0
4351
Газета Интернет-версия

22.06.2016 00:01:00

Наука на орбитальном уровне

Тэги: космос, космонавтика, цниимаш


Олег Горшков: «В сфере наших прикладных исследований – экспериментальная отработка изделий комплекса Лунной программы».	Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш
Олег Горшков: «В сфере наших прикладных исследований – экспериментальная отработка изделий комплекса Лунной программы». Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш

2016 год – юбилейный для ракетно-космической промышленности нашей страны. 13 мая 1946 года подписано постановление Совета министров СССР, спустя всего год после войны начались работы по реактивному вооружению. Под эгидой Министерства вооружения институт № 88 (НИИ-88) (сегодня ФГУП ЦНИИмаш) был определен головной организацией по научным исследованиям, конструированию, опытному производству и испытанию систем вооружения с жидкостным ракетным двигателем.

Сегодня в состав Центрального научно-исследовательского института машиностроения входят крупнейшие научно-технические центры ракетно-космической промышленности: Центр управления полетами (ЦУП), Центр системного проектирования, Центр теплообмена и аэрогазодинамики, Центр прочности, Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО), Научно-технический центр качества, надежности и безопасности ракетно-космических систем, Центр пилотируемых программ, Центр автоматических космических систем и комплексов. Об истории и перспективах работы ЦНИИмаш в беседе с журналистом Артемом ПЕТРОВЫМ рассказывает генеральный директор института, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник ракетно-космической промышленности РФ Олег ГОРШКОВ.


– Олег Анатольевич, в этом году ЦНИИмашу исполнилось 70 лет. Каковы основные вехи развития института?

– Научно-исследовательский институт № 88 (НИИ-88) (с 1967 года  ЦНИИмаш, в настоящее время – ФГУП ЦНИИмаш) был образован в 1946 году как первая в стране научно-исследовательская, конструкторская и производственная организация, которой были поручены разработка и производство жидкостных баллистических ракет дальнего действия. На первых порах основное внимание уделялось созданию проектно-конструкторских и научно-исследовательских отделов, экспериментальной базы по аэродинамике и прочности, стендов для испытания модельных и натурных двигательных установок, освоению технологии производства баллистических ракет.

В период становления институтом были реализованы широкие исследовательские программы и решен комплекс прикладных задач по проектированию, аэрогазодинамике, материаловедению, прочности, баллистике, химии ракетного топлива, жидкостным ракетным двигателям, которые обеспечили создание и успешное развитие баллистических ракет дальнего действия. Начав с создания ракеты Р-1, разработанной на базе немецкой ракеты А-4 (Фау-2), но полностью из отечественных материалов, конструкторы создали баллистические ракеты собственной конструкции с непрерывным наращиванием их тактико-технической характеристики. Это были первые боевые ракеты, принятые в СССР на вооружение: Р-2 – 1951 год, Р-11 – 1955 год и Р-5М – 1956 год.

В 1950 году началось проведение исследования перспектив создания ракет с дальностью полета 5–10 тысяч километров, намечены мероприятия по созданию двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Уже в 1956 году в НИИ-88 были начаты стендовые огневые испытания боковых и центрального блоков, а также всей ракеты на стендовой базе, специально созданной для отработки Р-7. Менее чем через год состоялся первый пуск Р-7. А менее чем через четыре месяца после него модификация этой ракеты открыла космическую эру человечества запуском первого искусственного спутника Земли. Должен заметить, что до настоящего времени история не знает примеров с такими феноменальными темпами работ по созданию новой и сложнейшей техники. За разработку первых баллистических ракет дальнего действия указом президиума Верховного совета СССР от 20 апреля 1956 года НИИ-88 был награжден орденом Ленина.

В институте была предложена и обоснована единственно возможная оборонная доктрина в условиях наличия стратегического ядерного вооружения – доктрина сдерживания.

