0
5782
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.11.2017 00:01:00

В поисках новой экономической модели

Александр Беляков

Об авторе: Александр Анатольевич Беляков – доктор экономических наук; Игорь Борисович Туруев – доктор экономических наук, профессор МГИМО.

Тэги: экономика, недостатки, финансовая изоляция. реформа, инновации, новые технологии, импортозамещение, госуправление


экономика, недостатки, финансовая изоляция. реформа, инновации, новые технологии, импортозамещение, госуправление Зависимость от нефти – следствие нашей экономической слабости. Фото Reuters

Активные поиски путей перестройки российской экономики продолжаются. Программы по дальнейшему развитию российской экономики готовят Минэкономразвития и Центр стратегических разработок (ЦСР). Руководитель ЦСР Алексей Кудрин не так давно еще раз перечислил основные недостатки российской экономики, препятствующие росту. Это не исчезнувшая зависимость от нефти, слабость госуправления, а сегодня еще и финансовая изоляция. «Мы не перешли от старой модели работы нашей экономики, а новая модель пока не появилась», отметил Кудрин.

Зависимость от нефти – это скорее консолидированное следствие всех других системных слабостей нашей экономики, но в целом с Кудриным следует согласиться. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина полагает, что без таких реформ экономика страны приблизилась к пределам своего роста.

Под структурной реформой чаще всего подразумевается осуществление обширного комплекса различных мер, позволяющих постепенно поднять отечественную экономику на качественно новый уровень и преодолеть ее зависимость от сырьевого экспорта. В частности, речь идет о создании более совершенных институтов и правовых механизмов, снижении инфляции, активном использовании инноваций, новых технологий, ускоренном развитии малых форм хозяйствования, диверсификации экспорта, улучшении инвестиционного климата, налоговом стимулировании капитальных вложений и даже возможном переходе к индикативному планированию и дополнительной кредитной эмиссии.

О необходимости структурной перестройки сказано много, но мало говорится о характере и принципах перехода к этой новой модели развития, а это, на наш взгляд, очень важный вопрос. Старая, но существующая поныне модель развития за долгие годы приобрела вполне завершенный характер, она достаточно устойчива, поэтому будет активно сопротивляться большинству предлагаемых мер структурной перестройки. Если бы эти меры можно было легко осуществить, то в том или ином виде они давно были бы реализованы.

На деле причинно-следственные связи в этой сфере сложнее. Например, хорошо известно, в том числе из мирового опыта, что более совершенные институты и улучшение инвестиционного климата часто являются не рычагом реформ, а только следствием уже достигнутых позитивных сдвигов в экономике. То же самое можно сказать об инновациях, развитии малого бизнеса, диверсификации экспорта. Например, для массовых инноваций сегодня в экономике отсутствует необходимая питательная среда: достаточный уровень мотивации и доходов товаропроизводителей, необходимый внутренний спрос на отечественные товары.

Нам сегодня нужна не столько самостоятельная разработка новых технологий, их можно и покупать, сколько развернутая государственная программа внедрения этих технологий, согласованная с корпорациями, подкрепленная их финансовыми ресурсами и банковскими кредитами. Как можно серьезно говорить о совершенствовании структуры экспорта, когда экономика не прошла пока этап эффективного импортозамещения?

Способно ли вообще количество правильных, но разрозненных мер перейти в новое качество экономики? Это определяющий вопрос, и, на наш взгляд, ответ на него должен быть отрицательным. Введение в завершенную и неэффективную систему прогрессивных, но достаточно чуждых ей элементов может не дать искомого результата. Большинство мер структурной перестройки может быть отторгнуто существующей моделью развития.

Например, снижению инфляции долго еще будут препятствовать сохраняющаяся дефицитность, низкая конкурентоспособность и высокий уровень монополизации экономики. Недостаточная производительность труда, невысокие доходы производителей и домашних хозяйств, определяющие низкий в целом уровень потребительского спроса, являются едва ли не самым важным барьером на пути движения к новой экономике.

Эти же системные признаки старой модели будут препятствовать укреплению рубля. Рубль в обозримом будущем будет слабым, а его рыночный курс много ниже курса паритета, что также будет серьезным ограничителем увеличения инвестиций и улучшения инвестиционного климата.

В сочетании с недостатками промышленной политики, не позволяющей расширить в корпоративном секторе кооперационную нишу для небольших производящих структур, все сказанное выше способно затруднить развитие в стране малого бизнеса и благоприятное изменение структуры ВВП. Уже сегодня наметилась тенденция снижения количества фермерских хозяйств на селе, звучат иногда не вполне понятные призывы к ограничению численности личных подсобных хозяйств, возникают трудности в рациональном и справедливом распределении земельного фонда.

