28.09.2016 00:01:00

Генераторы вечной молодости

Тэги: биология, клетка, старение

биология, клетка, старение Снижение потребления глюкозы (белые зоны) в мозге мыши. Иллюстрация Physorg

Швейцарский то ли врач, то ли алхимик Парацельс – что в ХVI веке было почти одно и то же, потому что лекарства делались in situ, то есть на месте, – провозгласил, что ему удалось создать алкагест. Вполне возможно, что речь шла о едком калии (КОН) – от арабского «ал-кали», – легко разъедавшем кожу и другие ткани животных. Историки науки полагают, что алкагест (вторая часть названия связана со словом gestare – «варить», «вынашивать потомство», «беременность») сродни философскому «камню мудрецов» – Medi-Cament. Отсюда и пошло название химических и других средств врачевания. Естественно, что «медикамент» искали с целью продлевать, а возможно, и делать жизнь бессмертной.

Хорошо известно, что ограничение калорийности питания (калорическая рестрикция) продлевает жизнь подопытных животных чуть ли не на треть. Цивилизация же перегружает человечество уже расщепленными глюкозой и фруктозой, с которыми наши предки практически не сталкивались. Поэтому сахар объявляется белой смертью и ядом. Диетологи, правда, забывают, что ферментные системы человека работают, начиная именно с глюкозы, расщепляя ее до СО2 и воды и попутно синтезируя макромолекулы АТФ.

Процесс синтеза АТФ, главного энергоносителя клетки, требует переноса электрона, для чего в энергетических станциях клетки, митохондриях, «предусмотрена» белковая цепь переноса электронов. Важнейшую роль в передаче электронов играет соединение никотиновой кислоты – необходимый для организма витамин NAD (никотинамид-динуклеотид). Естественно, что снижение калорийности пищи приводит к уменьшению образования АТФ. Пока неясно, как снижение клеточного энергообмена связано с увеличением продолжительности жизни. Вполне возможно, что уменьшение производства АТФ тормозит клеточное деление, требующее больших затрат энергии.

На далеком осколке суши, острове Пасхи (Рапануи), был найден грибок, который синтезируют антибиотик, названный, естественно, рапамицин (Rapamycin). Быстро была выявлена и его клеточная мишень: протеиновый комплекс TOR – Target Of Rapamycin, блокирование которого останавливает подготовку к делению клетки.

Практически одновременно с открытием возможности резко омолаживать клетки кожи (фибробласты, синтезирующие «фибры»-нити коллагена) в Гарварде обратили внимание на действие ресвератрола – содержащегося, например, в качественном кагоре, – которое сходно с калорической рестрикцией. Там же показали, что возраст мышечных клеток старых мышей можно как бы обнулить, возвратив им юношеский объем и эластичность с помощью предшественника витамина NAD, но, к сожалению, не силу. Исследователи считают, что даже за столь короткий срок, как неделя, они увидели обращеный вспять возрастной «износ» митохондрий – этих энергетических станций живой клетки.

На аптечных полках уже появился «генератор» никотиновой кислоты. Клинические испытания показали, что клеточное содержание NAD действительно повышается у людей, которым давали биодобавку. Так что, по всей видимости, надо ждать публикации в одном из солидных журналов об этом исследовании.

NAD, как выяснилось, необходим для работы сиртуинов, регуляторных белков, за синтез которых отвечает ген SIRT (Silent Information and Regulator og Transcription). Длинное название означает, что сиртуины «аккумулируют» молчащую информацию, чтобы затем приступить к регуляции считывания генов (транскрипции). К настоящему времени проведены сотни исследований действия сиртуинов, активируемых в клетках NAD’ом. Особое внимание обращается на омоложение митохондрий, которых много в мышечных и нервных клетках. К сожалению, активность генов, управляющих синтезом NAD, с возрастом падает. Это справедливо и по отношению к сиртуинам.