0
6745
Газета История Интернет-версия

16.03.2018 00:01:00

Тихие зори над «терра инкогнита»

О чем и почему умалчивает отечественная культура

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк

Тэги: разведка, карелия, десантники, германия, люфтваффе, сталин, беломоробалтийский канал, маннергейм, зимняя война


разведка, карелия, десантники, германия, люфтваффе, сталин, беломоро-балтийский канал, маннергейм, зимняя война Топонимика, указанная в знаменитой киноленте, – вымысел. Кадр из фильма «А зори здесь тихие». 2015

4 ноября 1972 года состоялась премьера культового фильма «А зори здесь тихие». Уже в 1973 году его посмотрели 66 млн человек. В Китае его увидели свыше 40 млн зрителей, а в 2005 году китайцы сами сняли 19-серийный телефильм «А зори здесь тихие». Наконец, в 2015 году в России был снят одноименный ремейк.

Подавляющее большинство, если не сказать все отзывы о фильме 1972 года – восторженные. Лично мне фильм тоже очень понравился. Однако я в нем мало что понял с военной точки зрения. Где конкретно происходит действие фильма? Какие объекты защищал зенитный взвод, укомплектованный девушками? Каким способом в этот глухой уголок добрались диверсанты? Какую цель преследовали супостаты? И, наконец, кто были по национальности эти диверсанты – турки или японцы?

Естественно, у читателя возникнет резонный вопрос: а может, автор совсем глупый? Миллиард зрителей все поняли, а он – нет. А может, миллиард россиян и китайцев ничего не знали о том, что происходило в Карелии в 1941–1944 годах, и полностью доверились автору книги «А зори здесь тихие» Борису Васильеву и «классику советского кинематографа» Станиславу Ростоцкому? Итак, попробуем разобраться.

ПРАВО НА ВЫМЫСЕЛ

Любопытно, что автор книги Борис Васильев ни разу не упомянул в тексте географическое название Карелия. Но вот цитата из речи главного героя, старшины Федота: «Противник силою до двух вооруженных до зубов фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина. Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро...»

А вот еще цитаты: «Шел май 1942 года». «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки».

Найти на карте Вопь-озеро и Легонтово озеро не удалось ряду исследователей. Увы, и я, грешный, в этом потерпел неудачу.

А вот 171-й разъезд Кировской (Мурманской) железной дороги находится в нескольких километрах от обводного Ладожского канала между речками Паша и Сясь, впадающими в Ладожское озеро. И это, кстати, не Карелия, а Ленинградская область!

Ну, ладно, перепутал писатель номер разъезда. У него что, нет права на авторский вымысел? Конечно, есть, и каждый понимает его по-своему. Так, Лев Николаевич Толстой неделю лазил по Аустерлицкому и неделю по Бородинскому полям.

СТАЛИНСКИЙ КАНАЛ И НЕУЯЗВИМАЯ ДОРОГА

Уже полвека Беломорско-Балтийский канал (ББК) – любимый конек обличителей Сталина. При его строительстве погибло 11 тыс. человек, большинство из которых составляли заключенные. Но посмотрим на карту: параллельно каналу идет Кировская (до 1935 года Мурманская) железная дорога. И ее тоже строили заключенные – свыше 40 тыс. немцев и австрийцев. А кроме того, туда «добровольно-принудительно» завезли свыше 10 тыс. китайцев из Монголии.

Карельский фронт, на снимке финны наступают на Кестеньгу. 	Фото 1941 года
Карельский фронт, на снимке финны наступают на Кестеньгу. Фото 1941 года

26 августа 1916 года произошел бунт 720 китайцев, подавленный с помощью холодного и огнестрельного оружия. Начальство издало указ, что охрану надо вооружить кроме винтовок нагайками, «ибо только таким образом можно управлять китайцами». Исправник Коняев докладывал: «Отказывающихся работать наказываем плетьми».

Сколько пленных и китайцев погибло в 1915–1916 годах при строительстве Мурманской дороги, до сих пор не посчитано, но в любом случае их куда больше, чем при строительстве ББК. Между тем в СССР с самого начала признавали участие заключенных в строительстве ББК, а сейчас там берега усеяны часовнями и крестами в честь погибших. В 2012 и 2013 годах я ходил на теплоходе по ББК – на его берегах трубы заводов уже не дымят, городок Надвоицы наполовину заброшен, зато лагеря стоят нерушимо, как египетские пирамиды. А вот о военнопленных, строивших Мурманскую дорогу, тотально молчат как советские, так и антисоветские историки. Одна из причин – использование военнопленных на строительстве железных дорог в 1915 году считалось чудовищным нарушением международного права…

Предположим, что зенитный взвод Васкова охранял какой-то другой, а не 171-й разъезд, там, где рядом с железной дорогой проходил канал. Увы, осенью 1941 года финны заняли большую часть Южной Карелии вместе с городом Петрозаводском, переименовав его в Яанислинна. В итоге встала вся южная часть Мурманской дороги, свыше 800 км до станции Масельская на 598-м километре. А это уже Северная Карелия недалеко от побережья Белого моря. В сентябре 1941 года Геббельс заявил по радио: «Кировская дорога выведена из строя – не работает и не может быть восстановлена».