Все базовые негативные признаки старой модели развития – товарный дефицит, монополизация, инфляция, низкие доходы и внутренний спрос, недостаточная мотивация инноваций, объективно низкий курс рубля, способны завести важнейшее дело структурных реформ в логический тупик, из которого не позволит выйти даже жесткая монетарная борьба с инфляцией.

Существующая концепция реформ должна быть расширена за счет использования переходной модели, основанной не на вводе в экономику значительного числа разнокалиберных, но довольно чужеродных для нее элементов и улучшений, а на активизации скрытых, но реально существующих внутренних механизмов увеличения внутреннего спроса и инвестиций в основной капитал. 

Можно сказать, что существующую экономическую модель следует трансформировать изнутри за счет имеющихся в ней ресурсов роста. Внешние воздействия и меры, какими бы эффективными и новаторскими они ни казались, могут быть неэффективны.

Это относится, кстати, не только к собственно экономическим процессам, но и к политической сфере. Настоящие трансформации существующей общественно-политической системы скорее всего будут возможны не за счет усилий отдельных ярких представителей оппозиции, а в силу накопленного внутреннего ресурса необходимых трансформаций. Так произошло в России в 1917 году, почти так – в 1991-м. Политическая система изменилась, развалилась сама, правда, не без косвенного внешнего воздействия, каковым можно считать в первом случае Первую мировую войну, а во втором – войну холодную.

Назовем предлагаемую экономическую переходную модель, основанную на внутренних трансформациях существующей системы активной переходной моделью. В ее основе должна быть прежде всего концентрация располагаемых инвестиционных ресурсов в тех сферах – точках роста экономики, которые способны обеспечить максимальное приращение внутреннего платежеспособного спроса на отечественные товары.

Этому соответствует, например, давно предлагаемая концепция расширенного строительства в стране малоэтажного жилья коттеджного типа и всей соответствующей ему инфраструктуры. В этой сфере наша страна располагает всеми необходимыми материальными ресурсами, начиная с земельных участков и заканчивая лесом, а создаваемая в итоге продукция при минимуме капитальных вложений будет конкурентоспособной по мировым стандартам.

За счет массового жилищного строительства осуществится необходимое переключение внутреннего платежеспособного спроса с импортной высокотехнологичной продукции на отечественную, пусть и не такую наукоемкую.

С началом реализации такого проекта экономика страны получает все: расширение внутреннего спроса на отечественную продукцию – жилье, мультипликативный эффект развития, при котором дополнительный внутренний спрос в строительном секторе распространится практически на всю экономику в виде роста доходов и инвестиций. Новый драйвер роста получит малый бизнес, в том числе в строительном секторе, а в экономике в целом возрастет мотивация производительного труда и реформ. Строительство и продажа жилья будут двигателем реального импортозамещения и экономического роста.

Реальное снижение инфляции также будет достигаться не за счет искусственного сжатия денежной массы, а вследствие увеличения массы товарной. Примеры действия активной переходной модели не исчерпываются только жилищным строительством. Это, например, ускоренное дальнейшее развитие всех точек роста экономики, в частности инфраструктуры, сельского хозяйства, лесной, деревообрабатывающей, мебельной, перерабатывающей промышленности, энергетики и альтернативной энергетики, обширного рыбного хозяйства страны.

Большое значение имеет продолжение политики интенсивного импортозамещения, в первую очередь в АПК. В этой сфере мы вполне конкурентоспособны и обладаем всеми необходимыми ресурсами. Существенное значение по-прежнему имеет система предоставления государственных субсидий сельскому хозяйству и другим секторам экономики в рамках допустимых правилами ВТО. В последние годы этот процесс затухал.

Целесообразно создание ряда новых отраслевых кредитно-финансовых институтов развития, в том числе в сферах обрабатывающей промышленности, финансирования малоэтажного жилищного строительства и жилищной ипотеки, а также финансирования закупок импортного оборудования под заявки отечественных небольших товаропроизводителей и зарубежные связанные кредиты. Такие меры будут в целом органичны для существующей экономики, поскольку не противоречат ее базовым принципам и механизмам.

Активная переходная модель – это модель, в которой качество экономического развития повышается не столько за счет введения в экономику различных мер по финансовой стабилизации, увеличению инвестиций и развитию малого бизнеса, сколько вследствие активизации имеющихся резервов повышения мотивации, спроса и инвестиций.

В заключение несколько слов о возможности повышения эффективности системы государственного управления, о необходимости чего говорит руководитель ЦСР Алексей Кудрин. Полагаем, что для реализации структурной реформы нужно временно отказаться от существующей отраслевой организации правительства и перейти к более четкой и хорошо управляемой организационной структуре, наделенной соответствующей иерархией. Необходим единый координационный центр структурных реформ, возглавляемый одним из руководителей государства и имеющий своих уполномоченных представителей в регионах, обладающих необходимыми полномочиями.




Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1082
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
763
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
378
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
521

Другие новости