностью, занятой покрытыми джунглями возвышенностями, превратилось в арену ожесточенных боев, поскольку союзники, пытаясь сорвать дальнейшее продвижение японцев, бросили сюда все свои силы. Впервые эскадрильи японских истребителей «зеро» стали нести ощутимые потери в боях с великолепно показавшими себя американскими и австралийскими истребителями Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Томахок».

Несмотря на общее превосходство японцев в воздухе и большие потери в бомбардировщиках, союзники продолжали настойчиво бомбить японские цели, срывая замыслы противника на продолжение наступления. 5 июня 1942 года корабли и самолеты американцев нанесли сокрушительный удар по ударной группировке японских ВМС у атолла Мидуэй, отправив на дно четыре японских авианосца с 280 самолетами и большинством летчиков, после чего превосходство японцев, полученное ими после неожиданного нападения на Перл-Харбор, стало постепенно сходить на нет.

Изначально японцы планировали провести в районе Порт-Морсби массированную амфибийную операцию, однако от этой идеи пришлось отказаться, потому что после произошедшего ранее в мае сражения в Коралловом море союзники получили в этом районе локальное военно-морское превосходство. Сражение в Коралловом море примечательно еще и тем, что оно явилось первым в военно-морской истории столкновением двух мощных флотов, в котором надводные силы не сделали ни единого выстрела: все бои велись авианосной авиацией.

Тем не менее в отчаянной попытке уничтожить Порт-Морсби японцы в июле высадили в 100 милях к югу от Лаэ пехотную дивизию, от которой в конце концов останется всего несколько выживших. В этих боях Сакаи увеличил свой счет до 55 сбитых самолетов, причем в одном случае ему даже не пришлось вести огонь по самолету противника: Сакаи преследовал американскую «аэрокобру» и, приблизившись к ней, собирался стрелять, однако американский летчик неожиданно выбросился с парашютом на высоте всего 150 футов и спасся, но его самолет упал в джунгли.

КРОВАВЫЙ ГУАДАЛКАНАЛ

В начале августа американцы начали высадку на Гуадалканал (Соломоновы острова), и Сакаи вернулся в Рабаул, откуда японские истребители стали сопровождать свои бомбардировщики, «работавшие» по плацдарму высадившихся войск. В первом же вылете на сопровождение бомбардировщиков он сбил два американских самолета, но позже попал под огонь кормовых пулеметов торпедоносца «Авенджер», был ранен и потерял сознание. Его привел в себя вой ветра, проникавшего в кабину через разбитый фонарь. Сакаи инстинктивно потянул на себя ручку управления, выводя самолет из пике. Сила ветра ослабла, и он понял, что самолет находится в более-менее горизонтальном полете. К Сакаи постепенно возвращались ощущения, и он смог оценить свое физическое состояние.

Пуля прошлась по верхней части головы, обнажив череп, левая часть тела казалась полностью парализованной, и он ничего не видел правым глазом, который сильно болел. Шансы Сакаи вернуться на базу были небольшими, но он решил не сдаваться просто так. С большим трудом он водрузил на голову повязку из шелкового летного шарфика и продолжал полет, борясь с непреодолимым желанием заснуть. В какой-то момент им овладело глубокое отчаяние, и он развернул самолет назад в сторону Гуадалканала, намереваясь отыскать там какой-нибудь американский корабль и спикировать на него. Потом к нему вернулись трезвые чувства, и он лег на прежний курс, хотя и не имел никакого понятия о своем местоположении. Затем, очнувшись от дремоты, он обнаружил, что летит в абсолютно противоположном направлении, вдобавок ко всему кончилось топливо в одном баке и двигатель его истребителя заглох. Для переключения на второй топливный бак требовалось повернуть ручку крана, которая располагалась с левой стороны кабины, однако у Сакаи была парализована левая рука, и только невероятным усилием он смог достать ручку правой рукой. Теперь ему хватало топлива на два часа полета, и за это время ему надо было найти в океане любой остров, занятый японскими войсками и сесть там либо умереть. Сакаи повезло, он наткнулся на специфической формы остров, который приметил еще по пути к Гуадалканалу; от него до Рабаула было 60 миль. Сакаи кое-как выполнил посадку на знакомую полосу, зарулил на стоянку, заглушил двигатель и только тогда потерял сознание.

Сакаи продержали в госпитале до конца января 1943 года, однако правый глаз у него еще не восстановился, и почти год он прослужил в качестве инструктора без права совершать боевые вылеты. После он был переведен летчиком в боевое крыло на Иводзиму и вернулся в Японию только в конце июля 1944 года, став на несколько месяцев летчиком-испытателем. Весной 1945 года Сакаи опять воевал в составе своего прежнего боевого крыла, которое добилось некоторого успеха в борьбе с американскими бомбардировщиками В-29.

НАПЕРЕКОР ПРИКАЗУ

13 августа 1945 года Сакаи и другие летчики крыла присутствовали на построении, на котором им объявили поразительную новость о том, что после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Япония приняла условия капитуляции, выдвинутые союзниками. С этого момента прекращались любые боевые вылеты.

После построения ошеломленные ужасным известием летчики бесцельно слонялись по территории базы… Сакаи стоял у своего самолета, желая только одного – побыть наедине с самим собой. Через некоторое время к нему присоединился его друг энсин Йиро Кавачи, они обменялись несколькими словами, заключая союз.

Той ночью над Японией было много В-29, и два истребителя – Сакаи и Кавачи – поднялись на перехват. Когда они набрали высоту, к ним присоединились еще восемь истребителей, летчики которых также впервые в жизни ослушались приказа. На высоте 10 тыс. футов (около 3 км) над Токио они нашли одиночный В-29 и, делая на него заход за заходом, гнали до самого моря. В 50 милях от берега громадный самолет наконец рухнул в море. Истребители легли на обратный курс. Где-то впереди очень далеко от них небо пылало розовым – это горели обращенные в пекло американскими бомбардировщиками японские города.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
872
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1545
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1378
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2583

Другие новости