0
10616
Газета Интернет-версия

26.04.2017 00:01:05

Как Сибирь не стала английской колонией

Юрий Голубчиков

Об авторе: Юрий Николаевич Голубчиков – кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Лабытнанги – конечная станция Северной железной дороги, идущей от Москвы.

Там, где Полярный Урал спускается в Сибирь, появляется Ямал. Строго говоря, это полуостров. Но название «Ямал» нередко используют применительно ко всему Ямало-Ненецкому национальному округу (ЯНАО), охватывающему преобладающую часть севера Западной Сибири. Ее приенисейская часть входит в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Обдорск, он же Салехард

По-ненецки «ямал» означает «край земли». Быть может, сегодня это слово можно было бы перевести как «край России»? Не отсюда ли начинается Россия? На Ямале добывается 90% российского газа. Каждый четвертый бюджетный рубль России отсюда. Как же не приехать сюда?

Столица ЯНАО – Салехард. Это самый крупный населенный пункт из расположенных прямо на полярном круге, на 66-й параллели Северного полушария. Основан казаками в 1595 году как крепость Обдорск. В Салехард переименован в 1933 году. Население – 48 тыс. человек. В округе есть и более крупные города – Новый Уренгой, Ноябрьск (оба – более 100 тыс.).

Чтобы приехать сюда, нужно лететь самолетом или ехать поездом до станции Лабытнанги на левом берегу Оби. Салехард связан с ней паромной переправой (летом) и ледовой дорогой (зимой). Можно еще приплыть теплоходом по Оби. На 2018 год запланировано закончить строительство автодороги Надым–Салехард. А ведь когда-то здесь уже была железная дорога.

Трансполярная магистраль

В 1948 году Салехард оказался в центре строительства Трансполярной железнодорожной магистрали. В перспективе «великий сталинский путь» планировали протянуть к Норильску и довести до побережья Охотского моря и до Анадыря на Чукотке. Строительство было засекреченным. Поручено оно было Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа.

На обских берегах и в укромных уголках полярной тайги и тундры было выстроено 75 мужских и женских концлагерей. Количество заключенных строителей колебалось от 80 тыс. до 100 тыс. Первым этапом строительства стала трасса Салехард–Игарка. Строительство велось навстречу друг другу из Салехарда и Игарки. К концу 1948 года была построена ветка протяженностью 196 км от станции Чум (южнее Воркуты) до станции Лабытнанги (поселок на обском правобережье).

Салехард – самый крупный населенный пункт из расположенных прямо на полярном круге.
Салехард – самый крупный населенный пункт из расположенных прямо на полярном круге.

Ныне Лабытнанги – конечная станция Северной железной дороги, идущей от Москвы. Железнодорожного моста между Лабытнанги и Салехардом строить не собирались. Несколько лет между этими станциями действовала самая оригинальная железнодорожная переправа – «ледовка». На льду Оби намывали мощными брандспойтами дамбу из воды. Когда вода леденела, укладывали шпалы и рельсы и по ледяной дамбе успешно шли на восток целые грузовые составы.

К 1953 году поезда ходили от Салехарда до Надыма на 320 км. Между Игаркой и Надымом было отсыпано еще 400 км земляного полотна. В 1954 году стройка была законсервирована, дорога стала мертвой, быть может, навсегда.

Большая концентрация остатков былых лагерей, брошенных паровозов, опустевших бараков, километров колючей проволоки вдоль теперь мертвой дороги могла бы выступить объектом мирового туристического интереса к той сложной и неоднозначной эпохе. А интерес возродил бы и саму дорогу, возможно, даже в виде паровозов и вагонов тех лет.

Газовая загадка

Новым импульсом освоения севера Западной Сибири послужило открытие в 1960-х годах крупнейшего газоносного района планеты. Обнаружен он в породах нижнего мела и юры. Из богатейших месторождений выделяется нефтегазоконденсатное Уренгойское, ныне наполовину исчерпанное. Возле него возведен город Новый Уренгой.

