0
5839
Газета История Интернет-версия

28.04.2017 00:01:00

Шел 76-й год войны…

Владимир Щербаков
Заместитель ответственного редактора НВО

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков – офицер запаса, поисковик.

Тэги: великая отечественная война, поисковики, смоленская область, обелиск, красная армия


великая отечественная война, поисковики, смоленская область, обелиск, красная армия Проведение работ на месте захоронения 292-го медсанбата 17-й стрелковой дивизии. 2016 год. Фото ПО «Обелиск»

Великому русскому полководцу Александру Суворову приписывают такие слова: «Пока не будет предан земле последний погибший солдат – война не окончена!»

Произнес он их, как утверждается, после Рымникского сражения, в котором объединенными русско-австрийскими войсками была разгромлена турецкая армия, потери которой за один день сражения составили около 15–20 тыс. человек. По свидетельству очевидцев, все поле, где имела место главная баталия, было усеяно телами погибших турок. И вот, после сражения, как указывается в различных отечественных источниках, генералы доложили Суворову: «Победа! Война окончена!» На это Александр Васильевич спросил их: «А убитые захоронены?» «Никак нет, не успели», – прозвучало в ответ. Вот после этого Суворов, как считается, и произнес те слова.

Быль это или выдумка – уже и не выяснить, наверное. Однако то, что правда в этих словах есть, однозначно и обсуждению не подлежит. И если это так, то Великая Отечественная война у нас не закончилась в 1945-м, а продолжается до сих пор – 76-й год кряду. Почему? Да потому, что до сих пор, семь десятилетий спустя после Парада Победы на Красной площади по лесам, полям, болотам и даже огородам и дачным участкам лежат не захороненные подобающим образом павшие советские солдаты и офицеры, ополченцы и партизаны. Это не говоря уже о тысячах гражданских лиц, казненных немецкими оккупантами и их разного рода пособниками.

Но и это еще не все. В последнее время все чаще стала проявляться еще одна ужасная по своей сути тенденция: по результатам обследования санитарных и госпитальных захоронений поисковики сталкиваются с тем, что бойцы и командиры, якобы перенесенные в прошлые годы в воинские захоронения с нанесением на памятные плиты их имен и фамилий, на самом деле остались лежать в этих самых безымянных могилах! Получается, что их родственники приезжают поклониться памяти и возлагают цветы на, как они думают, место последнего упокоения своего геройски погибшего предка, а он в действительности одиноко лежит в далекой могиле. Впрочем, нет, не одиноко. С ним вместе лежат его боевые товарищи, тоже числящиеся захороненными в братских могилах в составе различных воинских мемориалов.

ЗАБЫТЫЕ МОГИЛЫ

В мае 2016 года группа московского поискового отряда (ПО) «Обелиск» (командир отряда Михаил Поляков) отправилась в урочище Мурыгино Темкинского района Смоленской области. Задача, стоявшая перед поисковиками, была на первый взгляд не слишком сложной: проверить состояние захоронения солдат и командиров Красной армии, умерших от ран в 292-м медсанбате 17-й стрелковой дивизии (сд) и числившихся перенесенными в период 1954–1956 годов в воинское захоронение – братскую могилу № 4 деревни Васильевское этого же района, как это указывалось в документах военкомата.

Прибыв на место, поисковики, используя в качестве отправной точки схему искомого захоронения из приложения к донесению о безвозвратных потерях 17-й сд № 1015 от 14 января 1943 года, в конечном счете обнаружили его.

«Найденный объект представлял собой едва заметные провалы в земле, расположенные друг за другом тремя ровными рядами, – указывается в отчете ПО «Обелиск». – В первом ряду было 5 провалов, во втором 2 провала и в третьем ряду – 3 провала, размером и площадью больше, чем остальные».

Между провалами и по их периметру росли деревья и кустарники, а часть провалов была завалена стволами упавших деревьев. После обследования провалов поисковыми щупами и заложения контрольных шурфов стало ясно: в могилах есть останки. Было принято решение провести эксгумационные работы, после чего все провалы были вскрыты на полную глубину до материкового слоя. Результаты работ оказались просто шокирующими – в могилах до сих пор (!) лежали те воины, от красноармейца до батальонного комиссара, чьи имена в большинстве случаев – 33 из 59 – выбиты на памятных плитах расположенного совсем в другом месте воинского захоронения…

Останки погибших защитников нашей Родины были обнаружены в 9 из 10 вскрытых провалов. В одних раскопах были обнаружены останки одного или двух человек, что, как представляется, позволяет говорить о том, что в них были захоронены военнослужащие командного состава (косвенно это подтверждается и отдельными фрагментами обмундирования, найденными в этих могилах). В трех же раскопах были обнаружены останки 24, 18 и 10 воинов.

