0
5093
Газета История Интернет-версия

09.06.2017 00:01:00

"Коминтерн" на службе у бога войны

Тэги: книги, обзор, рецензия, военная техника, артиллерия, коминтерн


20-9-01.jpg

Артиллерийский тягач «Коминтерн». На службе у бога войны / Александр Кириндас. – Москва: Яуза-каталог, 2017. – 160 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).

В наше время, когда полки книжных магазинов в буквальном смысле забиты различными произведениями по военно-исторической и военно-технической тематике, бывает весьма непросто выделить из всего этого обилия какой-то определенный труд, который бы отвечал одновременно жестким требованиям по уникальности его содержания (причем уникальное содержание еще и надо привлекательно подать для читателя) и в то же время выгодно отличался по иллюстративному материалу. Рассматриваемая нами сегодня книга «Артиллерийский тягач «Коминтерн». На службе у бога войны», как представляется, полностью соответствует этим жестким требованиям, а уж многие иллюстрации по данной теме можно найти только в этой книге.

Особо следует отметить, что данное произведение – первый значительный труд, посвященный отечественному артиллерийскому тягачу (трактору) «Коминтерн», который по праву считался одним из лучших образцов данной техники специального назначения – гусеничных тракторов для буксировки орудий – своего периода истории развития мировой артиллерии.

ОТ ПАШНИ ДО ФРОНТА

Впрочем, данная книга – не только и не столько о «Коминтерне». Фактически это полноценный фундаментальный труд по истории артиллерийских тягачей, использовавшихся в нашей стране до и после 1917 года. Достаточно информативен также раздел, посвященный истории создания артиллерийских тягачей (тракторов) и в общемировом плане, что немаловажно для понимания проблематики развития артиллерии – в особенности крупнокалиберной – в целом. Ведь именно такие труженики обеспечили дальнейшее качественное совершенствование артиллерии, которая в передовых странах мира после Первой мировой войны стала активно переводиться на механическую тягу: лошади уже не могли справиться с задачей транспортировки мощных артиллерийских орудий различного назначения, имевших значительно возросшую массу.

Возможность же этого появилась после революции, произошедшей в мировом тракторостроении в начале ХХ века и связанной с появлением работоспособных гусеничных тракторов, оказавшихся существенно более эффективными по сравнению с колесными, поскольку они могли стабильно развивать высокие тяговые показатели практически независимо от состояния грунта и погодных условий. Среди первопроходцев в данном вопросе есть и наш соотечественник – русский механик-самоучка и изобретатель Федор Абрамович Блинов. Впрочем, как это часто случалось и в других вопросах, первыми прописку в России в то время получили зарубежные образцы. Причем военное ведомство оказалось одним из активных сторонников использования для своих нужд (в первую очередь для буксировки артиллерийских орудий) новой техники.

Осенью 1916 года русские военные заказали за границей 200 гусеничных тракторов, а на 1917 год разместили заявку на 1500 машин. Закупки осуществлялись в США, Великобритании и Франции. В итоге удалось сформировать в армии части тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН), в составе которых числились тракторные тяжелые дивизионы, оснащенные гусеничными машинами различных типов.

В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИИ

Командование Красной армии также не осталось в стороне от тенденций развития военного дела, и в частности артиллерии. Тем более что, как указывает автор книги, к началу Гражданской войны в России армейский парк тракторов включал лишь 280 исправных машин, многие из которых были сосредоточены в Военной автомобильной школе в Петрограде и в тракторной школе при 1-м Запасном тяжелом артиллерийском полку в Царском Селе. Поставок новой техники из-за границы, естественно, не было, а реквизиция тракторов в гражданском секторе и захваченные в ходе боевых действий трофеи особо сильно парк не пополнили. В результате весь период Гражданской войны ощущался ее острый дефицит. Так, например, наличие исправных тракторов составляло в частях ТАОН в период Гражданской войны от 10 до 25% необходимого количества.

«Опыт Гражданской войны наглядно показал, что без организации собственной тракторной промышленности не только дальнейшее развитие отечественной тяжелой буксируемой артиллерии, но и поддержание ее в боеготовом состоянии было невозможно, – подчеркивается в книге. – Создание тракторной промышленности стало неотложной задачей нового Советского государства». И с этой непростой задачей страна справилась – как за счет возобновления закупки гусеничных тракторов (тягачей) иностранного производства, так и за счет создания различных образцов собственными силами.

