14.05.2003 00:00:00

Суперструны Вселенной

Тэги: вселенная, космическая струна

В одном из ведущих астрономических журналов Европы Monthly Notices of the Royal Astronomical Society опубликована сенсационная статья группы российских и итальянских астрономов под руководством профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Михаила Сажина. Согласно уверениям астрофизиков, им удалось приблизиться к обнаружению уникального объекта - так называемой "космической струны", о возможности существования которой уже много лет до хрипоты спорит научное сообщество.

Как нам рассказал руководитель отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга, доктор физико-математических наук Михаил Прохоров, открытие состоялось в астрономической обсерватории Чили. Итальянские и российские ученые проводили там обзор неба для выявления кандидатов в так называемые "гравитационные линзы" - двойные или кратные изображения далеких галактик, которые появляются за счет того, что на пути лучей света попадаются тела, искривляющие пространство.

Группа профессора Сажина зарегистрировала четыре таких образования - очень похожие по физическим характеристикам, близкие друг к другу объекты. Проще говоря, они напоминали зеркальное отражение одного и того же небесного тела. Однако один из объектов, которому дан номер CSL-1, не вписывается в схему "двойной линзы". Почему-то изображение небесного "двойника" оказалось абсолютно неискаженным, как это бывает в подобных случаях, а сам объект, играющий роль линзы, вообще обнаружен не был. Что же это за таинственное "зеркало"?

Астрономы предположили, что имеют дело с так называемой "космической струной", существование которых предсказал в 1976 году британский физик Томас Киббл, а их теория была развита советским ученым Яковом Зельдовичем в 1981 году. Однако практического подтверждения эта теория по сей день так и не получила. Похоже, надежда забрезжила лишь сейчас.

"Согласно теории Большого Взрыва, более 13 миллиардов лет назад, когда началось расширение Вселенной, все ныне существующие физические взаимодействия - гравитационное, ядерное сильное и слабое, электромагнитное - описывались единым образом, - пояснил нам доктор физико-математических наук, профессор МГУ, академик Российской академии естественных наук Вадим Пименов. - Через ничтожные доли секунды после расширения началось отделение этих сил друг от друга, частицы и поля приобрели индивидуальные характеристики. В течение первых ста секунд уже появились основные атомные ядра, а сами атомы образовались лишь спустя тысячи лет. Однако в ходе расширения появились неизбежные неоднородности - иначе откуда бы взяться галактикам и планетам? Эти неоднородности как бы сложились в "космические рубцы" - гигантской длины, вплоть до геометрических масштабов Вселенной, "складки", но столь тонкие, что увидеть их практически невозможно. Речь идет о толщине в миллиарды миллиардов раз меньше размеров атомного ядра. Их плотность столь велика, что участок такой струны длиной около километра обладает массой, превышающей земную, поэтому им удается искривлять пространство сильнее, чем какому-либо другому из предполагаемых небесных тел".

О колоссальных возможностях, которые таит в себе "темная материя" - например,"черные дыры" или "космические струны", - писал ученый с мировым именем, академик, директор астрономической обсерватории Копенгагена Игорь Новиков как о "самых фантастических объектах Вселенной, до понимания природы которых нам предстоит еще очень долгий и трудный путь, однако путь этот стоит того, чтобы его проделать".

Если космические струны действительно существуют, что могло бы ожидать, например, сумевший приблизиться к ним земной корабль? Эффект попадания в такую "зону" непредсказуем. Поскольку пространство-время вблизи них сильно искривлено, возможен, например, моментальный перелет в любую точку Вселенной, перенос в прошлое или будущее┘ Как, впрочем, и необратимое "втягивание" в таинственную складку, возврата из которой уже нет. Что там - параллельные миры, иные Вселенные? Остается лишь гадать┘

Однако все эти грезы не могут даже всерьез обсуждаться до тех пор, пока не будет проведена серия наблюдений с большим пространственным разрешением, например, на космическом телескопе Хаббла, считают наши собеседники. А это - крайне дорогостоящее мероприятие, вряд ли актуальное сегодня для страны, владеющей этим телескопом, - США.