0
5966
Газета История Интернет-версия

24.05.2019 00:01:00

Несостоявшееся наступление

В чем главный итог действий советских войск на центральном направлении весной и летом 1942 года

Анатолий Малышев

Об авторе: Анатолий Михайлович Малышев – доктор военных наук, профессор.

Тэги: красная армия, 1942, москва


17-14-1.jpg
Генерал-лейтенант Павел Белов
с офицерами своего штаба.
Фото Михаила Савина
После завершения общего наступления Красной Армии зимой 1942 года, с апреля и до осени на центральном направлении советско-германского фронта велись напряженные военные действия. Особое значение они имели в районе Ржевско-Вяземского выступа, где сосредоточились основные силы немецкой группы армий «Центр». Здесь советское командование планировало подготовить и провести в мае–июле две фронтовые наступательные операции с целью разгромить ржевско-вяземско-гжатско-оленинскую группировку немецких войск. План остался неосуществленным: на южном крыле советско-германского фронта резко обострилась обстановка, и Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) была вынуждена передать стратегические резервы, предназначавшиеся Западному и Калининскому фронтам, на юго-западное направление.

На завершающем этапе битвы за Москву в результате Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции войск Западного (командующий генерал армии Г.К. Жуков) и Калининского (командующий генерал-полковник И.С. Конев) фронтов 8 января – 20 апреля 1942 года (согласно справочной литературе советского периода, основное содержание данной операции составляли: Сычевско-Вяземская (8 января – 20 апреля) и Торопецко-Холмская (9 января – 6 февраля) наступательные операции войск Калининского фронта; Вяземская воздушно-десантная операция (18 января – 28 февраля) и Болховская наступательная операция (приостановлена 14 января) войск правого крыла Брянского фронта, а также внесенные в этот список с 1998 года Сычевско-Вяземская (8 января – 23 февраля) и Ржевская (3 марта – 20 апреля) наступательные операции войск Калининского фронта, и Можайско-Вяземская наступательная операция (10 января – 28 февраля) войск Западного фронта), а также Торопецко-Холмской наступательной операции войск левого крыла Северо-Западного фронта (командующий генерал-лейтенант П.А. Курочкин) 9 января – 6 февраля 1942 года, к маю месяцу на центральном направлении сложилась следующая обстановка.

Советским войскам не удалось разгромить противостоящего противника и овладеть городами Ржев и Вязьма. Юго-западнее Вязьмы войска 33-й армии (командующий генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, войска были практически полностью уничтожены противником в апреле 1942 года), 4-го воздушно-десантного корпуса (8-я воздушно-десантная бригада Западного фронта) и оперативной группы генерал-лейтенанта П.А. Белова оказались в окружении. Заметим, что оперативная группа генерал-лейтенанта П.А. Белова в составе 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и 329-й стрелковой дивизии предназначалась для действий на юхновско-вяземском направлении в ходе Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции. 25 мая 1942 года она была преобразована в Особую группу генерала Белова с передачей в ее состав частей 4-го воздушно-десантного корпуса, 1-й и 2-й партизанских дивизий и 1-го отдельного партизанского отряда.

В начале февраля западнее Ржева в Молчаловских лесах была окружена 29-я армия Калининского фронта (командующий генерал-лейтенант В.И. Швецов). К концу февраля армия практически полностью прекратила свое существование: из семи дивизий из окружения удалось выйти лишь 5,2 тыс. солдат и офицеров. О ее судьбе в истории Великой Отечественной войны долгое время предпочиталось вообще не упоминать.

В марте-апреле 1942 года войска Калининского и Западного фронтов, пытаясь выполнить требование Ставки ВГК – не позднее 5 апреля освободить город Ржев, продолжали наступательные действия. Командующие фронтами неоднократно обращались в Ставку ВГК с просьбой остановить безрезультатное наступление, превратившееся в ежедневное бессмысленное самоистребление наших армий. Вместо этого директивой от 20 марта Ставка ВГК потребовала более энергичного наступления на ржевско-вяземскую группировку противника. В сводках же Совинформбюро тех весенних дней сообщалось, что под Ржевом «идут бои местного значения» или что «на фронте затишье».

