14.06.2017 00:01:00

Продление молодости может приводить к онкологическим заболеваниям

Тэги: старость, молодость, генетика, рак, днк

Иммунная клетка (слева с отростками), атакующая опухолевую. 	Фото Physorg
Иммунная клетка (слева с отростками), атакующая опухолевую. Фото Physorg

Ученые Московского физико-технического института создали программу «Гироскоп», позволяющую быстро и эффективно выявлять потенциальные геропротекторы – вещества, защищающие клетки от старения. В качестве примера приводится ген фермента, который необходим для клеточного роста и деления, но он может и ускорять старение вследствие «изношенности» гена устойчивости к стрессу. Клетка ест и дышит, что приводит к образованию свободных радикалов, которые вызывают повреждения в ДНК.

В Физтехе, по рекомендации компьютера, отобрали несколько геропротекторов и проверили их в экспериментах на клетках человека. При этом надо заметить, что более 90% продуктов фарминдустрии, хорошо зарекомендовавшие себя в опытах на лабораторных животных, так до клинической практики и не доходят, что приводит к большим расходам и неоправданным потерям.

Однако «молодильные» гены опасны своими мутациями, приводящими к аномальному клеточному омоложению и нежелательной трансформации. Такие клетки постоянно возникают в организме, но элиминируются нормально функционирующими Т-лимфоцитами. Отклонения в развитии последних, безо всякого преувеличения, в некоторых случаях жизненно опасны, в других же ухудшают качество жизни. Речь идет об аутологических, или собственных клетках иммунной системы, реакция которых на собственные ткани приводит к аутоиммунным состояниям. На одном конце их спектра – банальная сенная лихорадка, на другом же – анафилактический шок.

Где-то посередине можно поместить такое состояние организма, как беременность женщин. Ведь в этот период в матке развивается плод, генетически наполовину ей чужеродный. В геномах как женщины, так и плода, для того чтобы не произошло его «сброса», заложены механизмы сдерживания лимфоцитарной агрессии. Это проявляется в том, что Т-клетки, которые потенциально могут «нападать» на собственный организм, изымаются. В результате некоторые люди живут до 100 и более лет.

Геном трансформированных клеток нестабилен, поэтому в них открываются своеобразные генные чакры, позволяющие сдерживать реакцию иммунной системы. Благодаря этому опухолевые клетки выходят из-под ее бдительного контроля. Оживить его бдительность призваны моноклональные антитела (МАТ), относительно давно созданные молекулярными фармацевтами и биотехнологами.

Ученых, занимающихся ВИЧ, в свое время поразил факт того, что на поверхности иммунных клеток есть протеин, помогающий вирусу проникнуть в них. Оказалось, что этот белок иммунных клеток является хеморецептором воспаления, задействованного и в опухолевом процессе. Дело в том, что раковая клетка белком своей мембраны подавляет функцию этого и других помощников, тем самым выходя из-под «надзора». Решение родилось само собой в виде МАТ, блокирующих взаимодействие раковых и иммунных протеинов. В опытах на мышах было показано, что опухоли сморщивались и продолжительность жизни мышей увеличивалась.

В конце прошлого года пришло первое сообщение об успехе российских биотехнологов, создавших моноклональные антитела против меланомы. А уже в начале 2017 года об этом достижении сообщала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. В пресс-релизе говорилось, что на клинические испытания препарата потребуется от 100 до 180 млн руб. и его доступность для пациентов возможна уже в 2018-м. Подчеркивалось, что отечественные МАТ излечивают и на поздних стадиях развития опухоли с метастазами. Приводились данные испытания МАТ на 418 пациентах с метастатическими меланомами, выживаемость которых в течение года была отмечена у 73% (против 42% при классической терапии).

К этому можно добавить, что испытания МАТ у людей с раком легких не дали и такого увеличения. Из этого ученые сделали вывод, что МАТ не слишком были «нацелены» на опухоль. О сложности генома раковых клеток писал и журнал Science. Что и подтвердилось в середине марта 2017 года, когда были опубликованы данные, касающиеся белка моезина (moesin – membrane-organizing). Он известен давно как организатор подмембранных протеинов, которые поддерживают клеточную форму и в то же время участвуют в образовании ее выростов, в движении и делении. Делают они это с помощью белка, получившего название «трансформирующий фактор роста» (TGF – Transforming Growth Factor), мутации которого приводят к клеточной трансформации.

Сотрудники Медуниверситета Южной Каролины показали на мышах, что гораздо большим потенциалом подавления опухолевой толерантности обладает воздействие на моезин в совокупности с рецептором TGF. После выключения гена моезина у мышей с меланомой быстро увеличилось число противоопухолевых клеток «натуральных киллеров» (CTL – CytoToxic Lymphocytes). Авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале J. Clinical Investigations, считают, что их результаты – шаг вперед на пути регуляции противораковой клеточной защиты, а моезин станет более надежной целью подавления опухолевой толерантности.