1997

11.06.2003 00:00:00

Космический салат лечит душу

Тэги: космос, растение, оранжерея

Лаборатория биологических систем жизнеобеспечения Института медико-биологических проблем (ИМБП) похожа то ли на советскую коммуналку, то ли на кадры фантастического фильма про будущее. Здесь трудно найти целый стул, но тут же стоят уникальные приборы, цены которым нет.

"Это не совсем так, - уточняет ведущий научный сотрудник лаборатории, кандидат технических наук Игорь Подольский. - Цена у них есть. Например, только на изготовление для Международной космической станции нашей гордости - установки "Лада" - американские коллеги потратили 50 тысяч долларов. Такое имя прибор получил вот почему: американцы предоставили нам на МКС очень небольшой энергетический ресурс - предложили уложиться в 60 ватт. Разумеется, тепличку можно было сделать только маленькую, "простенькую". "Какой у вас автомобиль самый дешевый? Давайте в честь него и назовем", - предложили американцы.

Глядя на маленькую, размером с микроволновку установку, дилетанту не понять, во что там вложены такие деньги. Подольский объясняет: "Лада" состоит из собственно теплицы, снабженной двумя мини-компьютерами, блоками выращивания, емкостей для воды. Сейчас на борту МКС цветет зеленый японский салат Мизуна, а в следующем году, если эксперименты пойдут удачно, космонавты посеют горох и томаты.

Подольский сыплет мне на ладонь крошечные черные шарики: это семена экзотической Мизуны. Сотрудник лаборатории, доктор биологических наук Маргарита Левинских выбрала растение из сотен других за неприхотливость, быстроту роста, вкусовые качества и большое содержание витаминов. Салат оправдал доверие: на борту МКС он пользуется огромным успехом. Командир российского экипажа Валерий Корзун, первым снявший дегустацию космического растения, признался, что готов был съесть весь кустик.

Подобные эксперименты российские специалисты проводят уже не первый год. На борту станции "Мир" в оранжерее "Свет", например, длительное время росла пшеница. Были планы продолжить опыты на других злаковых. Космонавты даже шутили, что скоро будут печь хлеб в космосе┘ Увы, уникальная аппаратура "Мира" погибла в океанских водах, однако опыт работы остался. Он и был использован при разработке "Лады".

"Это живой, постоянно развивающийся эксперимент, - рассказывает Подольский. - По возможности мы будем досылать на МКС новые корневые модули, менять освещение, саму программу┘ Таким образом, собираемся исследовать влияние факторов космического полета на рост и развитие растений, отрабатывать технологии их культивирования в условиях космического полета. Ведь там все иначе, чем на Земле".

Возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Разве на родной планете мало заброшенных полей, где можно выращивать тот же салат или горох не крошечными кустиками, а целыми плантациями?

"Если мы сочтем целесообразным освоение человеком космического пространства, то признаем и важность создания биологических систем жизнеобеспечения, - говорит Подольский. - Люди без растений долго не протянут. Чтобы длительно существовать вне Земли, нужны "зеленые братья". Это и пища, и мощный психологический фактор. Если среди металла на борту станции теплится маленький зеленый кустик, космонавт не так тоскует по дому. Кроме того, это тест на состояние окружающей среды: известно, что растения более ранимы к внешним факторам, чем животные. На станции "Мир" пшеница долго плохо росла. Причина выяснилась случайно: на станции появились установки по сжиганию метана, а заодно с ним снизилось содержание в воздухе этилена, - растение вдруг вовсю заколосилось. Космонавты не чувствовали повышенного содержания этих веществ, а вот пшеница хворала".

Маргарита Левинских считает, что растения каким-то образом улавливают эмоциональную информацию из внешнего мира. А в космосе человек и растения становятся более привязанными друг к другу.

"Американец Майкл Фоул, летавший на "Мире", однажды столкнулся с нештатной ситуацией, - рассказывает Маргарита Александровна. - Аппаратура вышла из строя, и все, что у него осталось для работы, - крошечная оранжерея, где росли два маленьких зеленых листочка. Майкл часами от них не отходил, холил и лелеял, ужасно боялся, что листочки погибнут. Потом, вернувшись на Землю, он опубликовал очень трогательную статью о том, что человеку обязательно нужно общаться с растениями. Связь с живой природой помогает оставаться людьми даже вдали от голубой планеты┘ Все как у Маленького принца Экзюпери, который нежно любил свою розу, думая, что она - единственная на целом свете. Для него так оно и было, хотя вдали, на другой планете, росли целые сады таких же роз".

Как рассказывает Игорь Подольский, некоторые уже спекулируют на "сверхчувственности" и "особых свойствах" растений, которые якобы проявляются у них в условиях космоса. Существует мнение, что "космические семена" приобретают необычайные лечебные и питательные свойства, могут исцелить тело и душу человека.

"На самом деле подобной информацией мы пока что не располагаем, - говорит Подольский. - Хотя, возможно, в недалеком будущем откроются не менее фантастические перспективы. Например, если с помощью американских коллег удастся запустить необходимое количество спутников-ретрансляторов, то можно наладить электронную связь с экспериментальной базой на МКС, в том числе с компьютерами нашей "Лады". Это будет такой космический интернет, когда условия эксперимента в космосе можно будет задавать и менять, находясь на Земле, а результаты получать не через неделю или месяц, а моментально!"

Американские ученые уже пытаются создавать наземные модули оранжерей для выращивания растений на других планетах. Есть подобные разработки - правда, пока на бумаге - и у российских ученых. Так что, похоже, мечты отца отечественной космонавтики Константина Циолковского о космических поселениях когда-нибудь сбудутся.