Новый Уренгой гордо именует себя «газовой столицей России». Здесь самое крупное в мире газодобывающее предприятие «Уренгойгазпром». Отсюда в 1981–1984 годах был проложен в Европу один из самых длинных в мире магистральных газопроводов Уренгой–Помары–Ужгород. Была сооружена первая в стране станция охлаждения газа. Эти станции позволяют сохранить природу от выкачиваемого через вечную мерзлоту с больших глубин горячего газа.

К слову, природный газ – таинственнейшая субстанция на планете. И не столько даже в связи с его неясным происхождением, сколько с еще более таинственным сохранением месторождений. Ведь природный газ – одно из самых подвижных веществ на земле и залегает на глубинах под очень высоким давлением. За многие миллионы лет он просто обязан был улетучиться из-за землетрясений, усадок, растрескивания горных пород, пожаров.

Любое проникновение кислорода в массовых количествах или микроорганизмов могло бы разрушить газовые месторождения. Тем не менее они успешно сохранились до наших дней и не несут никаких следов разрушений, известных на любом газоперерабатывающем предприятии.

На Тазовском полуострове обнаружено другое крупнейшее в России газовое месторождение. Возле него вырос город Ямбург. Это по-немецки звучащее, а на самом деле ненецкое слово означает «большое гнилое болото».

От гигантского нефтегазоконденсатного месторождения «Бованенково» по шести ниткам магистрального газопровода Ямал–Запад газ поставляется в Европу. Газопровод проходит по дну Байдарацкой губы. Губа мелководна. Во время ледоходов ледяные торосы глубоко роют дно, особенно у берегов. Мировая практика не знает аналогов подобных подводных трубопроводов.

По-ненецки «ямал» означает «край земли».
По-ненецки «ямал» означает «край земли».

К ямальским месторождениям подтянута железная дорога станции Обская (в 12 км от станции Лабытнанги) – Бованенково–Карская. Это – самая северная из действующих железных дорог в мире! На ней сооружен самый длинный в Заполярье железнодорожный мост протяженностью 3,9 км через реку Юрибей.

От Мессояхо-Соленинской группы газовых месторождений Гыданского полуострова проложены четыре надземные нитки газопроводов к Норильску. В ближайшей перспективе начнут разрабатываться крупные месторождения Гыдана – «Утреннее» и «Геофизическое».

Реки, тундры и тайга

Почти все самые красивые места находятся рядом с речками и великими реками, впадающими в Карское море. Они идеальны для путешествий на надувных и моторных лодках, байдарках. Берега обычно обрывистые. Местами в них вскрываются пласты и жилы подземных льдов. Впечатляют залежи многопластовых льдов. Залегают они на глубинах 6–15 м, достигают мощности 10–20 м, вскрываются в обрывах на протяжении 300–400 м. Их обилие и разнообразие в тех местах самое большое в мире.

В начале лета, когда тундра набухает от тающего снега, пространства между сильно извилистыми тундровыми речушками покрываются водой. Обильная обводненность активизирует проявление мерзлотных процессов и форм. Это сделало равнины севера Западной Сибири излюбленным местом мерзлотоведов.

Особого величия достигают разливы Оби и Енисея – крупнейших рек земного шара. Обь – первая в России река по площади бассейна (3 млн кв. км). Енисей – самая многоводная река России – ежегодно выносит 625 куб. км воды. Течет он почти по меридиану и делит страну примерно пополам. С левого берега Енисея лежит Западная Сибирь. С правого – начинается Восточная Сибирь.

Все речки и великие реки славятся рыбой. В притоках Оби сосредоточена самая многочисленная в мире популяция ценных сиговых рыб. Здесь ежегодно добывают 10–11 тыс. т ряпушки, пеляди, муксуна, чира, сига-пыжьяна, тугуна, омуля и нельмы, что составляет почти половину всего улова сиговых в России, или треть мирового. Ямало-Ненецкий автономный округ дает товарной рыбы больше, чем вся Восточная Сибирь. Видовой состав улова на 70–80% состоит из сиговых рыб.

На Западно-Сибирской равнине исключительно ярко выражена природная зональность.

