0
8340
Газета Интернет-версия

27.09.2017 00:01:00

Российские коридоры Великого шелкового пути

Яцек Палкевич

Об авторе: Яцек Палкевич – исследователь, член Русского географического общества. B 1996 году определил исток Амазонки. Организатор экспедиции «Великий шелковый путь – 2017–2018».

Тэги: китай, шелковый путь, экономика, география, культура, юнеско


китай, шелковый путь, экономика, география, культура, юнеско Одна из главных целей экспедиции – возрождение духа легендарного торгового пути. Фото автора

Великий шелковый путь – это не только символ торговли и яркий пример средневековой глобализации. Это также древняя цивилизационная артерия, по которой распространялись идеи, знания и изобретения, благодаря которой перемешивались и взаимообогащались культуры разных стран и народов.

Котел цивилизаций

На просторах Азии до сегодняшнего дня жив дух тех бурных времен. Взять хотя бы один из древнейших городов мира – Самарканд, столицу империи великого и безжалостного завоевателя Тамерлана. Самарканд издавна притягивал к себе внимание и будоражил воображение. Этот город как будто скрывает в себе некую тайну, загадку. Не случайно его название довольно часто можно встретить на этикетках дорогих парфюмерных марок, на вывесках элегантных восточных отелей и на упаковке элитных продуктов.

Магическую атмосферу прошлого мне довелось ощутить на многолюдном базаре в Кашгаре, среди бесконечно вьющихся лабиринтов из тысяч прилавков, заваленных одеждой, тканями, рисом, подделками Nike и Adidas, пиратскими DVD и электроникой made in China. В шумном сером людском потоке, разбавленном контрастирующими вкраплениями ярких женских платьев и платков, где торгуются все со всеми: оптовики, продавцы и индивидуальные покупатели. Узбеки вперемежку с таджиками, киргизами, русскими и китайцами.

Путь, по которому некогда тянулись караваны навьюченных верблюдов, теперь заполнен бесконечными колоннами грузовиков, везущих товары на рынки Киргизии и еще дальше – в Узбекистан или Афганистан. При этом транспорт внутри базара остался почти тем же, каким был в давние времена: запряженные осликами тележки, перевозящие горы товаров, и мужчины с тяжелыми мешками на плечах.

Нет ничего удивительного в том, что сохранившиеся до наших времен свидетельства бывшего величия древнего торгового пути были оценены по достоинству. В 2014 году в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО была внесена сеть маршрутов Чанъань–Тянь-Шанского коридора. На пути протяженностью в 5 тыс. км, ведущем из Сианя по горам Тянь-Шаня через Китай, Казахстан и Кыргызстан, находится 33 интереснейших туристических объекта: столицы и дворцовые комплексы, фортификационные сооружения, буддийские пещерные храмы, сигнальные башни, участки Великой Китайской стены.

Караваны следуют до Волги

Я очень рад тому, что завершена подготовка к важнейшей в моей жизни экспедиции «Великий шелковый путь – 2017–2018», которая начнется в Китае, пройдет через Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Россию, Беларусь и завершится в Польше. Международный проект поддержали правительства государств, лежащих на пути следования. Проект патронирует ЮНЕСКО.

Одна из жемчужин Великого шелкового пути – Самарканд. 	Рихард Зоммер. Самарканд.1906
Одна из жемчужин Великого шелкового пути – Самарканд. Рихард Зоммер. Самарканд.1906

Одна из главных целей экспедиции – возрождение духа легендарного торгового пути. Маршрут будет пролегать от Китая до Средней Азии, потом не на Ближний Восток, к бассейну Средиземного моря, но так, как двигались караваны во времена захватнических действий Чингисхана, – по периферии, из Бухары на северо-запад, к устью Волги. Хотя древние купцы, едущие с Востока, обычно держали направление на Крым, а оттуда, по Черному морю, добирались до Константинополя, мы поедем до Казани.

Некоторые караваны после пересечения Волги двигались дальше на юг, в направлении Кавказа, к древнейшему городу на территории современной России – Дербенту. Это узловой пункт на линии Каспийской трассы Silk Road, где находились легендарные «железные ворота», которыми Александр Великий некогда оградил свою империю от набегов кочевников с севера.