«При вскрытии раскопа были обнаружены останки солдат, лежащих штабелем друг на друге в три слоя. Каждый слой костных останков был пересыпан грунтом. Анатомический порядок прослеживался. О госпитальной принадлежности данного захоронения говорили найденные с останками медицинские лангетки. На отдельных костных останках ног были видны следы ампутации (ровный спил). Дно раскопа по всему периметру было выстлано шинелями (ткань сукна сохранилась фрагментарно). Всего из раскопа… были эксгумированы останки 24 воинов. С останками были обнаружены личные вещи, а также нагрудный знак ГТО СССР и 2 металлических медальона», – указывается в отчете «Обелиска». В другом раскопе удалось найти четыре металлических медальона, а в третьем – один бакелитовый. Обнаружены были также отдельные личные вещи, предметы экипировки, а также лангетки и жгуты. То есть могилы со времени их формирования никто не трогал и никуда не переносил. В общей же сложности в ходе работ на месте госпитального захоронения были эксгумированы останки 59 воинов.

В ходе архивной работы поисковикам удалось установить имена 58 военнослужащих, числящихся погребенными в данном захоронении (в документах Центрального архива МО РФ, в региональных Книгах Памяти и пр.), а имя 59-го воина удалось установить по единственному вкладышу, найденному в медальоне. Им оказался Барый Саидакрамович Ибатуллин 1922 года рождения. Таким образом, установленное количество числящихся захороненными военнослужащих полностью совпало с числом эксгумированных останков. О каком переносе их в 1954–1956 годах может идти речь?! Выходит, что перенос был выполнен фиктивно? Так, для отчетности перед партией и правительством и лично Никитой Сергеевичем в ходе празднования 10-летней годовщины Великой Победы? Выходит, что так…

ГАДСКАЯ ВОЙНА

Вот что написал один из читателей в посте под заметкой об одном из многочисленных бойцов и командиров, до последнего стоявших на защите нашей Родины: «20-го года рождения, раз погиб под Ленинградом, то скорее всего 41–42-й год. То есть парню было 20–21 год, а я… в 22 года только вышку окончил и ни… путного не сделал, да и жизни еще не понюхал... как жаль таких навеки 20-летних! Гадская война».

Вот именно что «гадская». Хотя теоретики холодно называют войну «продолжением политики иными средствами», а отдельные военные, и не только, эксперты с удовольствием именуют ее главным локомотивом прогресса в области вооружений, да и вообще чуть ли не всего человечества. Легко рассуждать о прогрессе, сидя в теплом кабинете или в уютном кресле перед телевизором. А вы, теоретики, с винтовочкой, да даже с автоматом, и на передовую, в окоп или того лучше – в одиночную стрелковую ячейку. И недельку там – под бомбежками, артобстрелом и танковыми атаками. Хотелось бы посмотреть, далеко ли вы допрогрессируете там. 

В действительности война, в которой люди убивают себе подобных, – это грандиозная трагедия для человечества, сопровождающаяся многочисленными смертями и крушением надежд на будущее. Наша задача, как потомков поколения, пережившего войну, сделать все, чтобы хотя бы вернуть их из забвения и оставить память о них уже нашим потомкам. Сделать так, чтобы родственники знали, где же лежит их предок, и могли поклониться ему.

Безусловно, сделать это в отношении всех отдавших жизнь в борьбе с нацизмом-фашизмом, не удастся: многие «стали просто землей, травой», а многие – пеплом в печах немецких лагерей смерти. В этих случаях только свидетельства очевидцев могут указать на то место, где закончил свой путь защитник Родины. Именно так, например, произошло с несломленным пленом и пытками генерал-лейтенантом Дмитрием Карбышевым, убитым нацистами в Маутхаузене. Так произошло и с одним из моих дедов – рядовым Евгением Подымовым, попавшим в плен летом 1941 года и, как стало позже известно, погибшим там, а до того числившимся без вести пропавшим.

