0
2997
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.07.2018 00:01:00

Привет Пушкину из ресторана «Пушкин»

Роман в стихах о жизни и смерти в современном российском «высшем свете»

Тэги: поэзия, роман, пушкин, грибоедов, лермонтов, москва, ресторан пушкин, элита, спецслужбы, любовь, бизнес, дружба, трагедия


26-13-11.jpg

Игорь Литвак. Циник: Роман в стихах. – М.: АСТ, 2018. – 128 с.

Кажется, тех, кто интересуется современной русской поэзией, уже трудно чем-то удивить. Поэтов сейчас крайне много, как раньше любили говорить, хороших и разных. Есть силлабо-тоники и приверженцы свободного стиха, пишут и откровенную лирику, и иронические, и пафоснопатриотические строки, пишут поэмы, сонеты, катрены, двустишья и одностишья… Неоднократно высказывалось мнение, что мы сейчас переживаем настоящий поэтический бум. А некоторые даже смело называют именно наше время Золотым веком русской поэзии…

Но даже на этом пестром фоне эта книга выглядит довольно неожиданной. Это полноценный роман в стихах. Полноценный – в том смысле, что, во-первых, он написан в классической силлабо-тонической системе стихосложения, во-вторых, в нем не просто прослеживается четкий сюжет, а есть несколько сюжетных линий, присутствует несколько ярких персонажей, судьбы которых причудливо переплетаются, и венчает эту историю довольно неожиданная трагическая развязка. Количество стоп в разных главах меняется, иногда меняется размер, но в основном это ямб. Так что, с одной стороны, это аккуратная отсылка к тому самому Золотому веку русской поэзии, что был, к пушкинской поре, с другой – смена ритма придает тексту современную динамику и экспрессию. Это очень актуальное произведение.

Интриги, гаджеты, дорогое вино и, конечно, большая любовь...	Иллюстрация из книги
Интриги, гаджеты, дорогое вино и, конечно, большая любовь... Иллюстрация из книги

Сюжет романа также предельно современен. В нем довольно иронично описывается жизнь современного российского истеблишмента. Это бизнесмены, крупные чиновники, их ветреные и недалекие подруги, их избалованные дети. Современный «высший свет» описан так же легко и остроумно, как высший свет первой половины XIX века был описан Александром Сергеевичем Пушкиным. Игорь Литвак, похоже, осознанно посылает постмодернистский привет через столетия классику. Неслучайно кульминационный разговор романа происходит в известном на всю Москву ресторане «Пушкин» – месте встреч и времяпрепровождений столичного бомонда. В книге описано еще два заведения; однако ночной клуб «Ghost» на карте Москвы найти не удалось (хотя его координаты и указаны, а истории его создания уделена целая глава), а ресторан, в котором происходит трагическая развязка, не назван – есть только слова: «Их место встречи – ресторан,/ Из тех, что модны, но не броски./ Здесь open kitchen, сталь и доски…»

Зато ресторан «Пушкин» описан и с любовью, и со знанием дела. Ему посвящена целая отдельная глава:

Ну, вот и незабвенный 

«Пушкин»

(Давно уж с нами он незрим)!

Весь год солянку и пампушки

Тут поглощает Третий Рим.


Зимой или в разгаре лета

Сочна Пожарского котлета!

Пельмени здесь пяти сортов,

Голодных достигают ртов.


И здесь, в творении Деллоса,

Как в древнем сказочном саду,

В бутылях тяжких зреют 

росы,

И на хрену, и на меду…

Особый колорит тексту придают иноязычные слова – словно кварцевые вкрапления в породе. Тут и латынь, и английский, и итальянский, и испанский, и немецкий, и, конечно, французский:

Косноязычна и глупа,

Испорчена и легковесна,

Как говорят, je ne suis pas,

Безвылазно и повсеместно…

Это выглядит как отсылка уже в другому классику XIX века, другому Александру Сергеевичу – Грибоедову, к его стихотворной комедии «Горе от ума» и «смеси французского с нижегородским», что типично для нашей географии, если не сказать – симптоматично.

И еще одна примечательная особенность отличает это произведение – автор осознанно полностью отказался от глагольных рифм. Их нет совсем. А ведь даже классики в романах в стихах позволяли себе такие вольности. Здесь рифмы неожиданные, яркие, чувствуется поэтическая культура.

И о герое этого романа в стихах. Это и «герой нашего времени», и «герой светской хроники». В той степени, в какой герои светской хроники являются героями нашего времени. Какое время – такие и герои. И Виталий – типичный представитель современного российского бомонда. В прошлом романтически настроенный студент МГИМО, он пережил трагическую любовь (в трагизме которой активную роль сыграли спецслужбы) и стал бизнесменом и циником. Как известно, цинизм – оборотная сторона романтики. Как вино, перестояв, превращается в уксус, так и романтика превращается в цинизм.

После определенных событий Виталий стал относиться к женщинам потребительски. Но это не все – так же потребительски он стал относиться к жизни вообще и, кажется, ко всем окружающим. Но это только наносное. На самом деле все не так, и это раскрывается по ходу развития сюжета.

Друг Виталия Иван размышляет:

Где оплошал спаситель мой?

И оплошал ли, в самом деле?

Замужние ему надели

Ярлык: «Он – человек дурной,

Моральных принципов 

далекий».

Виталий действительно однажды в прошлом спас Ивана во время сплава по горной реке – спас, рискуя своей жизнью. Да и впоследствии он докажет свое благородство, вступившись за женщину, которая от него отказалась…

Новое измерение тексту придают цветные иллюстрации. Их довольно много, и каждая – настоящая картина.

Незримые нити тянутся от этого современного произведения к хрестоматийным классикам первой половины XIX века. Это своеобразный пример смелого и иронического привета тому Золотому веку русской поэзии от нашего Золотого века.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
548
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
499
Перечеркнутый Джанхот

Перечеркнутый Джанхот

Ольга Грибанова

Может ли ползающий взлететь

0
339
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
446

Другие новости