В период 1961–1991 годов были реализованы сложнейшие проекты по исследованию Луны и планет Солнечной системы, разработаны новые высокие космические технологии. Институт участвовал практически во всех разработках ракет-носителей и космических аппаратов, включая такие крупномасштабные проекты, как лунная экспедиция Н1-Л3, создание орбитальных станций «Салют», «Мир» и многоразовой транспортной космической системы «Энергия–буран», в подготовке и осуществлении программы «Союз–Аполлон».

Основные результаты – разработка проекта Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, других документов, определяющих перспективы развития отечественной космонавтики, формирование проектов и обеспечение реализации федеральных космических программ России на период до 2000 года, 2001–2005, 2006–2015, 2016–2025 годов, федеральной целевой программы (ФЦП) «Глобальная навигационная система» (2002–2011).

Наш институт разрабатывал ФЦП «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 гг.», участвовал в реализации других ФЦП. Был ведущей организацией в разработке системного проекта в обеспечение строительства космодрома Восточный. Непосредственно принимал участие в организации первого пуска РН «Союз-2-1а» с нового космодрома.

Институт осуществлял и осуществляет подготовку официальных заключений на все предложения и проекты главных конструкторов по разработке новых ракет и космических систем или усовершенствованию существующих изделий ракетно-космической техники. Сегодня институт является головным научно-исследовательским центром госкорпорации «Роскосмос».

– Что сегодня необходимо для успешной научной деятельности института?

– Во-первых, поддержание и развитие экспериментально-испытательной базы института, использование новейших достижений в области математического моделирования, информационных технологий.

Во-вторых, развитие научных школ, научного потенциала института, подготовка научных кадров – докторов и кандидатов наук.

В-третьих, привлечение молодых специалистов, совершенствование системы мотивации для работы в ЦНИИмаш. Критерии здесь понятны: заработная плата, возможность приобретения жилья, престижность работы в космической отрасли, возможность карьерного и научного роста, защиты диссертаций, публикации в престижных научных изданиях, повышение квалификации за счет предприятия, работа на современных, хорошо оборудованных рабочих местах, возможность организации отдыха и медицинского обслуживания.

Беспрецедентно важным является формирование молодежных коллективов.

Кроме этого, большое значение имеют такие факторы, как оптимизация организационно-штатной структуры предприятия, совершенствование основных процессов организации научных исследований, внедрение проектных методов управления.

– Чувствуется, что кадровая проблема все-таки одна из наиболее актуальных...

– Проблемы обеспечения и развития кадрового потенциала предприятий и организаций ракетно-космической отрасли (РКП) носят актуальный общесистемный характер. Свидетельство тому – следующие данные: численность работников ракетно-космической промышленности в возрасте до 30 лет составляет всего лишь 22% от общей численности, свыше 50 лет – 45%, а пенсионного возраста – примерно 25%. То есть образовался значительный разрыв между поколениями работников отрасли. При этом на достаточно высоком уровне остается коэффициент текучести молодых работников РКП.

Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. 	Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш
Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Фото предоставлено пресс-службой ЦНИИмаш

Что касается возможностей и реализации различного рода государственных программ целевого обучения, обучения по инженерным и рабочим специальностям, то, на мой взгляд, необходимо активизировать работу по формированию интереса молодежи к космонавтике начиная со школьной скамьи. Для примера приведу один факт. Когда ФГБУ «НИИ ЦКП имени Юрия Алексеевича Гагарина» был объявлен открытый конкурс о наборе в отряд космонавтов, то в России было подано примерно 300 заявлений, в то время как в NASA было подано более 5000 заявлений, и интерес к профессии астронавта в США продолжает расти.

Нам здесь есть над чем работать. Важный фактор привлечения и удержания молодых специалистов в отрасли – создание молодежных лабораторий.

– В связи с этим – каких результатов вы ожидаете от лабораторий по перспективным нетрадиционным космическим проектам?

