0
1505
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

Как мы себя чувствуем

Тэги: медицина, Шевченко, здравоохранение, министр


- ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ, вы заняли пост министра здравоохранения не в самое легкое время - и для страны вообще, и для медицины в частности. Отрасль, которой вы руководите, переживает большие трудности.

- Хотел бы я знать, какая отрасль сегодня не переживает трудностей. Конечно, здравоохранение занимает особое место. Ведь в сущности от того, в каком состоянии находится здоровье народа, во многом зависит положение государства, если хотите, само его существование. Без здоровья не нужны ни богатство, ни власть. Все понимают это в отношении отдельного человека. Но это справедливо и в отношении целой страны. Нельзя включать здравоохранение в социальную сферу, ставить его в один ряд с культурой, образованием, спортом. Без медицины, без помощи заболевшему приходит смерть. Вот почему я не устаю повторять, что здравоохранение должно быть важнейшим национальным приоритетом, должно относиться не к социальной сфере, а к сфере безопасности.

- Обычно здравоохранение называют еще медицинским обслуживанием населения.

- Вот-вот. Еще к сфере обслуживания относят парикмахерские, рестораны или гостиницы. Здравоохранение - никакая не социальная сфера, как нас приучили воспринимать его, тем более не сфера обслуживания, а сфера жизнеобеспечения. Я понимал это и раньше. Хотя вся жизнь моя прошла в военной медицине, где я начинал санитаром и в конце концов стал начальником Российской военно-медицинской академии, но была в силу специальности - кардиохирургия - тесно связана с гражданским здравоохранением. В полной же мере я осознал место здравоохранения, когда занял пост министра этой отрасли и в таком качестве поездил по стране. Если бы к здравоохранению относились как к сфере жизнеобеспечения, в нем не сложилась бы такая неблагоприятная ситуация.

Тенденции основных показателей здоровья населения продолжают оставаться тревожными. Общая смертность несколько снизилась - с 15 на 1 тыс. населения в 1995 г. до 13,6 в 1999 г., но все равно это очень высокие цифры. Страна впервые за послевоенную историю вплотную подошла к состоянию депопуляции: за счет превышения смертности над рождаемостью потери населения на первую половину 1999 г. составили 5 386 400 человек. Колоссальная цифра - ведь это намного больше, чем численность жителей Петербурга. Растет общая заболеваемость, зарегистрированная в лечебно-профилактических учреждениях. В 1998 г. она составила 108 072 человека на 1 млн. населения. И это только зарегистрированная заболеваемость. На самом же деле она гораздо больше. Многие больные не обращаются за медицинской помощью, не попадают в поле зрения органов здравоохранения. В результате болезнь у них прогрессирует, становится хронической, а то и приводит к летальному исходу.

Не следует забывать, что в стране произошло кардинальное изменение морально-этических представлений. Необходимость в предельно сжатые сроки приспособиться к жизни в новых условиях порой превышает адаптивные возможности организма. Это привело к росту обусловленной стрессами заболеваемости, прежде всего болезней системы кровообращения и смертности от них. Тяжесть кризиса обрушилась в первую очередь на трудоспособное население, смертность среди которого возросла к середине 90-х годов в 2-2,5 раза. Показатели преждевременной смертности среди мужчин трудоспособного возраста в 5-7 раз превышают аналогичные показатели в развитых странах. Ежегодно от заведомо предотвратимых причин погибают 350-400 тыс. мужчин и 60-80 тыс. женщин трудоспособного возраста. Особое значение приобретает проблема сверхсмертности мужчин. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в России составляет 12-14 лет. Это в 3-5 раз больше, чем в развитых странах. Экономический кризис только обострил существующую проблему. В ряде регионов продолжительность жизни мужчин вообще не превышает 55-56 лет. Мужчины умирают намного чаще женщин почти от всех заболеваний: от болезней кровообращения - в 1,5 раза, от злокачественных опухолей - в 2,2 раза, от травм и отравлений - в 4,1 раза, от болезней органов дыхания - в 3,1 раза, органов пищеварения - в 2 раза, от инфекционных и паразитарных болезней - в 3,5 раза.

- Поневоле вспомнишь призыв: берегите мужчин! Может быть, мы их плохо бережем?

