0
10286
Газета Интернет-версия

24.05.2017 00:01:20

Крысиная возня в Новой Зеландии

Тэги: новая зеландия, крысы, грызуны, природа


новая зеландия, крысы, грызуны, природа С крысами у человека – давняя «дружба». Кадр из фильма «Индиана Джонс и последний Крестовый поход». 1989

Заголовок в английской газете Daily Mail интригует сразу: «Новая Зеландия планирует убить КАЖДУЮ крысу в стране, согласно амбициозной программе, сравнимой с высадкой человека на Луну». Заодно уничтожению подлежат опоссумы и горностаи. Количество нежелательных животных превышает численность населения Новой Зеландии (около 5 млн человек) в несколько раз. По оценкам, одних только опоссумов в 2009 году насчитывалось примерно 30 млн.

Что ж, с крысами у человека – давняя «дружба». По мнению известного австрийского специалиста по поведению животных, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973) Конрада Лоренца, именно любопытство, познавательный рефлекс превратил крыс, пасюков в частности, в настоящих космополитов, заселивших все участки суши на Земле. Они буквально лезут во все дыры, стремятся попасть в неведомую им пока еще обстановку, при этом их не смущают неприятности и даже риск.

Мало того, коммуникативные, если можно так сказать, способности пасюков иногда просто потрясают. В их норах находят не только камни – ложки, обертки, даже лампочки… Документально зафиксированы факты способности пасюков добывать жидкость из бутылки с помощью… своего хвоста: они макают хвост в содержимое сосуда, вынимают и облизывают; проделывают этот трюк пасюки настолько ловко, что иногда уровень жидкости в бутылке понижается буквально на глазах.

Крысы проникли в Новую Зеландию известным способом – вместе с людьми. В идеальной экологической нише, где у них не было конкурентов, грызуны стали неконтролируемо размножаться, уничтожая местные, эндемичные, виды. Так, серьезной опасности подвергается национальный символ Новой Зеландии – птица киви. (Всего за время колонизации Новой Зеландии пришлым населением было уничтожено более 40 видов птиц; многие виды, включая и национальную гордость – киви, находятся под угрозой уничтожения.) Как бы там ни было, поход против крыс, как надеются его организаторы, поможет сбалансировать уникальную островную фауну.

Увы, новозеландцы отнюдь не первые, кто столкнулся с последствиями «демографического взрыва» в популяции крыс. В период с 1680 по 1690 год на острове Маврикий в западной части Индийского океана был полностью уничтожен маврикийский дронт (знаменитая додо). Это была крупная, высотой до метра, нелетающая птица. Ученые предполагают, что предки додо были вполне нормальными летающими птицами. Но, добравшись однажды до Маврикия, они нашли там настолько благоприятную среду обитания (изобилие пищи, отсутствие хищников), что потребность в полетах оказалась излишней. Короткие крылья додо, тяжелое и неловкое тело, слишком маленькая грудная кость при мощной грудной мускулатуре – все подтверждает данную гипотезу. Существовало три вида этого нелетающего голубя величиной с индюка. Не сохранилось  ни одного экземпляра даже чучела додо (были ли таковые – тоже вопрос).

В гибели беззащитных додо повинны голландские моряки, которые первыми из европейцев и увидели эту птицу, когда высадились на остров для пополнения запасов воды и свежего мяса. Завезенные ими на Маврикий животные – свиньи, обезьяны, собаки, кошки и, конечно же, крысы – разоряли наземные гнезда додо.

В 2012 году агентство AP сообщило, что власти Эквадора начали разбрасывать яд на Галапагосском архипелаге, чтобы отравить сотни миллионов крыс. Грызуны угрожают уникальным видам птиц и рептилий, которыми славится этот природный заповедник. Всего при помощи вертолета на два острова планировалось высыпать 22 тонны яда. Здесь – та же история, что и в Новой Зеландии, и на Маврикии…

Сценка из далекого будущего: очень большие собакоподобные крысы охотятся на кролопов – эволюционных потомков кроликов.	Иллюстрация из книги Дугала Диксона «После человека. Зоология будущего»
Сценка из далекого будущего: очень большие собакоподобные крысы охотятся на кролопов – эволюционных потомков кроликов. Иллюстрация из книги Дугала Диксона «После человека. Зоология будущего»

Особи агрессивных норвежских и черных крыс были завезены на Галапагосские острова в XVII веке с пиратскими и китобойными судами. Популяция их стремительно разрасталась. По оценкам экспертов, в 2012 году на необитаемых островах Пинсон и Пласа Сур площадью 1800 га и 9,6 га соответственно, где проводится травля, обитали более 180 миллионов крыс! 

На Пинсоне насчитывалось 10 крыс на один квадратный метр. Ничего удивительного – кормовая база для грызунов просто великолепная: они поедают яйца гигантских черепах, ящериц, змей, ястребов и игуан. Помимо того, крысы уничтожают растения, которыми питаются галапагосские животные.

Травля крыс на островах Пинсон и Пласа Сур оценивалась в 1,8 млн долл. Яд был разработан американскими специалистами: он привлекает крыс, но отталкивает других обитателей острова. В его состав входит антикоагулянт, из-за которого останки грызунов быстро высохнут и разложатся в течение восьми дней.

