0
3812
Газета История Интернет-версия

14.04.2017 00:01:00

КВ-1 – танк, приблизивший Победу

Фундаментальный труд о самой мощной бронированной машине начала войны

Тэги: яуза, танкоград, красная армия, сталинград, европа, берлин, михалков, маршак


13-11-2.jpg

Советский тяжелый танк КВ-1. Первые танки Победы / Максим Коломиец. – М.: Яуза, Эксмо, 2017. – 400 с.

Современный отечественный рынок книг военно-технической тематики способен удовлетворить читательские запросы на любой, что называется, вкус и цвет. Даже в условиях кризиса книги по данной тематике выходят в издательствах минимум по несколько десятков в год. Для тех, кто помнит не такие уж и далекие советские времена, когда каждая книжная новинка по военной технике, в особенности по современной отечественной, становилась в буквальном смысле событием и моментально переходила в разряд бестселлеров, нынешняя ситуация – настоящий бальзам на душу.

С другой стороны, в таком изобилии книг тоже есть свой минус – зачастую «в писатели» ударяются те, кому это совершенно противопоказано: у одного со слогом что-то не в порядке, а у другого – огромные бреши в знаниях по исследуемой теме. Поэтому когда в лице одного автора удачно совмещается хороший литературный стиль и безграничные знания по рассматриваемому предмету, подкрепленные годами работы в архивах и, как говорится, «в поле», в результате из-под его пера выходит печатный труд, место для которого найдется на книжной полке даже самого взыскательного знатока истории военной техники.

Книга Максима Коломийца «Советский тяжелый танк КВ-1. Первые танки Победы» и является одним из таких фундаментальных трудов. Причем это уже не первое обращение автора к данной теме, поэтому в значительной степени на этот раз она освещена с других сторон, ранее не рассматривавшихся или же описывавшихся вкратце. Приведено множество ранее не публиковавшихся документов и материалов.

В частности, весьма подробно рассмотрены вопросы выпуска данных танков на знаменитом челябинском «Танкограде», что было отнюдь не простым делом в тех условиях, в которых оказалась оборонка, да и вся страна в те суровые годы. Максим Коломиец попытался максимально подробно (разделы о челябинском «Танкограде» заняли почти 60 страниц из 400), опираясь на многочисленные документы и архивные материалы, рассказать в своем труде о том, в каких же действительно сложных и тяжелых условиях рабочие, техники и инженеры трудились в тылу, снабжая Красную армию тяжелыми танками КВ-1, так нужными фронту. А ведь сложность поставленной перед тружениками тыла задачи была просто грандиозной, если принять во внимание то, что не хватало тогда буквально всего – и металла, и станков, и даже материалов для тормозных лент. Инженерам и рабочим поневоле приходилось проявлять смекалку, искать различные, в том числе и нестандартные выходы из сложившейся ситуации.

«Вообще, сейчас о работе тыла в годы Великой Отечественной войны пишут и говорят значительно меньше, чем раньше, – подчеркивает автор рассматриваемой книги. – А ведь подвиг работников трудового фронта был не меньше, чем солдат на поле боя. И ведь на заводах, в том числе и на «Танкограде», трудились наряду с мужчинами и женщины, и подростки, да еще на голодном тыловом пайке! И ведь работали, несмотря на тяжелейшие условия, холод и плохое питание, выпускали необходимые фронту танки. А как собирали и ремонтировали КВ на заводе № 371 им. Сталина в блокадном Ленинграде – вообще ум отказывается понимать».

Достаточно подробно, насколько это можно вообще сделать в одной книге в отношении такого уникального образца военной техники, как КВ-1, рассмотрено устройство данного танка. В отдельном разделе дана информация по опытным образцам и проектам, а еще одна глава книги целиком посвящена огнеметным танкам КВ-8, боевой дебют которых состоялся на Волховском фронте в последних числах августа 1942 года. «Пламя огня из огнеметов производило на противника ужасающее действие, и немцы в панике и беспорядке устремились во вторую линию траншей, неся потери», – приводятся в книге слова отчета о тех боевых действиях. Далее можно найти весьма обширную информацию по боевому применению огнеметных КВ в составе огнеметных батальонов Волховского фронта и 235-й танковой бригады под Сталинградом.

