0
11069
Газета Интернет-версия

27.09.2017 00:01:15

Термодинамика на скорости света

Эмиль Вейцман

Об авторе: Эмиль Викторович Вейцман – кандидат технических наук.

Тэги: физика, термодинамика, планк, эйнштейн


физика, термодинамика, планк, эйнштейн Если Планк и Эйнштейн ошибались, то ангелы должны быть теплокровными. Николай Эстис. Из цикла «Ангелы». 1983

Термодинамика – это физическая дисциплина, изучающая превращения одних видов энергии в другие ее виды, а также взаимоотношения между энергией, теплом и произведенной работой. Релятивистская же термодинамика – это та же термодинамика, но только для случая, когда тепловые процессы протекают в объектах, движущихся со скоростями, стремящимися к скорости света в вакууме.

Строго говоря, делить термодинамику на простую и релятивистскую – в известной степени то же самое, что делить осетрину на два типа свежести – первую и вторую. Но так уж исторически сложилось, что появились две термодинамики – сначала классическая, потерявшая к настоящему времени немного в свежести, затем релятивистская, чуточку более свежая; впрочем, и этой уже более 100 лет. Вот только последнюю ученые до сих пор разжевать толком не в состоянии.

Как будто некий Демон Науки подкинул группе ученых-физиков для решения проблему, связанную с преобразованием тепла и температуры при скоростях, близких к скорости света, устроив сеанс мозгового штурма, растянувшегося более чем на 100 лет. В первых рядах этого научного отряда – гениальные Макс Планк и Альберт Эйнштейн. Не обошлось без Льва Ландау с Евгением Лифшицем. 

Основы специальной теории относительности (СТО) были заложены в 1905 году. Основы релятивистской термодинамики появились на свет двумя годами позже. За прошедшие 100 с лишним лет механика и электродинамика специальной теории относительности в основном сформировались.

За это же время в рамках релятивистской термодинамики в силу ряда веских причин не было проведено ни одного опыта.

И вот один из промежуточных итогов развития релятивистской термодинамики: ко второму десятилетию XXI века не было написано ни одной научной монографии в области релятивистской термодинамики, а вот в области релятивистской механики и электродинамики в книжной продукции недостатка не ощущалось. Однако как прикажете писать монографию о научной проблеме, фундамент которой последние 50 лет непрерывно сотрясают дискуссионные катаклизмы?

Гениальные Планк и Эйнштейн утверждают: если скорость изучаемого объекта стремится к скорости света в вакууме, то объект этот должен охлаждаться с точки зрения наблюдателя, находящегося, например, в неподвижной системе отсчета или, если по-обывательски, в неподвижной системе координат. Словом, чем выше скорость изучаемого объекта, тем ниже его температура. Авторитет этих двух корифеев науки столь велик, что никому из их коллег не приходит в голову усомниться в корректности выводов, сделанных гениальными физиками.

Идет время… В 1947 году умирает Планк, в 1955-м – Эйнштейн. А в 1963 году выходит в свет посмертная статья немецкого физика Гельмута Отта, посвященная релятивистской термодинамике. Выводы Отта, сделанные в этой научной работе, диаметрально противоположны результатам, полученным его гениальными соотечественниками. Отт утверждает: чем выше скорость исследуемого объекта, тем выше его температура и тем больше в нем тепла.

Коллеги-физики немедленно бросаются с пристрастием изучать столь скандальный научный труд. Ищут ошибки. И не находят. И никому из них в голову не приходит, забыв на время о несомненной гениальности Планка и Эйнштейна, с пристрастием проверить и перепроверить все написанное ими о преобразовании тепла и температуры при релятивистских условиях. Более того, коллеги-оппоненты, решив последовать примеру покойного Отта, в свою очередь, принимаются сочинять разного рода теории, касающиеся преобразования тепла и температуры в рамках теории относительности.

И вот уже двое американцев, Каллен и Горовиц, предлагают свой взгляд на вещи, утверждая независимость тепла и температуры от скорости движения объекта. Более того, они готовы даже отменить тепло как таковое. А кое-кто (Ландсберг) и вообще отменяет этот термодинамический параметр. Без него проще. Находятся и такие, у которых в рамках одного и того же процесса температура может и возрастать, и уменьшаться при разгоне изучаемого объекта вплоть до скорости света. Все зависит от способа измерения этой самой температуры.

Все это очень уж отдает «температурным язычеством», и становится ясно: пора переходить к «температурному монотеизму», а, стало быть, поискать, а что не так у Эйнштейна и Планка в предлагаемой ими теории релятивистского преобразования температуры? И, похоже, это «не так» находится.

Тут я явственно слышу голос какого-нибудь современного авторитета в области теоретической физики: «Ты что, умней всех, включая Эйнштейна и Планка?»

Да нет, я не умней всех, просто я «такой же умный, как моя теща… потом». Ведь прошло-то более 100 лет со времен закладки Планком основ релятивистской термодинамики. И я не поленился проштудировать и проанализировать большую часть научной литературы, вышедшей более чем за столетие, на немецком и английском в этой области теоретической физики. В итоге была написана и издана в США монография, посвященная исключительно релятивистской термодинамике. Замечу, первая в мире монография в этой области теоретической физики (Emil V. Veitsman. Relativistic Thermodynamics / Horizon Research Publishing, USA, 2017. 196 p.).

От ошибок в науке никто не застрахован, включая научных корифеев. Играют-то они против Демона Науки. Это во-первых. А во-вторых, у меня не поднимается рука написать, что Эйнштейн с Планком ошиблись – они просто-напросто кое-чего не учли, ведь теория относительности, а вместе с нею и релятивистская термодинамика только-только начинались. Всего сразу не учтешь. А не учли они вот что.

Энергия, затраченная на разгон объекта до некой скорости, достаточно близкой к скорости света в вакууме, пошла частично на увеличение кинетической энергии объекта в целом, а частично оказалась затраченной на увеличение скорости микрочастиц, составляющих изучаемый объект. В этом-то все и дело – ведь чем выше совокупная скорость этих микрочастиц для наблюдателя, находящегося в неподвижной системе отсчета, тем выше для него и температура вещества в этом объекте. И, как следствие, мы имеем две температуры и два тепла: термодинамические и релятивистские.

Тепло первого рода – это тепло, вводимое в систему из какого-то внешнего источника. Ввод этот сопровождается возрастанием энтропии вещества в изучаемом объекте, то есть возрастание степени беспорядка в нем. Тепло второго рода – это тепло, образующееся в движущейся системе благодаря превращению в него затраченной при разгоне кинетической энергии. С точки зрения неподвижного наблюдателя, тепло это на энтропию системы никак не влияет, а вот на скорость микрочастиц в ней – еще как. В итоге и первый, и второй принципы термодинамики остаются справедливыми при релятивистских условиях, а стало быть, корректным оказался результат, полученный Гельмутом Оттом перед самой его смертью – чем выше скорость изучаемого объекта, тем выше и его температура!

В итоге в термодинамике едины и эти два вида тепла, и обе эти температуры – для всех физических процессов без исключения. Сплошной термодинамический монотеизм!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
543
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
636
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
867
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
587

Другие новости