0
817
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.10.1999

Ораторам

Тэги: оратор

Сегодня "НГ" публикует главу из книги "Выразительное слово" (СПб., 1913 г.) известного деятеля русской культуры, директора Императорских театров, а после эмиграции - директора русской консерватории в Париже, кн. Сергея Михайловича Волконского (1860-1937). "Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене" - а именно таков подзаголовок этой книги, включающей в себя указания по "технике речи", тренировке голоса, удержанию логической и психологической пауз, работе над жестом и мимикой и т.д., - сегодня может быть интересен и полезен многим. Волконский посвятил свою книгу "молодежи, стремящейся на русскую драматическую сцену", однако круг ее читателей значительно шире. Например, современным российским публичным политикам совсем нелишне познакомиться с тонкостями ораторского искусства... Публикация подготовлена при содействии журнала "Русская речь".

Оратор Авл Метелл. I век до н. э.

ЕСЛИ ЧИТАЕТЕ без кафедры, с эстрады, никогда не расхаживайте вдоль рампы; никогда не поворачивайтесь в профиль к слушателям. Не переминайтесь с ноги на ногу - это дает впечатление слабости. Когда идете вправо, начинайте с правой ноги, чтобы не было, будто вы заносите ногу за ногу.

Никогда не начинайте идти сразу и не останавливайтесь сразу - всегда понемногу: движение оратора на эстраде должно быть "тушевано".

Останавливайтесь в том самом положении, в котором хотите остаться; этим избегнете тех маленьких шажков, которые дают впечатление беспокойства.

Никогда не отрывайте глаз от аудитории, чтобы посмотреть, куда вам ступить.

Быстрая перемена в направлении походки допустима лишь при перемене направления мысли, когда именно на это желательно обратить внимание слушателей.

Когда изображаете диалог, вообразите себе посредине эстрады полосу - из глубины к рампе. Начинайте говорить от одного лица и, когда речь этого лица будет близиться к концу, переходите через полосу; перейдя, остановитесь и начинайте речь другого изображаемого лица, повернувшись в сторону первого, и т.д. Главное, помните: всегда лучше кончать речь, пока еще движетесь, а начинать двигаться, когда уже говорите. Очень скверно поступают те чтецы, которые, стоя на одном месте, говорят в две стороны, от двух разных лиц. Это дает впечатление одного человека, разговаривающего с двумя, а не двух, разговаривающих между собой. Нет, надо переменить место и говорить в ту сторону, где стоял, - к бывшему своему "я". Всегда смотрите на слушателей.

Никогда не кладите руки в карманы, разве кого-нибудь изображаете.

Когда делаете жест указующий, смотрите в сторону руки; когда делаете жест патетический, всегда смотрите на публику.

Помните: жест должен остановиться, прекратиться на ударяемом слоге того слова, на котором логическое ударение.

Не придавайте силы словам кивком головы - ослабляет вашу убедительность. Никогда не стойте: обе ноги на одной линии, всегда - одна впереди, другая сзади. Носки всегда в разные стороны. Много было шуток и издевательств по поводу моей (?) терминологии; но как же вы назовете ту ногу, которая впереди, иначе, как "передняя", как назовете ту, которая сзади, иначе, как "задняя"? И вот, помните: характер вашей речи меняется от того, стоите ли на передней или на задней ноге. Никогда не стойте так, чтобы давать впечатление слабых колен. Когда становитесь в пол-оборота или подходите к какому-нибудь предмету, пусть "передняя" нога будет та, которая от зрителей дальше.

Никогда не меняйте положение во время паузы - всегда во время речи.

Если читаете по рукописи, пусть рукопись ваша будет в порядке, разложена по страницам; пусть она будет написана только на одной стороне листа и на отдельных листах, которые будете по мере чтения передвигать справа налево, чтобы не отвлекало назойливое переворачивание страниц. Знать свой текст надо наизусть или почти, чтобы рукопись только служила напоминанием и чтобы механика чтения не отвлекала внимания слушателя от процесса речи. Не облокачивайтесь на кафедру. Если вы нервны - стойте смирно, никто не заметит. Не играйте цепочкой, не теребите пуговицу, не мните платок. Пусть платок остается в кармане, а если вам нужно высморкаться или обтереться, делайте это, пока говорите, не останавливайтесь: если вы молчите и сморкаетесь, публика смотрит, как вы сморкаетесь; если вы говорите и сморкаетесь, публика слушает, что вы говорите.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутаты замахнулись на Конституцию

Депутаты замахнулись на Конституцию

Бахтияр Тузмухамедов

Восстановление смертной казни возможно лишь через пересмотр Основного закона

0
1117
Кто украл секретную немецкую подводную станцию?

Кто украл секретную немецкую подводную станцию?

Андрей Рискин

0
5099
Президент Грузии взяла под защиту биолабораторию Лугара

Президент Грузии взяла под защиту биолабораторию Лугара

  

0
1441

Другие новости

Загрузка...
24smi.org