0
1533
Газета Интернет-версия

24.09.2003 00:00:00

Университет - объект культурного наследия

Тэги: томск, университет, история, ситуация


томск, университет, история, ситуация Первому в Сибири Томскому государственному университету – 125 лет.
Фото СО РАН

Томск в эти дни празднует 125-летие своего университета - первого за Уралом, а по возрасту - девятого в Российской империи. Указом президента России # 30 от 15 января 1998 г. Томский университет внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в Томске два таких объекта).

Появление 125 лет назад университета в корне изменило социальную атмосферу в городе - из купеческого он постепенно, с появлением новых вузов, развитием науки, стал в первую очередь городом науки, образования, студенчества. По оценкам социологов, студенты составляют примерно пятую часть населения Томска - самая высокая концентрация в России.

Первым факультетом вуза стал медицинский (сейчас на его базе работает Сибирский государственный медицинский университет). Юридический, как планировалось, 125 лет назад открыть не решились - побоялись "политической заразы".

За годы деятельности университета его диплом получили 80 тысяч человек. В его стенах учились или работали около 100 академиков, свыше 100 лауреатов Государственной премии, а великий химик Николай Семенов стал лауреатом Нобелевской премии. Из научных школ Томского университета выросли почти все университеты округи: Кемеровский, Красноярский, Барнаульский, Томский педуниверситет, ряд академических институтов; еще с десяток вузов Сибири получают постоянную кадровую и методологическую помощь ТГУ. Ряд российских университетов возглавляют выпускники томского.

Сейчас в составе старейшего томского вуза 22 факультета, на которых 23 тысячи студентов получают образование по 86 направлениям и специальностям. В университете работают 300 докторов, 700 кандидатов наук, 700 аспирантов. Функционируют 22 диссертационных совета, из которых 15 - докторские. К этому надо добавить 5 институтов, Сибирский ботанический сад, богатейшую научную библиотеку...

Специально на празднование 125-летия Томского государственного университета приехал министр образования РФ Владимир Филиппов. Конечно, прежде всего от министра ждали заявлений по наиболее актуальным проблемам модернизации образования. Надо сказать, что он оправдал эти ожидания. Так, выступая перед журналистами, Владимир Филиппов, в частности, коснулся вопросов омоложения учительского корпуса общеобразовательной школы и материального стимулирования труда учителей.

Министр заметил, что "молодые преподаватели пойдут в школы тогда, когда будет хорошо работать экономика". Но пока еще экономика так хорошо не работает. Что же делать? "Ждать, пока у нас будет очередной развитой социализм?" Нет, ждать этого нельзя. Поэтому, по мнению министра, необходимо использовать опыт Советского Союза и направлять молодых специалистов по распределению туда, куда необходимо. "Если, например, не использовать такой механизм в армии, то останешься без армии, - подчеркнул министр. - То же самое и в образовании: без армии учителей оставаться нельзя. Детей надо учить. Если ты пошел в педвуз, то пошел туда не для того, чтобы спрятаться от армии, а пошел получить диплом учителя".

По словам Филиппова, этот целевой прием будет вводиться на основании постановлений правительства и соответствующего закона, принятого 26 июня 2002 года. "Будем этот закон вводить, - сказал министр. - Не только для учителей, но и для врачей, чтобы они в деревню поехали. И для агрономов - чтобы они вернулись из города".

Однако вряд ли энтузиазмом министра проникнутся люди из небогатых семей, чьи дети желают получить высшее образование на бюджетные деньги. Ведь в случае осуществления министерских планов у них не остается альтернативы, как у не откупившегося от армии солдата: служи (учи, лечи, поднимай агропромышленный комплекс) там, куда пошлют.

С другой стороны, очевидно, что и в позиции министра есть много рационального. Неравномерность регионального распределения интеллектуального и образовательного потенциала в стране сегодня принимает уже чуть ли не катастрофический характер. Государство, естественно, не может оставаться равнодушным к этой проблеме, угрожающей его национальной безопасности.

Так что нам, по-видимому, предстоит стать свидетелями еще одной коллизии: демократическое право любого гражданина получить высшее образование и в дальнейшем работать по собственному выбору вступает в явное противоречие со стремлением государства, используя административный ресурс, регулировать в собственных интересах реализацию этого права.

Томск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
756
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
905
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1198
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
815

Другие новости