В целом вопросам боевого применения танков КВ-1 автор посвятил более половины своего труда, уделив одновременно достаточно много внимания организационно-штатной структуре подразделений танков КВ-1, системе подготовки кадров для них и наличию данных танков в войсковых подразделениях к началу войны. Особо подчеркивается, что наличие у советских войск такого танка, как КВ-1, оказалось для многих немецких военных настоящим сюрпризом (это к вопросу о качестве работы хваленого Абвера).

Отдельно стоит упомянуть об именных танках КВ-1, таких как танки «КИМ» (построен на средства, собранные молодежью Челябинска) и «Московский осоавиахимовец» (построен на средства, собранные трудящимися Москвы), танки «Дзержинец» (построены на деньги жителей Дзержинского района Москвы), танк «Беспощадный» (построен на средства поэтов С. Маршака, С. Михалкова и художников Кукрыниксы – М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова) и многие другие. При этом надо понимать: инициатива сбора средств на постройку «именной» техники исходила всегда снизу, хотя суровая действительность военного лихолетья отнюдь не обошла стороной тех, кто жертвовал на танки или самолеты.

«Естественно, что рассказать обо всех частях, имевших на вооружении КВ-1, в объеме книги не представляется возможным, – подчеркивает при этом Максим Коломиец. – Приведена информация по наиболее интересным, с точки зрения автора, эпизодам и операциям, в которых активно использовались танки КВ-1. Например, дается разбор действий КВ-1 на Крымском фронте в первой половине 1942 года – во многих публикациях указывается, что в ходе этих боев «кавэшки» массово вышли из строя, но никаких подробностей на эту тему не приводится. Автор решил поподробнее рассказать об этом эпизоде».

Конечно, танкам КВ-1 уже не довелось участвовать в наступательных операциях Красной армии в 1944–1945 годах и входить под знаменами победителей на улицы освобожденных городов Европы, но эти грозные и по-своему красивые боевые машины внесли свой вклад в победу, сдержав мощный удар германской военной машины на первом этапе Великой Отечественной войны. Более того, взяв из конструкции КВ-1 самые лучшие решения, советские специалисты создали впоследствии тяжелые танки ИС, которые довершили разгром бронированного «зверинца» вермахта и с триумфом вошли в Берлин.

Изюминкой книги стали развороты с заводскими чертежами, включая фрагменты чертежей опытных машин на базе КВ (тягач объект 212, электротральщик объект 218 и спаренная установка 76-мм пушек КВ-7), а также и цветная вкладка с боковиками, цветными фотографиями танков, подбитых летом 1942 года и заснятых немецкими фотографами, а также фотографиями сохранившихся до наших дней танков и интерьера двух из них.

«Предлагаемая читателям книга является первой попыткой, что называется, «под одной обложкой» более или менее подробно рассказать об истории создания, о производстве, вариантах и боевом применении тяжелого танка КВ-1», – пишет во вступлении Максим Коломиец. Можно с уверенностью сказать, что попытка удалась на славу.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Польша приостановила прием российского газа по магистрали  "Ямал-Европа" из-за его  ненадлежащего качества

Польша приостановила прием российского газа по магистрали  "Ямал-Европа" из-за его  ненадлежащего качества

0
498
Солженицын пришел бы в ужас

Солженицын пришел бы в ужас

Максим Артемьев

Ленин для хипстеров. Полный курс

0
929
Этот злой хороший Саша

Этот злой хороший Саша

Петер Пауль Виплингер

Рассказ о конце войны и советском солдате, которого не видит политрук

0
78
Минобороны РФ приблизилось к границам НАТО

Минобороны РФ приблизилось к границам НАТО

Олег Андреев

Сергей Шойгу обвинил Запад в разрушении мировой системы безопасности

0
5262

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости