0
10099
Газета Интернет-версия

26.10.2016 00:01:10

Генетический и моральный выбор из двух мам

Сергей Яковенко

Об авторе: Сергей Александрович Яковенко – генеральный директор клиники ЭКО «АльтраВита».

Тэги: биология, материнство, аборт


биология, материнство, аборт Экстракорпоральное оплодотворение – наукоемкая технология на грани искусства. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Суррогатное материнство, безусловно, неестественное явление. Это порождение нашей репродуктивной культуры, которая усложняется вместе с изменениями в остальных аспектах человеческого бытия.

Люди издавна по-особенному, сакрально относились к процессу зачатия и деторождения. С этими естественными процессами связано множество условностей, запретов и настоящих табу. Не будет большим преувеличением сказать, что большая часть социального взаимодействия связана с отношениями между полами и процессом размножения.

Хотим мы этого или нет, но наша жизнь быстро меняется, новые технологии, о которых можно было раньше только прочитать в фантастических романах, врываются в нашу жизнь, и немудрено, что это новое конфликтует с традициями и моралью. Суррогатное материнство не стало исключением.

Технология, созданная на стыке последних достижений в эмбриологии и репродуктивной медицине, позволяет стать родителями людям, не имеющим возможности зачать естественным путем. Дополнительную сложность в ситуацию вносит присутствие третьего объекта – самой суррогатной матери. Общество пока еще не выработало нормы отношения к подобной социальной роли, и зачастую женщины, решившие выносить генетически чужого ребенка, подвергаются эмоциональному давлению и преследованию.

В глобальном масштабе суррогатное материнство предлагает человечеству новую социальную роль, ни в каких заповедях еще не прописанную, и социальные институты вынуждены на ходу формировать для своих членов отношение к этому явлению.

Согласно данным последних исследований наших шведских, китайских и американских коллег, инструмент, способный менять генетическую природу человека, уже создан и был опробован на человеческих эмбрионах. Речь идет о белке CRISPR/Cas9, способном «вырезать» фрагменты из ДНК человека и таким образом заменять «бракованные» части здоровыми. Помимо невероятного прорыва в лечении генетических заболеваний эта еще несовершенная технология потенциально способна изменить геном будущего человека полностью.

Благо это или угроза для человечества – вопрос дискуссионный. В любом случае все религии негативно относятся к ситуации, когда технологию суррогатного материнства используют для уклонения от трудностей беременности и родов, для «сохранения фигуры» или ради свободного времени. С точки зрения любой религии это безнравственный поступок и подлежит осуждению.

Как ни странно, но наши простые граждане довольно лояльно относятся к современным репродуктивным технологиям в целом. Согласно результатам соцопроса, проведенного в 2012 году по заказу службы «Среда», лишь один из 10 человек высказал к ним отрицательное отношение. Причем чем образованнее были респонденты, тем более положительной была оценка роли современных технологий в процессе репродукции человека. Конкретно по суррогатному материнству масштабных исследований пока еще не проводилось, видимо, потому, что это явление пока еще не имеет того значения, объемов и влияния на общественную жизнь, как ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение, то есть оплодотворение в пробирке).

Со стороны науки вопросом занимается биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Суррогатное материнство ставит перед экспертами по биоэтике, да и не только перед ними, много вопросов.

Считать ли приемлемым сам факт, что ребенок, выношенный и рожденный одной женщиной, добровольно передается его генетической матери? До появления этой технологии само слово «мать» имело вполне четкое и недвусмысленное определение. Теперь же при появлении новых факторов необходимо принять решение, кто же имеет право называться матерью ребенка.

Как относиться к тому, что суррогатная мать получает вознаграждение за свою роль и не является ли это формой эксплуатации людей, попавших в затруднительное материальное положение? Или, наоборот, аморальным способом наживы для безответственных женщин?

Одним из главных вопросов стало: сохранять ли в тайне подробности происхождения ребенка?

С одной стороны, необходимость сохранить все в тайне очевидна, но с другой – любую тайну очень трудно сохранять долго. Сложно представить себе всю гамму чувств человека, внезапно узнавшего во взрослом возрасте подробности своего зачатия и рождения. Некоторые врачи и психологи рекомендуют быть полностью открытыми с детьми по этим вопросам. В Великобритании процент детей, родившихся при помощи суррогатного материнства и знающих об этом, очень высок – до 92%. Но согласитесь ли вы поставить себя на место их родителей в случае, если ребенок решит, что у него теперь не одна, а две мамы?

Рождение с помощью суррогатного материнства автоматически усложняет последующие взаимоотношения всех участников процесса, ставит перед семьей и обществом много новых и очень сложных вопросов.

Каждое общество решает эту проблему через общественные обсуждения, споры и конфликты. Потому мы с коллегами по Европейскому обществу репродукции человека (ESHRE), дабы снизить накал подобных споров, разработали основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства.

1. Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.

2. Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.

3. Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, суррогатная мама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).

4. При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.

5. Не рекомендуется использовать в качестве донора яйцеклетки саму суррогатную маму, так как это может повлечь за собой дополнительные психологические проблемы у нее. Данное положение закреплено в репродуктивном законодательстве РФ.

6. Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.

7. Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может суррогатную мать к нему принудить.

8. Суррогатная мама должна в первую очередь руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не вправе.

9. Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью.

В этих девяти положениях мы постарались заложить принципы, отвечающие сути нашей профессии, сохранение постулата «не навреди» и не затормозить неизбежный прогресс. Миллионы бездетных пар по всему миру в нем очень нуждаются. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
363
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
402
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
577
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
487

Другие новости