Получается, что войска Карельского фронта и Северный флот лишились сухопутных коммуникаций с Большой землей. Однако еще в 1939 году руководство СССР решило построить ветку от станции Сорокская до станции Обозерская, то есть соединить Кировскую и Северную железные дороги. Из-за Зимней войны строительство началось лишь в мае 1940 года. С началом войны ветка длиной 353 км была достроена. И уже 12 августа 1941 года из Архангельска на станцию Лоухи была переброшена 88-я стрелковая дивизия, сходу вступившая в бой с финнами.

В декабре 1941 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден прибыл в Мурманск морем, а оттуда по железной дороге доехал до Москвы. Вернувшись в Лондон, он 4 января 1942 года заявил по радио: «В связи с тем, что летные условия были очень плохими, мы направились в Москву поездом. Часть нашего путешествия проходила по той железной дороге, о которой Геббельс говорит, что она перерезана. Из своего собственного опыта я могу сказать, что Геббельс ошибается – железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо».

Практически все грузы, доставленные союзниками в Мурманск, прошли по ветке Сорокская–Обозерская, так как сухопутных дорог там не было.

С июля 1941 года по июль 1943 года германская и финская авиация регулярно бомбили северной участок дороги, особенно от станции Сорокской до Мурманска.

Кировскую дорогу прикрывало пять авиадивизий (258-я, 259-я, 260-я, 261-я и 122-я), которые были оснащены как отечественными истребителями, так и поставленными по ленд-лизу. Особо ценные грузы прикрывали зенитными бронепоездами. Часто в состав грузовых поездов включали по три зенитные бронеплощадки в голове, середине и хвосте поезда. В 1942 году пять железнодорожных станций Кировской дороги получили довольно сильное зенитное вооружение – 154 зенитные пушки, 11 зенитных автоматов и 21 зенитную пулеметную установку. Ну а к началу 1943 года зенитные батареи прикрывали уже 22 железнодорожные станции. Была введена маскировка поездов.

Благодаря поистине героическим усилиям железнодорожников, летчиков и зенитчиков ущерб грузам был нанесен сравнительно небольшой. Между тем в 1942 году в Мурманске ежедневно грузили по 140 вагонов!

ФИННЫ РВУТСЯ ВПЕРЕД

А что же происходило в 1941–1942 годах на ББК? После взятия Петрозаводска финские войска устремились к Медвежьегорску и Повенцу. Их целью был не только захват ББК, но и дальнейшее продвижение к Белому морю, до которого оставалось около 140 км.

Выход к Белому морю должен был остановить продвижение немцев после захвата ими Кольского полуострова. Дело в том, что еще в 1918 году правительство Финляндии включило в список своих претензий и Кольский полуостров, и большую часть Архангельской области. С Карелией же все было и так ясно. Генерал Маннергейм в том же 1918 году изрек: «Я не вложу меча в ножны, пока вся Карелия не станет нашей».

Однако непосредственно перед войной, в начале 1941 года, финскому правительству пришлось уступить Гитлеру Мурманскую область. При этом Маннергейм и премьер Рюти были уверены, что Архангельская область отойдет к Финляндии. Ну а когда финская разведка узнала о планах создания в Архангельской области германских лесных концессий, между финским и германским фюрерами разразился большой скандал.

На город Повенец, где находится южный вход ББК, 20 ноября двинулась единственная финская танковая бригада под командованием генерала Лагуса и семь отдельных пехотных полков. После упорных боев Медвежьегорск был оставлен, а 5 декабря финны захватили Повенец.

Обращает внимание непонятная жестокость финнов к гражданским служащим ББК. Так, в Повенце финны расстреляли диспетчеров, слесарей и разнорабочих ББК. Был расстрелян командир малого парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин и т.д. 