Первоначально речь шла, конечно, об организации сборки на отечественных заводах доработанных под свои требования зарубежных образцов. Так, например, собранный в августе 1924 года на заводе «Большевик» первый отечественный пятитонный трактор, широко известный под названием «Большевик», являлся почти точной копией «конструкции американского Холта, но с заменой некоторых ответственных частей стальными отливками вместо чугунных».

В то же время на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) был построен трактор «Коммунар» (отечественный вариант зарубежного «Ганомага» WD50), который рассматривался в качестве тяжелого трактора в первую очередь военного назначения и который вместе с «Большевиком» и рядом образцов иностранного производства принял участие в организованных военными испытательных пробегах, в ходе которых буксировали груженные песком повозки и иные прицепки по различным дорогам и пересеченной местности, а также преодолевали броды. Специалисты оценивали машины по проходимости, динамике, надежности и экономичности.

«В ходе испытаний трактор «Холт» 40 НР отечественной постройки (трактор «Большевик». – В.Щ.) показал достаточно высокую надежность, превзойдя большинство зарубежных образцов или крайне незначительно им уступая, что можно по праву считать достижением молодого отечественного тракторостроения», – подчеркивает Александр Кириндас. В свою очередь, «Коммунар» оказался по достоинству оценен военными, причем не только нашими: в сентябре 1930 года в ходе международных испытаний в Турции, в программе которых была и буксировка артиллерийских систем в условиях горной местности, он показал наилучшие результаты, опередив конкурентов – «Катерпиллер» и «Ганомаг». Трактора «Коммунар» послужили базой для создания целого ряда машин, в том числе опытной самоходки СУ-2 с 76-мм пушкой и так называемых суррогатных танков.

РАБОЧАЯ ЛОШАДКА АРТИЛЛЕРИСТОВ

Следующим шагом в развитии отечественных гусеничных тягачей военного назначения стало создание специального тяжелого трактора – гусеничного артиллерийского тягача, который получил название «Коминтерн». Проектирование данной машины в целях обеспечения артиллерийских подразделений артиллерийскими тягачами было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу в 1930 году, а уже в 1931–1932 годы базовый и доработанный варианты тягача прошли цикл испытаний, в ходе которых успешно буксировали различные артсистемы, продемонстрировав высокие скоростные и тяговые характеристики и получив в целом высокую оценку военных.

Примечательно, что в качестве образца для подражания или прототипа разработчиками был выбран немецкий специальный трактор «Ганомаг» WD-50, однако получившийся в итоге артиллерийский тягач (трактор) существенно превзошел своего «родственника» и по скорости, и по проходимости, и по маневренности, и по мощности. «Коминтерн» оказался способен уверенно буксировать практически все орудия калибром до 152 мм, а зачастую привлекался к транспортировке и 203-мм гаубиц Б-4.

Первая партия новых отечественных артиллерийских тягачей была выпущена на ХПЗ в 1934 году, а со второго полугодия 1935 года на предприятии был начат полномасштабный серийный выпуск «Коминтерна». В общей сложности в период 1934–1940 годов было выпущено 1798 тягачей: 1934 год – 5, 1935-й – 50, 1936-й – 401, 1937-й – 368, 1938-й – 495, 1939-й – 467, 1940 год – 12 машин.

Данные тягачи широко применялись в Красной армии и вплоть до середины 1940-х годов принимали активное участие во всех вооруженных конфликтах и войнах, которые выпали на долю Советского Союза. «Коминтерны» позволили существенно повысить тактическую и оперативную подвижность артиллерии Красной армии, поскольку были способны буксировать почти весь наличный парк тяжелых артиллерийских систем: в сборе тягачи могли штатно перевозить 100-мм зенитные пушки образца 1940 года, 122-мм корпусные пушки образца 1931–1937 годов, 152-мм пушки образца 1910–1934 годов, 152-мм пушки-гаубицы образца 1937 года (МЛ-20) и 203-мм гаубицы образца 1940 года, а в варианте раздельной возки – 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), а также 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) и мортиры образца 1939 года (БР-5).

Особенно хорошо тягачи «Коминтерн» зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны. И хотя они составляли не слишком большую часть общеармейского парка специализированных артиллерийских тягачей (около 5%), а запчасти к ним в то время уже фактически не выпускались промышленностью, добротность и высокая надежность конструкции позволяла уверенно решать все возлагаемые на них на фронте задачи и стойко выдерживать все межремонтные пробеги.

По состоянию на конец войны в войсках оставалось 568 тягачей «Коминтерн», а на сегодня, насколько известно, в стране не осталось, к большому сожалению, ни одного артиллерийского тягача данного типа. Даже в музее или частной коллекции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
891
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
824
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1492
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
702

Другие новости