Северные побережья полуостровов Ямала и Гыдана и прилегающие к ним острова Карского моря заняты пятнистыми и полигональными лишайниковыми полупустынями (арктическими тундрами). Даже покатые холмы среди них кажутся величественными горами. Южнее появляются типичные моховые тундры. Над мхами возвышаются грибы, их тут легко собирать.

На песчаных и галечниковых отложениях более обычны лишайниковые тундры. Кустистые лишайники – цетрарии и кладонии – ценны как зимний корм оленей, но значительные площади полуостровов занимают менее ценные алекториевые тундры. Южные части полуостровов Ямала и Гыдана и центральная часть Тазовского полуострова покрыты кустарниковыми тундрами. На самом юге полуостровов вдоль песчаных окраин террас крупных рек вытягиваются полосы лиственничного лишайникового редколесья и елово-березовых редин. К югу они сгущаются в лиственничную и еловую северную тайгу.

Ненецкое нашествие и чудь

Обширную территорию от Белого моря до Таймыра заселяют ненцы. Более половины их живет в Ямало-Ненецком автономном округе. В северной тайге живут селькупы, ханты, манси (обские угры), коми-зыряне. Они большей частью рыболовы и охотники, но и у них практикуется оленеводство.

Уже с начала нашей эры, а может и раньше, суровое побережье Северного Ледовитого океана было обжито отважными морскими зверобоями и охотниками. На рубеже I и II тысячелетий в тундру приходят оленеводы-самодийцы – предки нынешних ненцев. Они дальние родственники самодийских племен Саянского нагорья, исчезнувших уже в ХХ веке, – камасинцев, койбал, мутор, тайгинцев, карагасов. Самодийцы покорили и ассимилировали полярные племена, вобрали их опыт приспособления и выживания, соединили его со своей культурой кочевников-оленеводов. Так сформировался ненецкий народ.

Обь – первая в России река по площади бассейна (3 миллиона квадратных километров).	Фото Владимира Захарина
Обь – первая в России река по площади бассейна (3 миллиона квадратных километров). Фото Владимира Захарина

Не все, впрочем, автохтоны подчинились самодийцам. От жителей побережья Обской губы можно услышать о «сихиртя» – низкорослых людях, ушедших в сопки и занимавшихся рыболовством. Предания дополняются сказаниями народов севера Европейской России о подземном народе сиртя (сыртя), который часто называют чудью. Эти предания были записаны академиком Шренком и писателем Немировичем-Данченко.

В ХVIII–ХIХ веках ненцы в культуре кочевого скотоводства заимствуют от коми (зырян) практику выпаса крупных табунов. Практически все дикие олени оказались одомашнены крупнотабунным оленеводством и лишь несколько сотен голов сохранилось на самом севере. Зато в Ямало-Ненецком округе выпасается теперь самое большое в мире стадо домашних оленей (665 тыс. голов).

Основное транспортное средство у ненцев – двухполозная нарта. В некоторых прибрежных районах сохраняются собачьи упряжки, зимой используются лыжи, в летнее время – лодки.

Жилище ненцев – чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни. Ненецкая одежда: распашная женская шуба, мужская малица, меховые чулки и сапоги, маличные рубахи, совик.

Охотники, кочевники, рыбаки испокон веков не только знали большинство ремесел, но и были своеобразными энциклопедистами-ремесленниками. Лишь одни они владеют той техникой быта, без которой невозможно выжить и жить в экстремальных условиях холода, наладить разумную эксплуатацию природных богатств этих территорий. Кочевание, к примеру, – наиболее рациональный способ использования хрупких ландшафтов тундры, и нет никаких оснований рассматривать его как какую-то «низшую» форму образа жизни. Стада диких оленей совершают перегоны до 2,5 тыс. км в год. Очевидно, сходные перегоны должны совершать и домашние олени.

Вызывает восхищение хорошее знание полярными обитателями повадок животных и птиц. Люди, которым приходится бродить по тундрам и горам, быстро ориентируются на местности. В любую пургу или туман отыскивают нужный им чум, находящийся за много десятков километров. У них развивается особое «внутреннее видение» пространства и чутье времени. Когда теряют бесценного для них оленя, отыскивают его несмотря на ночь, пургу, на расстоянии в 50 км. Не сговариваясь, могут съехаться к определенному времени на сход. Отыскивают соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, когда их не удается обнаружить по следам или с помощью собак. Эти факты многократно зафиксированы этнографами.