- Они сами себя плохо берегут. Курят, злоупотребляют алкоголем. Курение и алкоголизм - причины многих из перечисленных заболеваний. Мужчины трудоспособного возраста погибают, отравившись алкоголем, в пьяных драках. Но, конечно, нельзя сбрасывать со счетов роль стрессов, с которыми мужчины справляются в целом хуже, чем женщины.

Ухудшение условий жизни самых широких слоев населения закономерно привело к росту и такого общепринятого индикатора социального благополучия, как младенческая смертность. Смертность детей первого года жизни в России в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Причины гибели детей в основном связаны с плохим состоянием здоровья матери. Остается высоким и уровень материнской смертности. Он в 5-10 раз выше, чем в развитых странах. Ежегодно в результате осложнений беременности, родов и послеродового периода в России погибают около 650 женщин.

Вновь подняли голову инфекции, казалось бы, побежденные, ликвидированные в стране: сифилис, туберкулез. Рост заболеваемости ими выходит за пределы ответственности системы здравоохранения. Недаром такие болезни называются социально обусловленными. Наибольшую тревогу вызывает ситуация с туберкулезом. Заболеваемость им растет из года в год. В 1998 г. показатель ее составил 76 на 100 тыс. населения. Смертность от туберкулеза возросла более чем в два раза. Особая проблема - туберкулез в местах лишения свободы. Там показатели заболеваемости и смертности в тысячу раз выше, чем в среднем по России. При этом туберкулез у заключенных нередко устойчив к большинству противотуберкулезных препаратов. Люди, освободившиеся из исправительных учреждений, выносят на волю такой лекарственно устойчивый туберкулез и заражают им окружающих.

Появились новые инфекции, в первую очередь СПИД. К нам эта "чума ХХ века" пришла позже, чем в другие страны, и связана прежде всего с такой грозной опасностью, как распространение наркомании. Если вначале СПИДом заболевали главным образом лица нетрадиционной сексуальной ориентации, то сейчас более 90% ВИЧ-инфицированных - наркоманы, заразившиеся через шприц, которым вводили себе наркотики.

- Безрадостная картина. И при этом вы сохраняете оптимизм и полны энтузиазма. Надеетесь преодолеть ситуацию?

- Конечно. Специальность приучила к преодолению. Когда хирург держит в руках сердце больного, он просто обязан надеяться на то, что удастся ему помочь. Легко никогда не было. Но знаете - глаза боятся, а руки делают. Так и на моей новой должности. К тому же в том, что пишется и говорится о здравоохранении, немалая доля политической демагогии. Взять, например, проблему сокращения рождаемости. Ведь причина этого явления не только и даже не столько социально-экономический кризис. Во-первых, сказываются отдаленные последствия Второй мировой войны. Известно, что войны отражаются на народонаселении подобно брошенному в воду камню, от которого расходятся круги. В середине 90-х годов не родились внуки неродившихся в годы Второй мировой войны. Во-вторых, в России совершается демографический переход к современному способу воспроизводства населения - саморегулирование популяцией своей численности и состава на основе последовательного снижения и сближения между собой рождаемости и смертности с достижением в итоге состояния их динамического равновесия, или простого воспроизводства.

- Сергей Петрович Капица недавно писал, что мы являемся свидетелями биологического процесса саморегуляции человечества. Даже в африканских странах, где традиционно рождалось столько детей, сколько получалось, теперь их стали рожать меньше. Видимо, человечество подсознательно ощущает, что невозможно размножаться безгранично.

- Совершенно верно. Россия просто вступила в этап, который большинство развитых стран мира уже прошли. В настоящее время там устойчиво низкие или слабо отрицательные показатели естественного прироста населения. Ведь в советские времена высокие показатели рождаемости были обусловлены традиционной многодетностью в южных, особенно в среднеазиатских республиках. Там обычно по 10-15 детей в семье. При этом смертность детей была колоссальная, только об этом не писали. В России же в семьях давно уже один-два ребенка. Теперь республики Средней Азии стали самостоятельными государствами, и в статистику не входят данные о численности рождающихся в них детей.

- Не противоречит ли это вашим словам об угрозе сокращения населения России вследствие повышения смертности и понижения рождаемости?