По официальным данным, общие потери Красной Армии в Ржевско-Вяземской операции 8 января – 20 апреля 1942 года составили 776 919 человек, в том числе безвозвратные потери, то есть погибшими на поле боя, – 272 350 человек, и санитарные потери, то есть выбывшими в медсанбаты и госпитали, – 504 569 человек.

РЖЕВСКО-ВЯЗЕМСКИЙ ВЫСТУП

Ржевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции остались незавершенными и поставленных целей не достигли. На центральном участке обороны немецких войск образовался обращенный на восток выступ (глубина до 160 км, ширина у основания до 200 км), получивший наименование Ржевско-Вяземского. Его линия фронта проходила западнее города Белый, севернее Оленино, севернее и восточнее города Ржев, восточнее Зубцова и Гжатска, южнее Юхнова, восточнее города Спас-Деменск и имела протяженность около 530 км. Немецкое командование считало этот выступ выгодным плацдармом для наступления на Москву, расстояние до которой по прямой составляло всего 150 км.

С целью ликвидировать угрозу столице Ставка ВГК приняла решение разгромить ржевско-вяземскую группировку противника силами Западного и Калининского фронтов во взаимодействии с левым крылом Северо-Западного и правым крылом Брянского фронтов в первой половине мая 1942 года. Во исполнение решения Ставки ВГК командования Западного и Калининского фронтов разработали планы наступательных операций.

План операции войск Западного фронта был утвержден Ставкой ВГК 18 мая. Он предусматривал начало перехода в наступление не позднее 5 июня. Главный удар должны были нанести 20-я и 43 армии левого крыла фронта в направлении на Гжатск и Вязьму.

Из резерва Ставки ВГК Западному фронту выделялись семь стрелковых дивизий, два полка реактивных систем залпового огня, четыре-пять полков ствольной артиллерии, два противотанковых артиллерийских полка, несколько отдельных танковых бригад и один авиационный полк.

До начала фронтовой операции в период с 10 по 25 мая планировалось провести воздушно-транспортную операцию с целью усилить группу генерала Белова, действовавшую в тылу противника на направлении предстоящего главного удара. Предусматривалось доставить в группу генерала Белова воинский контингент в составе 9 тыс. человек, а также необходимое количество оружия, боеприпасов, горючего и продовольствия.

План операции войск Калининского фронта предусматривал: войсками левого крыла (29-я армия, восстановленная после поражения западнее Ржева в Молчаловских лесах в феврале 1942 года, а также 30-я и 31-я армии) овладеть районом Ржев–Зубцов и во взаимодействии с войсками правого крыла (22-я и 39-я армии) уничтожить ржевско-оленинскую группировку немецких войск.

Планы операций войск Западного и Калининского фронтов остались нереализованными из-за резкого ухудшения обстановки на юго-западном участке советско-германского фронта; частную воздушно-транспортную операцию удалось провести частично – в период с 10 по 31 мая группа генерала Белова получила 1663 военнослужащих, 21 80-мм миномет (вместо запланированных 200), 33 50-мм миномета (по плану – 200) и 162 противотанковых ружья (по плану – 600), а также некоторое количество боеприпасов, горючего и продовольствия.

ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВНИКА

Немецкое командование придавало важное значение сохранению плацдарма в центре советско-германского фронта. Разрабатывая план летней кампании 1942 года, оно рассчитывало создать благоприятные условия для завершающего удара по центральной группировке советских войск: с захватом Сталинграда центр страны изолировался от юга, а с захватом Мурманской железной дороги – и от севера. Именно стремлением удержать удобный для заключительного броска на Москву плацдарм объясняется тот факт, что весь 1942 год немецкое командование держало на центральном участке фронта самую крупную группировку своих войск – около трети всех соединений, действовавших против Красной Армии.