Огромный потенциал легендарного пути привлек внимание представителей туристической промышленности. Объединенный в целое регион обладает большей привлекательностью, чем отдельные страны. Расширятся возможности сотрудничества в новых сферах, совместными усилиями удастся полнее использовать богатые возможности региона, грамотно оценить и рассчитать инвестиционный климат, создать современную инфраструктуру, усилить интеграцию между городами соседних стран, избавиться от примитивных помех и архаичных процедур на границах. Такие меры наверняка повысили бы туристическую привлекательность Шелкового пути.

Создавая культурное пространство

Россия, имеющая непосредственное отношение к этому древнему маршруту, тоже не отстает! В прошлом году в Министерстве культуры РФ родилась концепция нового культурно-познавательного туристического направления, предполагающего разработку сети маршрутов «Великий шелковый путь». B дальнейшем предложено включить эту сеть маршрутов в международную программу ЮНЕСКО «Туризм на Шелковом пути», действующую с 1993 года.

Около 30 российских регионов располагается непосредственно на историческом торговом пути. Для них этот проект – подспорье в деле развития туристического бизнеса. Для самых отдаленных и ранее бесперспективных уголков России открываются новые туристическо-рекреационные возможности.

Столица Татарстана, Казань, также поддерживает туризм и является сегодня центром по подготовке к процедуре включения российских коридоров Шелкового пути в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ученые Казанского федерального университета уже приступили к работе. Они планируют провести масштабное исследование маршрутов в историческом коридоре. Археологи займутся поиском артефактов, свидетельствующих о функционировании Волжского ответвления Шелкового пути. Предстоит провести анализ письменных источников, собрать археологические и нумизматические материалы.

Цель этих экспедиций – не только исследование археологических памятников Великого шелкового пути на этих территориях, но и поиск в культуре современных народов следов влияния этой международной трассы, по которой происходило движение товаров, технологий и идей.

Современная Бухара все так же впечатляет, как и тысячу лет назад.	Фото автора
Современная Бухара все так же впечатляет, как и тысячу лет назад. Фото автора

Рамиль Хайрутдинов, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, отмечает: «Есть один крайне важный аспект этой работы – сохранение наследия. Такого рода действия позволят нам создать культурное пространство, обеспечить доступ к объектам наследия для всех желающих, но при этом уменьшить степень нежелательного воздействия на них, защитить от разрушения, чтобы памятники истории сохранились для будущих поколений».

Недавно агентство «Татар-информ» сообщило, что в 2018 году в Казани состоится международный форум по подготовке номинационных документов. В рамках форума будут подняты вопросы о выстраивании взаимосвязи российских коридоров Великого шелкового пути с коридорами соседних государств. Помимо этого было озвучено предложение о создании ассоциации регионов России. В первую очередь речь идет о Республике Татарстан, Алтае, Саратовской, Астраханской, Волгоградской и других областях, через которые пролегают российские коридоры Великого шелкового пути.

Из Булгара – в греки

Следует сказать, что среди направлений Великого шелкового пути, пролегающих по территории современной России, можно выделить несколько ключевых отрезков. В прошлом главная дорога вела из Бухары в Астрахань и далее по степям – до Азова; или к месту слияния Волги и Дона и далее по Дону – на Азов; или от низовий Волги до г. Булгар и от него – в Прикамье. Третий вариант – вверх по Волге, в русские княжества.

В районе среднего и южного течения Волги сходились и перекрещивались основные торговые пути. Большое движение было на маршруте из Дербента, куда прибывали караваны с Ближнего Востока, из Центральной Азии и Индии, оттуда ответвление Шелкового пути вело к низовьям Волги или на Азов. Также существовала дорога, ведущая из Приаралья в Саратовское Поволжье и далее, по Волге или Дону, на Азов.

