22.01.2003 00:00:00

Бесконечность с точностью до триллионного знака

Тэги: иррациональное число, пи, бесконечность

Великий и легендарный древнегреческий математик Пифагор называл эти числа математическими "зверями". Это иррациональные числа, то есть числа, которые не могут быть выражены через обыкновенную дробь.

Существует легенда, что один из учеников Пифагора Гиппас забавлялся с числом "корень квадратный из 2", пытаясь как раз найти ему эквивалент из простой дроби. И Гиппас внезапно понял, что такого эквивалента не существует. Пифагор же определял все происходящее с помощью рациональных чисел, открытие иррациональных чисел разрушало его учение о гармонии мира. Сейчас бы сказали - Пифагор потерял смысл существования. Поэтому, не сумев опровергнуть аргументацию Гиппаса с помощью математической логики, Пифагор приговорил Гиппаса к смерти через утопление.

Иррациональные числа обрели права гражданства в математике только после смерти Пифагора.

Самое замечательное иррациональное число, без сомнения, "пи". В школе его заменяют приближенным значением 3,14┘ "Пи" - это отношение длины окружности к ее диаметру. Число "пи" невозможно представить в виде обыкновенной десятичной дроби - дробь получается бесконечной, и в распределении цифр после запятой нет никакой закономерности. Однако вычисление значения "пи" со все большей и большей точностью превратилось для некоторых исследователей в настоящую болезнь - "пи"-манию, если угодно. Один из таких "пи"-фанатов - профессор Ясумасе Канада из Токийского университета.

Как сообщает агентство MIGnews.com, Канада и его команда установили новый мировой рекорд, вычислив значение "пи" с точностью более чем в триллион знаков после запятой! Интересно, что еще в 1996 году рекорд Канады составлял "всего" 6 миллиардов знаков десятичного разложения числа "пи". В 1999 г. - уже больше 200-миллиардного знака. И вот - триллион десятичных знаков!

Канада и его команда из Центра информационных технологий Токийского университета в течение 400 часов занимались вычислением значения "пи" на суперкомпьютере "Хитачи".

Однако, как отмечает английский физик Саймон Сингх, автор книги "Великая теорема Ферма", если Канада с коллегами "вознамерится продолжить свои вычисления до тех пор, пока их компьютеры не исчерпают всю энергию во Вселенной, то и тогда им не удастся найти точное значение числа "пи". Но это, собственно, не очень-то и нужно, ведь, например, для вычисления длины окружности Вселенной с точностью до радиуса атома водорода достаточно знание 39 знаков числа "пи"┘

В общем, понять ужас Пифагора перед фактом обнаружения иррациональных чисел вполне возможно. Но Гиппаса все равно жалко - талантливый был парнишка.