09.04.2003 00:00:00

Кому лететь к Марсу?

Лев Смиренный

Об авторе: Лев Николаевич Смиренный - доктор технических наук, почетный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Тэги: космос, марс, экспедиция

Когда американский астронавт Эдвин Олдрин при полете к Луне обратил внимание на вспышки в глазах, которые он наблюдал при засыпании, товарищи посмеялись над ним и посоветовали успокоить нервы. Однако на обратном пути, перед тем как заснуть в затемненном отсеке, они сами стали замечать появление таких вспышек.

Наш космонавт Константин Петрович Феоктистов неоднократно отмечал малую эффективность пилотируемых полетов по сравнению с автоматами в плане получения новых знаний. С такой оценкой нельзя не согласиться, если под исследованиями понимать включение научных приборов и фиксирование их показаний по заданной программе.

К сожалению, благодаря военным и конструкторам полеты космонавтов превратились у нас в самоцель.

С другой стороны, если на первом этапе освоения космоса было оправданно наличие военного командира корабля, то сейчас такой подход явно устарел. Как показала практика космических полетов, опыт военных летчиков не дает никаких преимуществ. Во многих известных случаях этот опыт не помог избежать аварийных ситуаций. Наоборот, грубую ошибку совершил летчик экстра-класса Георгий Береговой при попытке стыковаться с беспилотным кораблем "Союз-2". Он перепутал сигнальные огни на стыковочном узле и, подходя к "Союзу-2", каждый раз пытался как бы вставить ключ в скважину "вверх ногами", пока не истратил весь предусмотренный запас топлива.

Есть основания полагать, что недавняя трагическая гибель экипажа американского космического "челнока" "Колумбия" тоже произошла в связи с недостаточно продуманными действиями командира корабля Р.Хасбенда. Из записи его разговора с оператором Центра управления полетами США следует, что о риске было известно и имелось еще по крайней мере 90 минут для анализа ситуации и принятия решения командиром и специалистами наземных служб. Но Хасбенд пошел на риск, который оказался неоправданным.

С другой стороны, космонавт, инженер-физик Николай Рукавишников при аварии основного двигателя прекрасно справился с задачей командира корабля "Союз-33", обеспечив аварийную посадку по баллистической траектории с использованием резервного двигателя. Отлично выполнил обязанности командира корабля "Союз-36" Владимир Кубасов, инженер по образованию и опыту работы...

Сергей Павлович Королев уже в начале 60-х годов прошлого столетия думал о необходимости включения в экипаж не только летчиков и конструкторов, но и ученых, врачей и журналистов. По его инициативе в экипаж корабля "Восход" был включен врач Б.Б. Егоров. Была создана группа космонавтов Академии наук СССР. Проходили медицинский отбор журналисты.

Несомненно, что среди летавших космонавтов были и настоящие исследователи. Исследовательский талант проявили в полете космонавты Георгий Гречко, Виктор Савиных и некоторые другие. Однако критерий для отбора кандидатов в космонавты-исследователи еще предстоит разработать. Иначе шутливое высказывание одного из уважаемых космонавтов: "Отбирают по здоровью, а требуют по уму" - приобретет серьезное звучание.

Справедливости ради следует сказать, что при реализации американской космической программы происходило то же самое. Так же, как и у нас, в НАСА усиленно формировалось мнение, что проще летчика обучить проведению научных экспериментов (читай: умению включать и выключать приборы), чем ученого - управлять космическим аппаратом. Иногда к этому добавляли соображения о профессиональной способности летчиков действовать с большим самообладанием в экстремальных ситуациях.

Но дело в том, что в связи с существенным отличием в управлении самолетом и космическим аппаратом необходимые навыки приходится приобретать как летчику, так и ученому с нуля. С другой стороны, как я убедился на собственном опыте пребывания в отряде космонавтов, способность вести себя адекватно в экстремальных условиях может быть выявлена психологом.

Только при осуществлении самой последней экспедиции на Луну в экипаж "Аполлона" прорвался доктор геологии Гарвардского университета Гаррисон Шмитт. Но, чтобы доказать свое право на полет, ему пришлось превратиться в настоящего воздушного аса с налетом на реактивных самолетах 1500 часов. Очевидно, что в этом не было никакой необходимости. Гораздо важнее было то, что он достиг совершенства в управлении лунным модулем и блестяще знал технику. Вместе с тем существенным недостатком его подготовки было отсутствие опыта орбитальных космических полетов.

Очевидно, что формирование экипажа будет иметь особенно большое значение при планировании и осуществлении полета на Марс.

Прежде всего необходимо четко сформулировать цели этого грандиозного проекта. Важное значение имеют ограничивающие условия, такие, как допустимая численность экипажа, а также требования к объему и квалификации при обслуживании систем космического корабля.

Однако, даже не имея этих исходных данных, можно сформулировать некоторые основные принципы:

1) все члены экипажа должны удовлетворять предъявляемым к ним медицинским требованиям;

2) должны быть разделены функции научного руководителя экспедиции и командира корабля; определять порядок и целесообразность проведения операций, связанных с выполнением программы полета, должен руководитель экспедиции, в то время как командир должен отвечать за исправное функционирование служебных систем;

3) целесообразно использовать совмещение профессий: так научный руководитель может одновременно быть исследователем, специализирующимся в одной или нескольких областях науки; командир корабля должен быть главным инженером и т.д.;

4) все члены экипажа должны в той или иной степени быть способными обслуживать системы корабля, особенно системы жизнеобеспечения, кроме того, желательно чтобы роли членов экипажа были распределены так, чтобы они могли дублировать друг друга в случае болезни или при экстремальных ситуациях.

Опыт космических полетов свидетельствует о необходимости всем членам будущего марсианского экипажа и их дублерам принять участие в полетах по околоземным орбитам. С целью определения совместимости необходимо проведение наземных экспериментов с длительным пребыванием экипажей из основных претендентов и их дублеров в замкнутом пространстве.

Говоря о результатах полета человека в космос или экспедиции на Луну, как правило, имеют в виду научные данные, которые были при этом получены. Вместе с тем представляется, что не меньшее значение имеет то моральное удовлетворение, которое испытало человечество от этих достижений. С этой точки зрения экспедиция на Марс имеет для человечества, кроме научного и технического, огромное моральное значение.

Вместе с тем в связи с высокой стоимостью экспедиции на Марс желательно получить максимальную отдачу как в научном, так и в моральном плане. Это возможно лишь при слаженной работе экипажа. Поэтому для достижения впечатляющих результатов необходимо и оправданно проведение большого объема методических разработок и экспериментальных исследований - как при создании программы полета, так и при развитии концепции формирования экипажа.