– Прежде всего хотелось бы отметить, что конкурсный отбор предложений по созданию в ЦНИИмаш молодежных лабораторий, который мы объявили в начале мая, направлен на выявление молодых ученых и специалистов, творческих коллективов, способных проводить научные исследования прорывного характера и обеспечить достижение качественно новых результатов в области разработки перспективной космической техники. Наша цель – повысить интерес молодых ученых и специалистов к решению научно-технических задач в области развития перспективной космической техники, значимых для обороны страны, безопасности государства и развития социально-экономической сферы. Отбор предложений проводится совместно с Фондом перспективных исследований и госкорпорацией «Роскосмос».

Я считаю, что главным результатом этого проекта, кроме создания конкретных прорывных технологий и опытных образцов техники, должна стать опробованная модель кадрового оздоровления предприятий ракетно-космической промышленности.

– О каких новых направлениях научных исследований можно сегодня говорить?

– В сфере системных исследований это поиск рациональных путей решения наиболее ресурсоемких задач, например: освоение Луны, создание ракеты тяжелого класса. Здесь же – поиск и разработка новых прорывных технологий будущего, поиск новых рынков для коммерческого использования результатов КД.

В сфере прикладных исследований – экспериментальная отработка агрегатов и систем ракеты-носителя сверхтяжелого класса, изделий комплекса Лунной программы, многоразовых ракет-носителей; экспериментальная отработка перспективных маневрирующих и межсредных гиперзвуковых летательных аппаратов; создание прочностной криогенной базы, современных методов наземной отработки ступеней РН и разгонных блоков с кислородно-водородными двигательными установками и исследования гидродинамики криогенных топлив; совершенствование методов математического моделирования и расчета параметров перспективных изделий ракетно-космической техники (РКТ), созданных с использованием композиционных и перспективных металлических материалов.

В сфере обеспечения качества изделий РКТ – создание единых баз данных, баз знаний и программно-технических комплексов для информационной поддержки задания требований, оценки и контроля показателей качества и других требований нормативно-технических документов на всех этапах жизненного цикла изделий РКТ.

Кроме этого, создание единого отраслевого многофункционального Центра управления полетами космических аппаратов, а также развитие и совершенствование системы ГЛОНАСС.

– Каково участие института в международной космической деятельности?

– ЦНИИмаш выполняет функции обеспечения деятельности госкорпорации «Роскосмос» в области соблюдения международного режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей по контролю за товарами и технологиями двойного назначения, а также обеспечения деятельности структур Монреальского протокола по использованию озоноразрушающих веществ.

Организованы совместные работы с зарубежными организациями по навигации и координатно-временному обеспечению, по тематике фундаментальных космических исследований (проект «Экзо-Марс»), по управлению пилотируемыми и автоматическими комплексами, по программе научно-прикладных исследований на борту российского сегмента международной космической станции.

Хорошим примером высокой эффективности работ стало принятие «Руководящих принципов Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора», которые были одобрены в 2007 году на 62-й сессии Комитета ООН по космосу и далее на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией А/RES/62/217 от 10 января 2008 года. В результате документ представляет собой декларацию намерений всех государств – участников космической деятельности всемерно способствовать на национальном уровне решению проблем предупреждения образования космического мусора. Руководящие принципы рекомендуется применять при проектировании и в процессе эксплуатации вновь разрабатываемых космических аппаратов и орбитальных ступеней и, если это возможно, при эксплуатации уже существующих аппаратов и ступеней.

С 1995 года продолжается деятельность независимой Совместной комиссии Роскосмоса – НАСА, созданной по решению Российско-Американской комиссии Черномырдина–Гора по экономическому и технологическому сотрудничеству. В процессе работы комиссии мы комплексно анализируем состояние дел, даем оценки возникающим проблемным вопросам и вырабатываем рекомендации по их разрешению. Традиционно сопредседателем комиссии с российской стороны является директор ЦНИИмаш.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
283
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
237
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
201

Другие новости