Масштабная программа по борьбе с завезенными на архипелаг видами, реализуемая на Галапагосских островах, должна завершиться к 2020 году полным истреблением крыс. В Новой Зеландии, видимо, из-за того, что на архипелаге обитают не только крысы, опоссумы и хорьки, но еще и 5 млн представителей вида Homo sapiens, грызунов планируют уничтожить лишь к 2050 году. Кстати, тут и методы – помимо традиционных ловушек с ядовитой приманкой – используются куда более изощренные, высокотехнологичные, генноинженерные.

Джеймс Расселл, исследователь из Университета Окленда, предполагает, что истребить вредителей можно с помощью так называемого генного драйва. Для этого в дикую природу будут выпущены животные, несущие в своем геноме вредные мутации. Эти млекопитающие будут размножаться и распространять дефектные гены, способствующие ранней смерти во всей популяции.

Впрочем, некоторые эксперты предупреждают, что план тотального уничтожения крыс несет и серьезные экологические риски для Новой Зеландии. Самый очевидный – уничтожение грызунов будет способствовать неконтролируемому размножению диких кошек и летучих мышей. (Кстати, в соседней Австралии в январе 2014 года из-за аномально высокой температуры воздуха – 43 градуса по Цельсию – в штате Квинсленд за несколько дней полностью вымерли 25 колоний летучих мышей, общая численность которых превышала 100 тысяч особей. Животные гибли непосредственно во время полета.)

Экологические связи настолько тонкие и уязвимые, что просчитать все последствия вмешательства в их структуру просто не представляется возможным. Тем более такого масштабного вмешательства, которое задумало правительство Новой Зеландии. В качестве примера можно привести результаты одного очень интересного исследования, которое провели в 2012 году биологи из Еврейского университета в Иерусалиме. Результаты этого исследования были опубликованы в ScienceNow.

Ученые обнаружили, что свойства почвы в экосистеме зависят от того, как чувствуют себя живущие в ней… кузнечики. Если они испытывают стресс – скажем, от присутствия хищников, то органические вещества в почве будут разлагаться медленнее. Дело в том, что на фоне стресса содержащие азот белки в организме кузнечиков периодически перерабатывались в глюкозу, не содержащую азота; относительное содержание азота падало, а углерода – возрастало. Оказалось, что относительно небольшие изменения в химическом составе тела насекомых могут повлиять на свойства почвы, где они обитают. Попадая туда после гибели, тела кузнечиков разлагались и влияли на содержание в ней азота. Там, где жили спокойные кузнечики, разложение растительных остатков (например, листьев) происходило на 60–200% быстрее, чем там, где жили испуганные пауками насекомые.

А крысы – это все-таки не кузнечики… Напомним, план правительства Новой Зеландии по полному уничтожению – как оно, правительство, считает – вредных грызунов рассчитан до 2050 года. Английский палеонтолог и популяризатор науки Дугал Диксон предлагает взглянуть немного дальше – на 50 млн лет после вымирания Homo sapiens как вида (см. его книгу: «После человека. Зоология будущего». М., 2017). «Когда исчезла доминирующая форма жизни <человек>, мир животных погрузился в период эволюционного хаоса, длившийся десятки тысяч лет, – пишет Диксон. – Однако вымирание человека дало толчок к образованию множества новых видов животных, и его исчезновение было событием первоочередной важности для формирования облика мира, который появился 50 млн лет спустя».

Основываясь на известных законах эволюции, Дугал Диксон попытался смоделировать картину будущего животного мира планеты. Получилось «до жути» реалистично. Нашлось в этой картине место и… крысам. «В умеренных широтах крупные травоядные и листоядные животные равнин и лесов, которые прежде были бы добычей волка, сейчас становятся жертвами фаланкса (Amphimorphodus cynomorphus) – очень большой собакоподобной крысы, охотящейся стаями. Эволюция этого вида затронула изменение конечностей: из весьма неспециализированных бегательных лап крысы они превратились в совершенные приспособления для бега с небольшими ступнями и толстыми подушечками, а также длинными голенями, снабженными сильными мускулами и сухожилиями».

Итак, крысы размером с хорошую овчарку, охотящиеся стаями на кролопов – эволюционных потомков кроликов, размером с хорошую антилопу. «Когда хищники переживали времена расцвета, грызуны, в частности крысы, постепенно распробовали вкус мяса и отбросов животного происхождения, – добавляет некоторые анатомические подробности Диксон. – Расселение человека во все части света способствовало их широкому распространению, а после исчезновения людей они продолжили процветать на остатках разрушившейся и угасшей человеческой цивилизации. Высокая способность к адаптации обеспечила их выживание. Несмотря на специализированный характер зубов, крысы были способны использовать широкий спектр видов пищи. В передней части рта у них есть два острых грызущих резца, которые продолжают расти в течение всей жизни, чтобы компенсировать стирание; они отделены промежутком от задних зубов. У них была плоская поверхность для разжевывания растительных кормов. Это сильно отличается от типичной зубной системы хищников, когда за режущими резцами в передней части рта находится пара колющих клыков и ряд режущих зубов в глубине рта»…

На этом фоне бодрое заявление бывшего премьер-министра Новой Зеландии Джона Кея о том, что программа уничтожения крыс до 2050 года – это «самый амбициозный проект по сохранению природного баланса, предпринятый в любой точке мира», конечно, немного успокаивает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
804
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
590
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
292
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
389

Другие новости