25.06.2003 00:00:00

Как убить неженатого дедушку

Тэги: физика, время, wormholes, исследования

физика, время, wormholes, исследования Механизм образования во Вселенной пространственно-временных 'червоточин' пока понятен не до конца, но отрицать саму возможность этого уже нельзя.
Фото NASA

На Западе их называют "червоточинами" (wormholes), у нас - пространственно-временными проколами. Братья Стругацкие попытались придать мгновенному переходу через эти "проколы" совсем уже наукообразное звучание и обозвали его зубодробительным термином "антисигма-минус-деритринитация" или что-то вроде, но он уже исключительно для фанатов - нормальный язык такого издевательства над собой не терпит. Тем более что скорее всего это и было издевательством над современным научным волапюком. Так или иначе, эти самые червоточины - своего рода соединительные мосты между двумя пространственно-временными континуумами - послужили многим поколениям писателей-фантастов прекрасным средством преодолевать любые расстояния со сверхсветовыми или вообще бесконечными скоростями.

Конечно, фантасты чего только не придумают, не во всем же им доверять! Однако сегодня уже вполне серьезные физики, отнюдь не относящиеся к разряду "маргинальных" ученых, рассматривают пространственно-временные червоточины как реальное средство транспортировки.

Вообще-то фантасты эти червоточины не придумали, а позаимствовали их у Эйнштейна. Согласно его Общей теории относительности пространственно-временной континуум, будь он всякой материи, был бы совершенно однороден и представлял бы собой, если кто может это себе представить, идеальную четырехмерную плоскость. Наличие же массы искривляет эту плоскость, прогибает ее порой самым неожиданным образом, и в принципе может случиться так, что разные, сильно удаленные друг от друга участки этой плоскости могут между собой соприкоснуться. Вот там-то и возникает прокол. Загоняй туда, отважный звездопроходец, свой любимый космический экипаж и вмиг окажешься черт-те где, откуда тебе никогда не выбраться. Причем насчет не выбраться - это уже детали, главное - добраться, добраться вопреки всем физическим запретам, сделать своим домом всю Вселенную, а не микроскопический ее участок, ограниченный двумя-тремя планетами Солнечной системы┘ Это уже мечта человечества, а с ней не шутят, тут дело святое.

Однако теоретическая возможность существования пространственно-временных червоточин еще не означала, что по ним можно бродить. Скорей уж нельзя - если бы можно было, то, как утверждает современная физика, можно было бы соорудить вечный двигатель, машину времени, превзойти скорость света и хулиганить дальше в том же духе. Но тот же самый Эйнштейн - самый великий запретитель двадцатого века - напомнил нам, глупым, что уж по крайней мере назад по стреле времени двигаться мы не можем, иначе кто-нибудь из нас, не слишком озабоченный соблюдением морали или Уголовного кодекса, мог бы сесть на эту машину времени, добраться до своего дедушки в его еще неженатом возрасте и без особых церемоний (или даже с ними) убить его, в результате чего не появился бы он сам, что, по Эйнштейну, привело бы к парадоксу или по крайней мере к нешуточному скандалу.

Физики одновременно выяснили, что если пространственно-временные червоточины и существуют, то проникнуть в них нельзя, потому что в некотором роде они похожи на черные дыры наоборот - вокруг них тоже есть некий "горизонт событий", сквозь который даже в принципе нельзя проникнуть. Только в черной дыре этот горизонт есть граница, через которую из нее ничего наружу не может выбраться, даже луч света, а в случае с червоточинами мы находимся по другую его сторону - через него нельзя проникнуть из нашего мира. Все встало на свои места, неженатый дедушка вздохнул спокойно за свою жизнь, но - ненадолго.

Эти физики┘ Они такие же романтики, как и фантасты, и часто мечтают о невозможном. Многие из них только и думают о том, как бы "повернуть шарик наоборот". Просто из любопытства, просто из чувства противоречия.

В 1988 году выяснили они - этот горизонт событий можно убрать, если вход в червоточину заложить материей с отрицательной энергией.

Нормальному человеку понятие "отрицательная энергия" так же чуждо, как непьющий сапожник. Для физиков, привыкших к абсурду нашего мира, это такая же простая и понятная вещь, как четырехмерная плоскость. В вакууме, говорят они, то и дело появляются и тут же исчезают так называемые виртуальные частицы самого различного рода и с самыми различными энергиями, в том числе и с отрицательными, иначе говоря - с теми, которые ниже его среднеарифметической энергии, то есть нуля.

"Экзотическая материя", как ее назвали лирически настроенные физики, которая обладает отрицательной энергией и которой следует затыкать входы в пространственно-временные червоточины, в природе существует разве что виртуально. Физики еще не научились ее получать и складывать куда-нибудь в свои холодильники, а даже если когда-нибудь и получат, то только в ее виртуальном виде - в мизерных количествах и всего лишь на квант-другой времени. Однако пусть и виртуально, эта материя существует вполне реально, тому есть экспериментальные подтверждения. Вот только ее даже теоретически можно получить очень мало - как считалось до сих пор, таким количеством невозможно заткнуть червоточину, чтобы убрать с ее горловины горизонт событий и пропустить туда космический корабль со всеми его пассажирами.

Но вот 23 мая 2003 г. в журнале Physical Review Letters появилась статья группы американских ученых под командой известного теоретика Мэтта Виссера из Вашингтонского университета, где с помощью умопомрачительной математики доказывается, что отнюдь - на самом деле тех количеств "экзотической материи" будет вполне достаточно, чтобы сделать червоточины проходимыми. Таким образом, опять становится вполне реальной (с физической точки зрения) картина, при которой вы входите в червоточину где-нибудь в Париже, Нью-Йорке или Москве, проходите за короткое время по пространственно-временному тоннелю и выбираетесь наружу, скажем, в туманности Андромеды. При желании можете смотаться и в прошлое. Пожалуйста, физика дает добро.

А что до убийства своего неженатого дедушки, то пусть он спит спокойно в своем недосягаемом прошлом. Возможно, великий Эйнштейн был не так уж и прав. Ведь природа могла предусмотреть и этот нежелательный вариант. Скажем, из туманности Андромеды дедушку даже при большом желании не убьешь - по причине громадности расстояний.