Многие же воины были признаны погибшими, но конкретные места их гибели и захоронений неизвестны до сих пор. А многие фактически так и числятся пропавшими без вести, хотя и исключены из списков Красной армии. Именно такая судьба постигла другого из моих дедов. Командир взвода одного из стрелковых полков 73-й стрелковой дивизии младший лейтенант Василий Шарапов пропал без вести в 1942 году и в марте 1945 года был исключен из списков Красной армии, но где упокоен – не известно. Чтобы понять, что происходило в то время, добавлю, что 73-я стрелковая дивизия второго формирования в действующей армии пробыла менее полугода – с 25 апреля по 27 сентября 1942 года – и была расформирована как погибшая в боях. Не ошибусь, если предположу, что пропавших без вести среди ее бойцов не один десяток, а то и больше.

И что, мы так и будем продолжать спокойно жить, когда в буквальном смысле на костях наших павших героев шумят леса, цветут травы, растут овощи и проложены дороги, а многие из их родственников до сих пор так и не знают, где же лежит прах их дедов или отцов? Но ведь человеку нужно куда-то приходить на могилу, чтобы отдать дань памяти. Доходит до того, что в поисковые организации и различные государственные инстанции обращаются родственники наших погибших защитников и, зная предполагаемое место гибели своего предка, просят увековечить его имя на одном из близлежащих воинских захоронений – чтобы было хоть куда приехать 9 Мая.

В приведенном выше случае «Обелиску» удалось установить родственников 25 из 59 погибших воинов, которых будут перезахоранивать в эти майские праздники там, где уже выбиты имена большинства из них. Шесть семей выразили желание приехать на это мероприятие. Что интересно, в процессе поисков родственников обнаруженных бойцов и командиров оказалось, что внучка одного из них, Роза Сатахова, используя открытые источники (вот как помогают людям соответствующие сайты, поддерживаемые Минобороны и поисковыми организациями), сама уже нашла несколько семей – потомков тех, кто умер вместе с ее дедом в том медсанбате. В результате труд поисковиков здесь был существенно упрощен.

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

О том, что День Победы касается огромной части российских семей говорит и тот факт, что по результатам опроса на сайте газеты «Коммерсантъ» на момент подготовки данного материала большая часть респондентов – 49,29% – на вопрос «День Победы для вас – это…» выбрала ответ «Глубоко личная дата: в моей семье есть (были) воевавшие». На втором месте с 39,91% голосов ответ: «Праздник национального единения».

Поэтому в следующий раз, когда кто-то из руководства военного или иного государственного ведомства поднимет руку с ручкой завизировать многомиллионную смету на постройку очередного патриотического парка, сооружение макета то ли Рейхстага, то ли еще чего для чьих-то тренировок или выпуск очередной, уже ...надцатой по счету бессодержательной печатной продукции, пусть он вспомнит, что где-то на бескрайних, обильно политых кровью наших отцов и дедов российских просторах в неизвестных и заброшенных могилах до сих пор лежат – кто в одиночной стрелковой ячейке, засыпанный землей от взрыва авиабомбы, а кто штабелем в три слоя, пересыпанный грунтом, – многочисленные защитники Родины, отдавшие за нашу с вами свободу самое ценное – свою жизнь.

А вспомнив, может быть, поймет, что пора бы уже на 76-м году Великой Отечественной войны озаботиться вопросом организации масштабных работ по возвращению из сумрака небытия погибших воинов и, как теперь уже становится совершенно очевидным, по проведению ревизии санитарных и госпитальных захоронений на предмет подлинности их переноса в прошлые годы в братские могилы. Кстати, здесь вполне бы пригодился и один из президентских грантов.

В «Реквиеме» Роберта Рождественского есть такие строчки:

Умирал солдат – известным.

Умер – Неизвестным.

Наша задача – сделать так, чтобы Неизвестный солдат вновь стал известным и чтобы его потомки знали точное место, где лежит их отдавший жизнь за Родину предок, и могли возложить у его могилы – этого своеобразного его последнего боевого поста, занятого им навечно, – цветы. Задача эта вполне могла бы стать тем самым всероссийским, объединяющим нацию проектом, который так страстно пытается найти наша власть.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
817
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1496
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1335
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2512

Другие новости