Советское командование предвидело прорыв финнов и заминировало семь первых шлюзов ББК (№ 1–7), которые стояли рядом друг с другом и образовывали так называемую «Повенецкую лестницу». За шлюзом № 7 шел водораздел, а дальше суда уже опускались до самого Белого моря.

7 декабря шлюзы были взорваны, и на финские войска, занявшие Повенец, устремился огромный водяной вал. В финских послевоенных изданиях приведены фотографии пяти финских танков, смытых этим валом. Увы, все они трофейные: один Т-34 и четыре Т-26. Около 20 финских солдат утонули, а многие десятки оказались в госпиталях с обморожениями. Финское наступление в буквальном смысле захлебнулось.

В итоге в 1942–1944 годах действовала только северная часть ББК (шлюзы № 10–19). Шлюзы № 8 и 9 контролировались нашими частями, но после них шло Выгозеро. А там финнам удалось захватить несколько островов. В 1942–1944 годах по каналу проходила перевозка грузов для советских частей, дислоцированных западнее канала.

Насколько известно автору, диверсий на ББК в 1942–1944 годах не было. Однако финская авиация неоднократно пыталась атаковать небольшие пароходы, двигавшиеся по каналу. Так, 14 июня 1942 года пять финских самолетов атаковали пароход «Нева»: сбросили шесть фугасных бомб, упавших мимо. Однако пушечно-пулеметным огнем была убита кок Таня Бунина и ранен кочегар Букаев. Через два дня отремонтированная «Нева» вновь ушла в рейс.

О масштабах работы северного участка ББК говорит число шлюзований в 1942 году – 7821! Как видим, в 1942 году в Карелии шла жестокая война, но она не имела ничего общего с событиями, изображенными в фильме «А зори здесь тихие».

А теперь еще раз вернемся к месту действия фильма. Оставим на совести авторов разъезд № 171. Не будем придираться к месту съемок – Рускеальским водопадам, куда ежедневно два раза в день на автобусах из Петрозаводска ездили студенты из массовки. Но природа, снятая в кино, – это западный берег Онежского озера в Карелии. А он с осени 1941 года по лето 1944 года был весь занят финнами. И что, взвод девушек-зенитчиц охранял финскую часть Кировской дороги? А до эпизодически используемой части Кировской дороги и советской части ББК от Петрозаводска по прямой 250 км! А лесами – и все 500…

Практически все покушения на Кировскую дорогу в 1942–1944 годах приходились на участок Сорокская–Мурманск. Немцы и финны почти ежедневно бомбили этот участок, но до него от девушек-зенитчиц аж 500 км, и там начинается лесотундра! Да и охраны на том участке железной дороги было более чем достаточно.

Где могли развернуться события фильма, так это на восточном берегу Онежского озера на 250-километровом участке от Вытегры до Повенца. Правда, там нет ни Кировской дороги, ни ББК, зато хватало вражеских диверсантов.

В 1941–1944 годах на финском берегу Онежского озера и на советском берегу шла уникальная диверсионная война, незаслуженно забытая отечественными историками.

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА

Территория Карелии сплошь покрыта лесами, каменными грядами, а также одиночными глыбами и валунами. В Карелии 73 тыс. озер площадью свыше 0,1 га и 1668 озер площадью более 1 га. Надо ли говорить, что выброска парашютистов, как советских, так и противника, в Карелии производилась нечасто. Это были в основном одиночные парашютисты, отыскивавшие места для приводнения гидросамолетов.

Основной же способ десантирования у обеих сторон был посадочный. В ближайшее озеро садилась «летающая лодка» или поплавковый самолет, а диверсанты добирались до берега вброд или на резиновых шлюпках. Обратно диверсанты уходили тем же способом. На гидросамолете можно перевезти и раненых, и пленных, и ценные трофеи.

Ну, хорошо, предположим, что среди немецких генералов оказался один идиот, который приказал сбросить с парашютами 16 германских парашютистов на «остроконечных елей ресницы» и каменные гряды Карелии, вместо того чтобы спокойно приводнить их на «голубые глаза озер» на гидросамолетах. Предположим, что все эти 16 диверсантов уцелели. Но не будем лукавить. Германские парашютисты – это не вчерашние школьники. 10 мая 1940 года они сели прямо на крыши фортов неприступной бельгийской крепости Эбен-Эмаэль и взяли ее, потеряв шесть (!) человек. В мае 1941 года с воздуха был захвачен остров Крит. Причем парашютистов было в 5 раз меньше, чем англичан и греков. А в 1944 году два батальона парашютистов четыре месяца обороняли монастырь Монте-Кассино от 100-тысячного союзного воинства американцев, англичан, канадцев, австралийцев и прочих там поляков. И чтобы старшина-инвалид и пять девочек-зенитчиц расправились с 16 (!) парашютистами – это, мягко говоря, ненаучная фантастика.