- Вовсе нет. Младенческая и материнская смертность - то, с чем нужно бороться и что необходимо ликвидировать. Совсем другое дело - планирование семьи. В наше время молодые люди (в том числе и из обеспеченных семей) хотят сначала получить образование, встать на ноги, обрести самостоятельность, а уже потом обзаводиться детьми. Так во всем цивилизованном мире. Ничего плохого в этом не вижу. Это не эгоизм, как некоторые изображают, а, если хотите, чувство ответственности.

Что касается преждевременной смертности людей трудоспособного возраста, то это проблема не медицинская, а социальная. Страшное зло - новое для нашей страны явление наркомании среди подростков. Лечение наркомании - дело очень дорогое, и эффект его невелик. Гораздо эффективней и намного дешевле предупреждение этого зла. И роль медиков здесь не главная. Школьное воспитание, досуг, летний отдых, дискотеки, журналы для подростков, молодежная субкультура требуют пристального внимания общества. Спортивные игры, стадионы, бассейны стали труднодоступны для молодежи. Зато всегда можно пойти на дискотеку, где просто предложат наркотики. С этим бороться должны не медики. Это проблема социально-педагогическая. А врачи имеют дело с последствиями равнодушия общества к своему будущему - к детям. Страшными последствиями. В 1999 г. заболеваемость гепатитом В выросла на 15%, гепатитом С - на 43,4%. Тоже заражаются через шприц при введении наркотиков. Гепатит С - это ведь значит рак печени. Причем большинство заболевших подростки.

- А алкоголизм?

- По моим наблюдениям, сейчас пьют не больше, чем раньше. Скорее, наоборот. Пожалуй, в советские времена эта проблема стояла острее. Если не брать в расчет тех, кто уж совсем пал духом, опустился, то пьют даже меньше. Ведь теперь человек должен рассчитывать прежде всего на себя. Нужно зарабатывать, нужно кормить семью. Тому, кто работает, не до пьянства. Другое дело, что необходимо обеспечить рабочие места. Ведь безделье, неприкаянность - источник многих бед и безобразий, не только алкоголизма. Но это опять-таки вопрос не медицинский. Конечно, трудно отрицать, что страна наша - одна из много пьющих.

- Еще князь Владимир говорил: "Руси веселие есть пити, не можем без того и быти".

- Да, исторически сложившаяся традиция. Но есть другой момент - что пить. Качество того, что пьют, резко ухудшилось. Кроме того, у нас нет культуры потребления. Да и откуда ей быть? Многие годы страна жила в условиях дефицита самого необходимого. Западный человек долго вчитывается в то, что написано на упаковке продуктов: сколько там холестерина, сахара, углеводов, консервантов, какой срок годности. Нам предстоит все это освоить, как и заботу о своем здоровье.

- В общем и целом вы считаете, что положение со здоровьем нации у нас не такое отчаянное, как об этом принято говорить?

- Конечно, не отчаянное. Прежде всего уже пройден какой-то критический момент и видны признаки пусть небольшого, но улучшения. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась с 58 лет до 61 года, а в Москве - до 63 лет. Несколько снизились показатели общей смертности: с 15 на 1 тыс. населения в 1996 г. до 13,6 в 1999 г. Наконец, появилась тенденция к снижению младенческой и материнской смертности. Младенческая смертность составляла в 1998 г. 16,5 на 1 тыс. родившихся против 18,1 в 1995 г., материнская смертность соответственно 44 в 1998 г. против 53,3 в 1995 г. Удалось справиться с дифтерией, теперь в России наблюдаются лишь отдельные случаи ее. Заболеваемость коклюшем снизилась на 37%, эпидемическим паротитом ("свинкой") - на 50,8%. Регулярные прививки против полиомиелита, которые произведены 99% детей в возрасте до 3 лет, дали свой результат: на территории страны не зарегистрировано ни одного случая этого заболевания. Все это достигнуто усилиями медиков в пределах их компетенции.

Гораздо большую тревогу вызывает психическое состояние общества. И в этом не последнюю роль играют средства массовой информации. Все эти истерические заявления о вымирании нации, о похищениях людей для изъятия у них органов, о происках каких-то злодеев и прочих ужасах заставляют народ жить в ожидании катастрофы. Состояние непрерывного стресса не может не сказаться на здоровье самым пагубным образом, прежде всего тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Я бы посоветовал своим соотечественникам поменьше сидеть перед телевизором и верить не всему, что пишут.