Русский посад за полярным кругом

В 180 км вверх по течению реки Таз к югу от ее впадения в Северный Ледовитый океан еще в XVI веке существовал небольшой промысловый городок. Затем в 1601 году отряды служилых людей во главе с М. Шаховским, Д. Хрипуновым, В. Масальским и С. Пушкиным на высоком берегу реки Таз построили Мангазейскую крепость. Правилом тогдашних русских было: где зимовье, там и крест или даже часовня; где крепость, там и церковь; где город, там и монастырь кроме церкви или несколько церквей. Но насильно обращать в христианство покоренные народы воспрещалось: «страхом и жесточию никак не приводити».

Город бурно разросся в Смутное время польской оккупации Москвы. В 1612 году голландский торговый агент в Москве Исаак Масса издал в Амстердаме географический чертеж Мангазеи. Как и все русские города того времени, он состоял из двух частей: кремля-детинца и посада. На территории детинца находились Троицкая церковь, таможня. В посаде – две церкви, часовня первого сибирского святого Василия Мангазейского, гостиный двор, до 700 построек.

Итак, первый русский город за полярным кругом был построен на севере Западной Сибири. Он стал важным торговым перекрестком. Сюда приезжали торговцы даже из Китая – при раскопках найдены осколки китайского фарфора. Приходили торговать голландские и английские купцы. Отсюда начинались походы русских на восток.

В Мангазею тогда ходили или через Урал, или по морю. Первый «чрезкаменный путь» шел из Устюга по Вычегде или из Холмогор по Мезени. Их притоки приводили к Печоре и западным склонам Северного Урала. Уральский хребет преодолевали волоком, используя оленьи и собачьи упряжки. Так попадали в реку Собь, по которой достигали Березовского острога. Далее шли Обью до ее устья, заворачивали в Тазовскую губу и реку Таз. Здесь, в устье Мангазейки, и была Мангазея.

Второй путь – морской – шел вдоль арктического побережья, а далее через Ямал по волоку между реками Мутной и Зеленой в Обскую губу и затем в Тазовскую губу и на реку Таз. При раскопках Мангазеи найдены остатки кочей, на которых доходили до Мангазей поморы Русского Севера.

И был еще третий путь, из Китая. Он шел с верховьев Иртыша и Оби.

Однако в 1620 году – в начале правления Михаила Федоровича Романова – плавание морским путем, через ямальский волок, в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено. Во многом это было связано с угрозой проникновения и подчинения сибирских земель англичанами и голландцами. Они имели богатый опыт морских плаваний и освоения новых земель, английский и голландский торговые и военные флоты были лучшими в мире. Вслед за английскими и голландскими кораблями неизбежно шла армия, а за нею – и администрация.

С 30-х годов XVII века в окрестностях Мангазеи из-за варварской добычи исчезает соболь. Все большее значение промыслового центра стало приобретать Туруханское зимовье, стоящее между Мангазеей и новыми районами добычи соболя. Туруханск стали называть «новой Мангазеей». А сама Мангазея прекратила свое существование к 1672 году.

Археологические раскопки Мангазеи дают возможность реконструировать культуру русского первопроходческого населения XVII века на крайнем севере Сибири. Найдены комплексы жилых и хозяйственных построек. Выяснилось, что мангазейцы разводили коров, свиней, кур. Присутствие детей в городе засвидетельствовано находками не только детской обуви, но и игрушек. Среди них – рукоять деревянного меча, миниатюрный молоточек, топорик, лодочка с веслом, пластинчатые вертушки в форме бабочек, рыбка, волчок-юла, остатки детской азбуки.

Таким образом, Сибирь могла стать английской или голландской колонией, как Северная Америка, Индия, Индонезия и другие. История государства Российского могла бы сложиться тогда совсем иначе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
869
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1539
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1374
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2579

Другие новости