0
1724
Газета Интернет-версия

27.11.2002 00:00:00

Образование: от среднего к высшему

Алексей Семенов

Об авторе: Алексей Львович Семенов - ректор Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат премии президента РФ в области образования.

Тэги: образование, вуз, экзамен


К написанию настоящей статьи меня побудила публикация от 13 ноября 2002 года в "НГ-науке" статьи доктора физико-математических наук, профессора Георгия Малинецкого "Высшая мера для высшей школы". Статья показательна, она отражает как систему лозунгов, встречающихся в связи с проблемой модернизации образования именно в среде высшей школы, так и тенденцию к "поискам врага".

Логика профессора Малинецкого проста: "Ведь жили же, и ничего. Зачем менять?" Это сильнейший и далеко не пустой аргумент. Я считаю, что во многих случаях, в том числе в образовании, надо начать с попытки сохранить все как есть. Но на ум приходит и другое: "Почему, если мы были такими умными, мы оставались такими бедными?"

Поэтому ограничиться исконно русским "Ведь жили же┘" не удастся, придется разбираться по существу. И по существу профессору Малинецкому есть что сказать. Прежде всего, и в основном, - о деньгах. Он цитирует "реформаторов" (олицетворение зла в образовании): "Мы организуем Единый государственный экзамен. Дадим сдавшим его "образовательный ваучер", то бишь государственное именное финансовое обязательство (ГИФО): первой свежести 9375 рублей, второй - 6500 рублей, третьей - 3750 рублей, четвертой свежести 3000 рублей, самый "несвежий" - 750 рублей, и пошлем в вузы поступать на федеральные (ныне бесплатные) места". Ясно, что указанных денег недостаточно, чтобы покрыть стоимость обучения в вузе, это является для Малинецкого доказательством краха реформ. Здесь, однако, приходится обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, приказ Минобразования РФ от 8 июля 2002 года # 2596 утверждает "следующие годовые величины ГИФО на 2002 год в соответствии с их категориями: 1-я категория ГИФО - 14 500 рублей, 2-я категория ГИФО - 7500 рублей, 3-я категория ГИФО - 3900 рублей, 4-я категория ГИФО - 2800 рублей, 5-я категория ГИФО - 1200 рублей". Приведенные цифры тоже невелики, и на них сносно выучить студента не удастся. Однако это все же не те цифры, которые приводит Малинецкий. Во-вторых, обсуждаемая и экспериментально реализуемая система ГИФО не предполагает немедленной замены бюджетного финансирования на ГИФО. ГИФО является лишь "рыночным механизмом", который будет заставлять вузы динамично реагировать на потребности общества и личности, сокращать подготовку специалистов, не востребованную сильными абитуриентами и не поддерживаемую государством. При этом "┘число студентов, обучение которых осуществляется за счет средств, распределяемых на основе финансовых обязательств, без доплаты со стороны студентов, должно составлять не менее 50% от общего числа студентов, зачисленных в вуз, в том числе не менее 25% от общего числа студентов по каждой специальности (направлению подготовки)".

Второй аспект модернизации, который рассматривает профессор Малинецкий, Единый государственный экзамен, или ЕГЭ. Однако и здесь Малинецкого возмущает только одно: деньги на взятки и репетиторов уйдут из системы образования к чиновникам. Но оплата "взяток и репетиторов", так лихо, по-русски, записанная в одну статью, в действительности вещь дифференцированная. В ней есть чисто криминальный компонент, и вряд ли Малинецкий, несмотря на охранительную позицию, готов отстаивать принцип "воровали, воруем и воровать будем". Таким образом, речь все же идет о реальной "подготовке в вуз", а не об эвфемизме. И здесь Малинецкий наконец касается содержания образования, он говорит о том, что школа в недостаточной степени готовит в вуз.

Однако вуз не есть нечто всегда одинаковое (и с этим связаны многие проблемы ЕГЭ). Есть элитное высшее образование в области математики. Вопрос о наиболее эффективной организации этого образования не экономический, как и вопрос о том, нужно ли сохранить российскую математику как науку. Государство может решить подготовить столько-то математиков (или композиторов) в год, оплатить эту подготовку, остается разработать процедуру поиска наиболее подходящих абитуриентов.

Другое дело - высшее образование для всех желающих. Этот вопрос экономический, но он же и социально-политический, ответ на него включает решение и о структуре армии (может быть, надо кидать деньги на контрактную армию, а не на поддержку вузов, а может быть, надо менять доктрину национальной безопасности), о структуре молодежной безработицы, о миграции населения, в конечном итоге о том, что же страна собирается производить, кроме нефти.

Неэлитная подготовка по математике бывает разная. Можно готовиться к вступительным экзаменам по математике в данный вуз, а можно готовиться к вступительным экзаменам по математике. Первое очень легко объединяется со взятками. При втором варианте, которому соответствует и единый экзамен, помощь поступающему в математической подготовке могут оказать и квалифицированные школьные учителя, и доценты вузов (но вряд ли многие из чиновников).

В Москве мы в текущем году испробуем модель выпускного экзамена по математике, где задачи будут браться из открыто опубликованного, имеющегося у каждого школьника сборника. Вузы, которые в свое время заключили договора о проведении совмещенных экзаменов со школами, смогут очертить свой круг задач в открытом сборнике или предложить свой, тоже открытый, блок. Повторяю, эта система не может решить проблему элитной подготовки математиков-профессионалов.

Можно было бы надеяться, что в области содержания образования профессор Малинецкий сформулирует свою позицию более внятно. Однако именно здесь мне вовсе не удалось понять, что предлагается. Неумеренные похвалы американскому президенту и забота о ланцетнике, по-видимому, означают опять - "Ведь жили же┘" Однако этот принцип приводит сегодня к тому, что математические знания в физике преподаются при отсутствии координации с математикой, что современная математика может найти себе место только в курсе информатики под прикрытием программирования или изучения работы компьютера, а компьютерные технологии преподаются вне связи с их применениями в школе.

Думаю, нам надо искать свои ответы на свои вопросы, не копируя механически ни свое почтенное прошлое, ни заграничные образцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
646
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
957
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
769
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
757

Другие новости