0
2290
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.11.1999 00:00:00

Когда в восемь вечера оборвалась моя жизнь


Ольга Ивинская. Земли раскрытое окно. - М.: Синее яблоко, 1999, 167 с.

ПРОВЕДЕННЫЕ вместе с Пастернаком 13 лет любви, за которые она заплатила восемью годами лагерей, превратили Ольгу Ивинскую в личность легендарную.

Ей посвящены "Разлука", "Свидание", "Осень", "Сказка" и многие другие стихотворения. Она же - Лара из "Доктора Живаго". В год их знакомства появилось "Свеча горела", "ставшее песней, мифом, может быть, самым знаменитым текстом о любви в русской поэзии XX в.", по словам Ирины Емельяновой, дочери Ольги Ивинской.

Именно поэтому говорить об этой книге как о сборнике стихотворений достаточно затруднительно. Если разбирать их беспристрастно, то нельзя не отметить вторичности - "Играй во всю клавиатуру боли, // И совесть пусть тебя не укорит, // За то, что я, совсем не зная роли, // Играю всех Джульетт и Маргарит", подражательности - "Я люблю, когда в мире метель // И ко мне ты приходишь с погоста, // Словно это обычно и просто.// Неживым притворяться тебе ль?", чрезмерной декларативности и дидактичности - "Теперь, когда нет Пастернака // О как вам вольготно творить! // Лакеи в писательских фраках, // Вы заново начали жить!" - но все эти рассуждения оправданны, если смотреть только на текст, закрыв имя автора. А в этом издании текст стихотворений является лишь одним из составляющих макротекста всей книги, фактически представляющей собой развернутую поэтическую биографию Ольги Ивинской.

Стихотворения не предназначались для печати. Сборник составлен Д.Виноградовым и Ириной Емельяновой. Ею же написано предисловие. Вместо традиционной в таких случаях биографии в начале сборника фактически помещено лирическое эссе "Женщины в жизни Пастернака". Точнее, две женщины - Зинаида Нейгауз и Ольга Ивинская. Сестра Антипова и Лара. Музыка и поэзия.

Сама книга состоит из трех разделов, трех этапов жизни Ивинской: 1949-1953 - первый срок в лагере, смерть Пастернака и второй срок в лагере - 1960-1964, жизнь "после всего" до кончины 8 сентября 1995 года. Соответственно три части книги названы "Потьма первая", "Потьма вторая", "После возвращения" (Потьма - столица мордовских лагерей). Стихотворения проиллюстрированы многочисленными фотографиями и своеобразным автокомментарием - отрывками из книги мемуаров "В плену времени": "Когда в восемь вечера оборвалась моя жизнь, - в комнату вошли чужие люди, чтобы меня увести, - в машинке осталось неоконченное стихотворение".

В конце книги помещены переводы Ивинской.

    Все, что видел на дорогах я
    Долгой жизни, - вспомнилось сегодня,
    Видно, по законам бытия.
    Жизни позабытые картины
    Медленно прощаются со мной
    В смертный час, когда над жизнью длинной
    Бьют часы за городской стеной.

Этими строками из Рабиндраната Тагора (наверное, лучшим из написанного Ивинской, недаром их любил Пастернак) завершается книга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1083
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1289
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1548
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1119

Другие новости