22.06.2016 00:01:00

Наука на орбитальном уровне

Тэги: космос, космонавтика, цниимаш

Олег Горшков: «В сфере наших прикладных исследований – экспериментальная отработка изделий комплекса Лунной программы».	Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш
Олег Горшков: «В сфере наших прикладных исследований – экспериментальная отработка изделий комплекса Лунной программы». Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш

2016 год – юбилейный для ракетно-космической промышленности нашей страны. 13 мая 1946 года подписано постановление Совета министров СССР, спустя всего год после войны начались работы по реактивному вооружению. Под эгидой Министерства вооружения институт № 88 (НИИ-88) (сегодня ФГУП ЦНИИмаш) был определен головной организацией по научным исследованиям, конструированию, опытному производству и испытанию систем вооружения с жидкостным ракетным двигателем.

Сегодня в состав Центрального научно-исследовательского института машиностроения входят крупнейшие научно-технические центры ракетно-космической промышленности: Центр управления полетами (ЦУП), Центр системного проектирования, Центр теплообмена и аэрогазодинамики, Центр прочности, Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО), Научно-технический центр качества, надежности и безопасности ракетно-космических систем, Центр пилотируемых программ, Центр автоматических космических систем и комплексов. Об истории и перспективах работы ЦНИИмаш в беседе с журналистом Артемом ПЕТРОВЫМ рассказывает генеральный директор института, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник ракетно-космической промышленности РФ Олег ГОРШКОВ.

– Олег Анатольевич, в этом году ЦНИИмашу исполнилось 70 лет. Каковы основные вехи развития института?

– Научно-исследовательский институт № 88 (НИИ-88) (с 1967 года  ЦНИИмаш, в настоящее время – ФГУП ЦНИИмаш) был образован в 1946 году как первая в стране научно-исследовательская, конструкторская и производственная организация, которой были поручены разработка и производство жидкостных баллистических ракет дальнего действия. На первых порах основное внимание уделялось созданию проектно-конструкторских и научно-исследовательских отделов, экспериментальной базы по аэродинамике и прочности, стендов для испытания модельных и натурных двигательных установок, освоению технологии производства баллистических ракет.

В период становления институтом были реализованы широкие исследовательские программы и решен комплекс прикладных задач по проектированию, аэрогазодинамике, материаловедению, прочности, баллистике, химии ракетного топлива, жидкостным ракетным двигателям, которые обеспечили создание и успешное развитие баллистических ракет дальнего действия. Начав с создания ракеты Р-1, разработанной на базе немецкой ракеты А-4 (Фау-2), но полностью из отечественных материалов, конструкторы создали баллистические ракеты собственной конструкции с непрерывным наращиванием их тактико-технической характеристики. Это были первые боевые ракеты, принятые в СССР на вооружение: Р-2 – 1951 год, Р-11 – 1955 год и Р-5М – 1956 год.

В 1950 году началось проведение исследования перспектив создания ракет с дальностью полета 5–10 тысяч километров, намечены мероприятия по созданию двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Уже в 1956 году в НИИ-88 были начаты стендовые огневые испытания боковых и центрального блоков, а также всей ракеты на стендовой базе, специально созданной для отработки Р-7. Менее чем через год состоялся первый пуск Р-7. А менее чем через четыре месяца после него модификация этой ракеты открыла космическую эру человечества запуском первого искусственного спутника Земли. Должен заметить, что до настоящего времени история не знает примеров с такими феноменальными темпами работ по созданию новой и сложнейшей техники. За разработку первых баллистических ракет дальнего действия указом президиума Верховного совета СССР от 20 апреля 1956 года НИИ-88 был награжден орденом Ленина.

В институте была предложена и обоснована единственно возможная оборонная доктрина в условиях наличия стратегического ядерного вооружения – доктрина сдерживания.

В период 1961–1991 годов были реализованы сложнейшие проекты по исследованию Луны и планет Солнечной системы, разработаны новые высокие космические технологии. Институт участвовал практически во всех разработках ракет-носителей и космических аппаратов, включая такие крупномасштабные проекты, как лунная экспедиция Н1-Л3, создание орбитальных станций «Салют», «Мир» и многоразовой транспортной космической системы «Энергия–буран», в подготовке и осуществлении программы «Союз–Аполлон».

Основные результаты – разработка проекта Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, других документов, определяющих перспективы развития отечественной космонавтики, формирование проектов и обеспечение реализации федеральных космических программ России на период до 2000 года, 2001–2005, 2006–2015, 2016–2025 годов, федеральной целевой программы (ФЦП) «Глобальная навигационная система» (2002–2011).

Наш институт разрабатывал ФЦП «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 гг.», участвовал в реализации других ФЦП. Был ведущей организацией в разработке системного проекта в обеспечение строительства космодрома Восточный. Непосредственно принимал участие в организации первого пуска РН «Союз-2-1а» с нового космодрома.

Институт осуществлял и осуществляет подготовку официальных заключений на все предложения и проекты главных конструкторов по разработке новых ракет и космических систем или усовершенствованию существующих изделий ракетно-космической техники. Сегодня институт является головным научно-исследовательским центром госкорпорации «Роскосмос».

– Что сегодня необходимо для успешной научной деятельности института?

– Во-первых, поддержание и развитие экспериментально-испытательной базы института, использование новейших достижений в области математического моделирования, информационных технологий.

Во-вторых, развитие научных школ, научного потенциала института, подготовка научных кадров – докторов и кандидатов наук.

В-третьих, привлечение молодых специалистов, совершенствование системы мотивации для работы в ЦНИИмаш. Критерии здесь понятны: заработная плата, возможность приобретения жилья, престижность работы в космической отрасли, возможность карьерного и научного роста, защиты диссертаций, публикации в престижных научных изданиях, повышение квалификации за счет предприятия, работа на современных, хорошо оборудованных рабочих местах, возможность организации отдыха и медицинского обслуживания.