Но хуже всего для сценаристов то, что в Карелии германских парашютистов не было и быть не могло. По приказу маршала Маннергейма туда не допустили ни одного немца. Единственный раз 16 немецких парашютистов ранним утром 23 июня 1941 года на двух гидросамолетах «Хенкель-115» приводнились на Коньозере к востоку от Беломорско-Балтийского канала. Отряд диверсантов вышел к шлюзу канала, чтобы его взорвать. Однако шлюз имел многочисленную охрану, и диверсантам пришлось вернуться восвояси. Эти бравые ребята тащили германский тротил, немецкие автоматы, были одеты в мундиры люфтваффе, но… говорили по-фински. «Маскарад» потребовался потому, что 23 июня 1941 года Германия уже воевала с СССР, а Финляндия еще готовилась.

1 сентября 1942 года вблизи станции Коноши Северной железной дороги на озере Лача сели два германских двухмоторных поплавковых бомбардировщика «Хенкель-115». Но это была не территория Карелии, а Архангельская область. И диверсию собирались произвести не на Кировской, а на Северной дороге (Архангельск–Москва). И ко всему прочему диверсантами были не немцы, а эстонцы.

Прилетевший забирать диверсантов гидросамолет «Хенкель» был обстрелян красноармейцами. Самолет был поврежден, а трое диверсантов ранены. «Хенкель» пролетел всего 35 км и сел на Юнго-озеро. Диверсанты добили своих раненых, утопили самолет, но через пару часов оказались в руках сотрудников НКВД.

Понятно, что финских диверсантов в «Зорях…» показывать никак нельзя по «идеологическим» соображениям. В СССР и РФ за 75 лет не было снято ни одного (!) фильма о войне с финнами в 1941–1944 годах. Притом что финны за эти годы сняли многие десятки фильмов о «продолжительной войне» с «рюсси», и почти все фильмы были дотированы государством.

Недавно у меня были в гостях знакомые. Их сын 17 лет, 11-й класс языкового лицея, по истории оценка «отлично», задал вопрос: «А на чьей стороне воевали финны в 1942 году?» Частный случай? Проведите опрос в школах и вузах. Ответит ли кто-либо правильно? Скажем за это большое спасибо нашим кинорежиссерам, историкам и журналистам.

Более того, мало кто знает, что летом 1942 года мудрые финны допустили в Карелию итальянских диверсантов. И вот 22 июня 1942 года в карельский поселок Лахденпохья прибыл 12-й отряд (скуадриглия) диверсантов группы MAS под командованием капитано-ди-корвето Бьянкини. Проведя несколько операций, в ноябре 1942 года итальянцы укатили на теплое Средиземное море, оставив финнам всю свою матчасть.

Ну, раз финнов показывать в кино запрещено, почему бы не сделать супостатами в фильме фотогеничных итальянцев? И финал можно было сделать менее трагическим – девушки и старшина Васков ведут полсотни пленных итальянцев.

Сейчас у нас десятки миллионов людей буквально тащатся от фэнтези, как, например, древние укры изобретают колесо, строят Ноев ковчег. Народ восхищается и «Зорями». А я, слыша об этом фильме, вспоминаю старый советский анекдот: «Армянское радио спрашивает: «Верно, что Саакадзе из Тбилиси выиграл в лотерею «Волгу»?» – «Совершенно верно. Но не Саакадзе из Тбилиси, а Сутрапьян из Еревана, и не в лотерею, а в карту, и не выиграл, а проиграл, и не «Волгу», а 10 тысяч».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Газовый рынок стал уже глобальным

Газовый рынок стал уже глобальным

Мифическая зависимость Европы от поставок российского голубого топлива – это только предлог для политического давления

0
1304
Приграничные проекты с западными соседями стоят 250 миллионов евро

Приграничные проекты с западными соседями стоят 250 миллионов евро

Ольга Соловьева

Федеральная казна оплатит сотрудничество с поляками, финнами, норвежцами, латышами и шведами

0
1014
Наши люди в стране апартеида

Наши люди в стране апартеида

Николай Шварев

Как Феликс и Лина стали самыми ценными источниками информации для Москвы

0
1402
Особенности скотоводства в полку шурави

Особенности скотоводства в полку шурави

Игорь Шелудков

Кто в Афгане за коровой самолет гонял, а кто на добытые в бою деньги ее покупал

0
5805

Другие новости

Загрузка...
24smi.org