Санскрит. Серия "Мир культуры, истории и философии". - СПб.: Издательство "Лань", 1999, 480 с.
РЕПРИНТНОЕ издание, объединяющее в одном томе два лучших учебника санскрита, существующих на русском языке, по которым училось большинство русских и советских индологов. Первый, впервые вышедший в Санкт-Петербурге в 1891 г., составлен профессорами-индологами В.Ф. Миллером (Москва) и Ф.И. Кнауэром (Киев). Этот учебник рекомендован составителями в большей степени студентам-филологам. Более универсален второй учебник, разработанный выдающимся австрийским индологом Г.Бюлером в результате его семнадцатилетнего пребывания в Индии и общения с местными учеными. Бюлер считал, что изучать санскрит европейцам необходимо в соответствии с теоретическим описанием этого языка, созданным гениальным древнеиндийским грамматистом Панини в V или IV в. н.э. На русский язык учебник переведен под руководством академика Ф.И. Щербатского и издан в 1923 г.
В предисловии к изданию его редакторы, петербургские индологи В.И. Рудой и Е.П. Островская, приводят интересные рассуждения по поводу важности изучения санскрита в соответствии с грамматикой Панини и связанными с этим проблемами.
Бхагавадгита. Перевод с санскрита, исследования и примечания В.С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999, 256 с.
ПЕРЕИЗДАНА одна из наиболее ярких и значительных индологических работ советского периода - вышедший впервые в 1985 г. перевод великой религиозно-философской поэмы Древней Индии - "Бхагавадгиты" с пространными комментариями и примечаниями. При работе с поэмой Всеволод Сергеевич Семенцов, которому довелось обучаться у индийских пандитов в Варанаси, использовал метод работы с древнеиндийскими текстами, который называл функциональным. В соответствии с этим методом важнейшее значение для исследователя имеет применение (функция) текста внутри породившей его традиции. Как следствие такого подхода, В.С. Семенцову пришлось исследовать множество комментариев на "Гиту", созданных индийскими философами более чем за тысячу лет традиции осмысления этого памятника. Специальное внимание автор уделяет комментарию Рамануджи, выдающегося философа XI-XII вв., наиболее значительного представителя религиозно-философской школы вишишта-адвайта ("различительный недуализм").
Весь текст книги исключительно удобочитаем и понятен любому мало-мальски подготовленному читателю.
Никита СОКОЛОВ