Беспрецедентно важным является формирование молодежных коллективов.

Кроме этого, большое значение имеют такие факторы, как оптимизация организационно-штатной структуры предприятия, совершенствование основных процессов организации научных исследований, внедрение проектных методов управления.

– Чувствуется, что кадровая проблема все-таки одна из наиболее актуальных...

– Проблемы обеспечения и развития кадрового потенциала предприятий и организаций ракетно-космической отрасли (РКП) носят актуальный общесистемный характер. Свидетельство тому – следующие данные: численность работников ракетно-космической промышленности в возрасте до 30 лет составляет всего лишь 22% от общей численности, свыше 50 лет – 45%, а пенсионного возраста – примерно 25%. То есть образовался значительный разрыв между поколениями работников отрасли. При этом на достаточно высоком уровне остается коэффициент текучести молодых работников РКП.

Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. 	Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш
Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш

Что касается возможностей и реализации различного рода государственных программ целевого обучения, обучения по инженерным и рабочим специальностям, то, на мой взгляд, необходимо активизировать работу по формированию интереса молодежи к космонавтике начиная со школьной скамьи. Для примера приведу один факт. Когда ФГБУ «НИИ ЦКП имени Юрия Алексеевича Гагарина» был объявлен открытый конкурс о наборе в отряд космонавтов, то в России было подано примерно 300 заявлений, в то время как в NASA было подано более 5000 заявлений, и интерес к профессии астронавта в США продолжает расти.

Нам здесь есть над чем работать. Важный фактор привлечения и удержания молодых специалистов в отрасли – создание молодежных лабораторий.

– В связи с этим – каких результатов вы ожидаете от лабораторий по перспективным нетрадиционным космическим проектам?

– Прежде всего хотелось бы отметить, что конкурсный отбор предложений по созданию в ЦНИИмаш молодежных лабораторий, который мы объявили в начале мая, направлен на выявление молодых ученых и специалистов, творческих коллективов, способных проводить научные исследования прорывного характера и обеспечить достижение качественно новых результатов в области разработки перспективной космической техники. Наша цель – повысить интерес молодых ученых и специалистов к решению научно-технических задач в области развития перспективной космической техники, значимых для обороны страны, безопасности государства и развития социально-экономической сферы. Отбор предложений проводится совместно с Фондом перспективных исследований и госкорпорацией «Роскосмос».

Я считаю, что главным результатом этого проекта, кроме создания конкретных прорывных технологий и опытных образцов техники, должна стать опробованная модель кадрового оздоровления предприятий ракетно-космической промышленности.

– О каких новых направлениях научных исследований можно сегодня говорить?

– В сфере системных исследований это поиск рациональных путей решения наиболее ресурсоемких задач, например: освоение Луны, создание ракеты тяжелого класса. Здесь же – поиск и разработка новых прорывных технологий будущего, поиск новых рынков для коммерческого использования результатов КД.

В сфере прикладных исследований – экспериментальная отработка агрегатов и систем ракеты-носителя сверхтяжелого класса, изделий комплекса Лунной программы, многоразовых ракет-носителей; экспериментальная отработка перспективных маневрирующих и межсредных гиперзвуковых летательных аппаратов; создание прочностной криогенной базы, современных методов наземной отработки ступеней РН и разгонных блоков с кислородно-водородными двигательными установками и исследования гидродинамики криогенных топлив; совершенствование методов математического моделирования и расчета параметров перспективных изделий ракетно-космической техники (РКТ), созданных с использованием композиционных и перспективных металлических материалов.

В сфере обеспечения качества изделий РКТ – создание единых баз данных, баз знаний и программно-технических комплексов для информационной поддержки задания требований, оценки и контроля показателей качества и других требований нормативно-технических документов на всех этапах жизненного цикла изделий РКТ.

Кроме этого, создание единого отраслевого многофункционального Центра управления полетами космических аппаратов, а также развитие и совершенствование системы ГЛОНАСС.

– Каково участие института в международной космической деятельности?

– ЦНИИмаш выполняет функции обеспечения деятельности госкорпорации «Роскосмос» в области соблюдения международного режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей по контролю за товарами и технологиями двойного назначения, а также обеспечения деятельности структур Монреальского протокола по использованию озоноразрушающих веществ.

Организованы совместные работы с зарубежными организациями по навигации и координатно-временному обеспечению, по тематике фундаментальных космических исследований (проект «Экзо-Марс»), по управлению пилотируемыми и автоматическими комплексами, по программе научно-прикладных исследований на борту российского сегмента международной космической станции.

Хорошим примером высокой эффективности работ стало принятие «Руководящих принципов Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора», которые были одобрены в 2007 году на 62-й сессии Комитета ООН по космосу и далее на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией А/RES/62/217 от 10 января 2008 года. В результате документ представляет собой декларацию намерений всех государств – участников космической деятельности всемерно способствовать на национальном уровне решению проблем предупреждения образования космического мусора. Руководящие принципы рекомендуется применять при проектировании и в процессе эксплуатации вновь разрабатываемых космических аппаратов и орбитальных ступеней и, если это возможно, при эксплуатации уже существующих аппаратов и ступеней.

С 1995 года продолжается деятельность независимой Совместной комиссии Роскосмоса – НАСА, созданной по решению Российско-Американской комиссии Черномырдина–Гора по экономическому и технологическому сотрудничеству. В процессе работы комиссии мы комплексно анализируем состояние дел, даем оценки возникающим проблемным вопросам и вырабатываем рекомендации по их разрешению. Традиционно сопредседателем комиссии с российской стороны является директор ЦНИИмаш.