С целью упрочить положение войск группы армий «Центр» немецкое командование подготовило ряд частных наступательных операций: операции серии «Ганновер» – по ликвидации группы генерала Белова (операция «Ганновер-1») и партизанских формирований (операция «Ганновер-2»); «Зейдлиц» – против 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса Калининского фронта на Холм-Жирковском выступе; «Дер Флигер» – совместная операция 9-й полевой армии группы армий «Центр» и 16-й полевой армии группы армий «Север» в общем направлении на Осташков; «Штурм» – по ликвидации выступа советских войск в треугольнике Юхнов–Киров–Белев. В действительности немецкому командованию удалось реализовать из запланированных лишь серию операций «Ганновер» и операцию «Зейдлиц».

Группа генерала Белова, контролировавшая территорию внутри треугольника, образованного железными дорогами Вязьма–Смоленск, Смоленск–Занозная и Занозная–Вязьма, представляла большую опасность для тыловых коммуникаций немецких 4-й и 9-й полевых армий.

Операция «Ганновер-1» началась 24 мая силами двух армейских корпусов (шесть пехотных дивизий и одна танковая), снятых с фронта. После многодневных ожесточенных боев часть группы генерала Белова вышла в расположение войск Калининского фронта; основные же силы (около 10 тыс. человек) под командованием генерала вышли в 20-х числах июня в расположение войск Западного фронта. Их выходу в значительной степени способствовали наступательные действия, предпринятые войсками 16-й и 61-й армий в районах Жиздры и Болхова. Около 7 тыс. военнослужащих группы пробиться из окружения не смогли и пополнили ряды партизан.

В период со 2 по 27 июля 1942 года немецкое командование провело силами 9-й полевой армии операцию «Зейдлиц» против войск 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса Калининского фронта, действовавших между городом Белый и населенным пунктом Сычевка на территории Холм-Жирковского выступа. В российской историографии действия войск Калининского фронта в указанный период значатся как оборонительная операция в районе города Белый (действия сторон в данной операции и ее исход более подробно будут рассмотрены автором в отдельной статье. – А.М.).

Уже к 6 июля противник окружил войска 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса, а также отдельные соединения 41-й и 22-й армий Калининского фронта, а к 27 июля полностью ликвидировал Холм-Жирковский выступ. Хотя на территории бывшего выступа и оставались партизанские отряды и небольшие группы окруженных военнослужащих, серьезной опасности для 9-й полевой армии они уже не представляли.

Результаты оборонительной операции войск Калининского фронта в районе города Белый оказались для Красной Армии трагичными. Калининский фронт потерял десятки тысяч человек и лишился важного плацдарма, который мог быть использован в дальнейшем в решении стратегических задач.

В целом в итоге операций «Ганновер» и «Зейдлиц» в мае–июле 1942 года оперативное положение войск группы армий «Центр» значительно улучшилось: тылы немецких войск в районе Ржевско-Вяземского выступа были обезопасены. Для достижения этой цели немецкому командованию пришлось задействовать в общей сложности более 23 дивизий, то есть почти треть состава группы армий «Центр».

Это обстоятельство проливает свет на причины отказа командования Вермахта от использования сил группы армий в летнем наступлении 1942 года, в частности в операции «Блау», которая стала первой в серии последовательных операций, разработанных командованием Вермахта и проведенных в летней кампании 1942 года на южном крыле советско-германского фронта (операция началась 28 июля группой «Вейхс» (2-я и 4-я танковые армии) на воронежском направлении, с переходом в наступление 30 июля 6-й немецкой армии переименована в «Брауншвейг», а вторая в серии операция, «Клаузевиц», проводилась силами группы «Вейхс» и 1-й танковой армии в направлении Старобельск, Кантемировка и имела целью окружить войска Юго-Западного фронта и развить дальнейший успех в направлении на Сталинград и Кавказ).

В этом, видимо, и состоит главный итог военных действий советских войск на центральном участке фронта в мае-июле 1942 года. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
1049
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
566
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1197
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
2070

Другие новости