Из Петербурга в любовь
"Нева" # 3, 2000
"НЕВА" имеет тематическую обложку: "Петербург: Женский взгляд". И все авторы номера - женщины. Стихи Веры Бурдиной с традиционной питерской топикой - Невский, Черная речка, Таврический, "Вульф и Беранже", фрейлины, кавалеры, памятники - и новейшей иронично-философичной манерностью. У Наталии Галкиной классические реминисценции мешаются с новейшим вульгарным сленгом. Ольга Ливеровская прислушивается и приглядывается к природе, ее доминирующее настроение - благодарная открытость земному бытию.
Роман Александры Созоновой "Полдень Брамы" написан от первого, кажется, мужского, лица. "Дух, томящийся бездействием и немотой", поток сознания творческой натуры, Христос, Рамакришна, астрология, мистика, девушки - то ли много, то ли ни одной. Вся эта неразбериха переливается в нервную горячку. Потом следует эпилог, и вся заумь псевдомистической эклектики повторяется уже от автора. "Он много читал. Но вся мудрость мира, сконцентрированная в бумажных бабочках-цитатах, пришпиленных к обоям, не может помочь ему". Это итог, попытка посмотреть со стороны на все, что написано. Рассказ Татьяны Алферовой "Селедка под шубой" - фантасмагория. Человек выращивает зверя, которого начинает бояться, его страх и его зверь растут вместе. В итоге зверь пожирает человека. Сам виноват. А кого же вырастили мы, что так страдаем? Повесть Екатерины Салмановой "Последний граф" - заокеанский роман или мечта о романе, приходящем ниоткуда и уходящем в небытие. Несбывшаяся или несбыточная мечта о любви - основная тема рассказов номера ("Физик и француженка" Вероники Капустиной, "Дни за днями" Риммы Цветковой).
Путешествие в Пироскафе
"Звезда", # 2, 2000
ПРИЯТНО открыть журнал и прочитать хорошего поэта. В "Звезде" к юбилею - подборка стихов Евгения Баратынского. Среди них - "Пироскаф" с заморским путешествием поэта. Этот мотив становится для номера ведущим. Юрий Колкер - стихи из зарубежья, Михаил Румер-Зараев ("Диабет") - наши соотечественники на чужбине, у Андрея Столярова ("Наступает мезозой") действие не переносится за границу, но ощущения своей земли тоже нет - наука не имеет национальной приписки. Человек либо потерял себя, либо никогда не имел.
А.Г.