Очень важную роль играло Поволжье. Существовавшее там между VII и XIII веками историческое государство Волжско-Камская Булгария, населенное угро-финскими племенами, контролировало большую часть торговли между Европой и Азией. В X–XI веках столицей Волжской Булгарии был город Булгар, расположенный у слияния рек Волги и Камы. Булгар был крупным, интенсивно развивающимся ремесленным и торговым центром, по богатству и размерам сравнимым с самыми большими городами исламского мира. На сегодняшний день это небольшой городок, жители которого гордятся своим Историко-археологическим комплексом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По мнению историков, торговый путь по Волге мог существовать еще в VIII веке до н.э. Однако самым ранним задокументированным великим речным путем является Волжский, или Волго-Балтийский, торговый путь, расцвет которого пришелся на вторую половину IX векa. Находясь на пересечении с Великим шелковым путем и являясь одной из основных коммуникационных сетей, Волжский торговый путь играл особую роль в экономическом и культурном развитии государств региона. Он заложил благоприятную основу для расширения Великого шелкового пути и облегчения доступа других стран и народов к этому важному транспортному коридору.

Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны Средней и Передней Азии, а по нижнему Дону – в Черное море и Византию. Эти связи были настолько интенсивными, что у некоторых арабских географов сформировалось ошибочное представление, будто Балтийское и Черное моря непосредственно соединены морским проливом.

В это время было велико значение торгового пути «из варяг в греки», ведущего из Финского залива по Неве и озерам до рек Волхов и Ловать, далее до Двины и Днепра, через Киев, до Черного моря, оттуда – до Константинополя и стран Византийской империи, где и происходило его пересечение с «шелковой артерией». Любопытно, что путь «из варяг в греки» использовался варягами-скандинавами, населявшими северные территории русских земель, как в торговых целях – для перевозки янтаря, шкур, меда и даже рабов, так и для грабежей и набегов.

Благодаря всем этим составляющим славяне раздвинули свои государственные границы, расширили торговые связи с другими народами, главным образом с южными соседями – греками и ближневосточными арабами.

Ответвление Шелкового пути от Поволжья тянулось дальше, через Киев до Кракова и Вроцлава, оттуда – до Магдебурга, юга Германии и еще дальше. Так же, как в Поволжье, где пересекались трассы на оси север–юг и восток–запад, так и на территории Польши пересекались центральные коммуникационные маршруты, по которым доставлялись товары из далеких стран.

С севера на юг вел Янтарный путь – аналог возникшего приблизительно в то же время Шелкового пути. Эта внутриматериковая артерия является своеобразной жемчужиной в фундаменте европейского культурного наследия. Янтарный путь тянулся от побережья Балтики, через Вроцлав, альпийские и карпатские перевалы, до Аквилеи – одного из крупнейших городов Римской империи – и до Греции. Проданный там янтарь продолжал свое путешествие дальше, в Китай, где пользовался очень большой популярностью.

Через Польшу также пролегал маргинальный вариант пути «из варяг в греки». Начинался он от Гданьского залива, продолжался по Висле, проходил через Украинскую возвышенность, по Днестру до Черного моря и дальше, через Босфор, – до Греции. Этот путь функционировал благодаря системе волоков, то есть отрезков суши, разделяющих водные артерии, через которые суда и грузы перетаскивали волоком.

Шелковая нитка мультикультурализма

Каждая эпоха и культура имели свой особый путь. Например, великие финикийские мореплаватели, обогнув Европу, доплывали до Дании и скупали там янтарь. Массалиоты из нынешнего Марселя добирались туда через Францию. Лигурам и этрускам приходилось преодолевать Альпы и германские низменности. В раннем Средневековье важную роль в торговле янтарем играли норвежские и датские мореходы, которые доплывали до Сицилии.

На протяжении многих веков Шелковый путь был своего рода связующим звеном между Востоком и Западом. Звеном, помогающим генерировать и поддерживать контакты между людьми. Конечно, времена в истории случались непростые, не обходилось без политических конфликтов и войн. Однако Шелковый путь, несмотря на все политические и религиозные испытания, всегда возрождался.

Этот вдохновляющий исторический пример заслуживает уважения и рождает желание вдохнуть новую жизнь в древнюю караванную артерию. С этой целью и разрабатывался проект, который в современном многокультурном мире, в определенном смысле очень похожем на мир, возникший под влиянием Шелкового пути, должен сыграть свою роль в укреплении взаимопонимания и доверия между людьми разных культур и национальностей.

Варшава


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
951
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1603
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1431
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2693

Другие новости