Что касается здравоохранения, то удивительно, что удается что-то сделать при таком финансировании. В 2000 г. предполагается увеличить бюджет здравоохранения в полтора раза. Это далеко не покроет его насущные потребности, хотя дай Бог, чтобы эти-то деньги вовремя выплатили. Сейчас здравоохранение как социальная сфера и общественный институт, к сожалению, вынуждено одним из первых испытывать на себе все колебания экономической политики государства. При любых условиях государство не может освободить себя от обязанности охраны здоровья народа, регулирования системы здравоохранения, обеспечения доступной для всех граждан страны медицинской помощи. Государство обязано предоставлять гарантии охраны здоровья своим гражданам и, самое главное, обязано их неукоснительно выполнять вне зависимости от формы организации медицинской помощи или финансирования здравоохранения.

- Облегчило ли ситуацию в здравоохранении введение системы обязательного медицинского страхования?

- Внедрение обязательного медицинского страхования предусматривает переход от финансового (бюджетного) содержания медицинских учреждений к оплате оказанной гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь и в том, и в другом случае на самом деле оплачивается за счет общественных источников финансирования, то есть государственных средств. Однако в условиях обязательного медицинского страхования медицинские учреждения экономически заинтересованы в оказании качественной медицинской помощи пациентам, то есть появляется возможность при хорошей работе зарабатывать больше. Сегодня в системе обязательного медицинского страхования имеются и недостатки, и просчеты, но, по моему мнению, за ней будущее.

- Сейчас все больше расширяется платная медицина, особенно в крупных городах. Как вы относитесь к этому?

- Бесплатными при всех обстоятельствах должны оставаться такие разделы здравоохранения, как материнство и детство, онкология и гематология, высокотехнологичные области хирургии, социально обусловленные заболевания, санэпидслужба. Параметры бесплатной медицинской помощи должны быть не минимальными, а максимально достижимыми в нынешних условиях. Очень многое в объеме и качестве оказываемой медицинской помощи зависит от региональных властей. Заботятся они о здоровье своих сограждан - и положение со здравоохранением в таких местах получше. К сожалению, нередко на словах депутаты всецело за улучшение положения в здравоохранении, а на деле, когда дело доходит до голосования по бюджету, голосуют за урезание средств на медицину. Я уже обещал, что буду сообщать избирателям о том, как голосовали их депутаты.

Платные медицинские услуги, очевидно, будут развиваться в стоматологии, пластической хирургии, профилактических программах. Пусть у человека будет выбор, но за дополнительные услуги надо заплатить. Вообще же надо помнить, что платная медицинская помощь далеко не всегда лучше бесплатной.

Я успел побывать в некоторых регионах, и меня буквально потрясла самоотверженность, с которой медицинские работники за мизерную оплату и даже без нее продолжают сражаться за жизнь и здоровье пациентов. Ведь до сих пор во многих местах задерживают зарплату медработникам, а в отдельных лечебно-профилактических учреждениях ее не выдают по 5-10 месяцев. Говорят о мздоимстве врачей, но это большей частью происходит в Москве, Петербурге. А в провинции порой врач, не получающий зарплаты, приносит пациенту, тоже не получающему зарплаты, яблоки со своего садового участка. Никто не знает, что врачи болеют гораздо больше и умирают, в частности от ишемической болезни сердца, в два раза чаще, чем работники других профессий. Ведь врач находится в ситуации постоянного стресса, окружен страдающими людьми, на нем лежит ответственность за чужую жизнь. В других странах это престижная профессия, материальное благополучие, а у нас рядовой врач вынужден работать на две ставки, набирать дежурства сверх сил и все равно не может свести концы с концами. И заметьте, при таких перспективах конкурс в медицинские институты остается одним из самых высоких. Работают в тяжелейших условиях, оборудование старое, если вообще есть, медикаментов не хватает и ухитряются вылечивать от тяжелейших заболеваний.

Часто обсуждают, с чего начнется радикальное улучшение в жизни нашей страны. Я считаю, что оно начнется, когда государство осознает важность здравоохранения и медицинские работники займут достойное место в общественной иерархии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
689
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
773
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1116
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
891

Другие новости